Три дня искали мы в тайге…

…пороги III-IV категории сложности. Не нашли

 

Карелия, р. Видлица, 12.06.02 – 16.06.02.

Состав участников:

1. КНК “Тритон”, экипаж: Лорд (Андрей Ладыгин)

2. КНБ “Вьюн”, экипаж: Артем и Агата (Наталия Жарикова)

3. КНБ “Свирь”, экипаж: Мурк (Дмитрий Солодкий) и Наташа

Еще не начавшись, поход едва не развалился. Двоих из пятерых участников в последний момент дела попытались удержать на работе, двое других долго не могли потом решить, кому из них первому пришла в голову мысль предложить второму никуда не ходить и отдохнуть дома. Но чувство коллективизма и увещевания пятого члена команды возобладали, и к 00 часов нужного дня мы начали подтягиваться к мурманскому поезду.

Трое прибыли заранее. Двое из них успели до объявления посадки сбегать в “Рамстор” и затариться недостающим (не подумайте чего…). Четвертый появился в последнюю минуту перед отправлением – правда, с лодкой, поэтому вопрос, куда его сажать (третьим во “Вьюн” или вторым в каяк), возникнуть не успел. Возник, впрочем, другой вопрос: куда девать каяк? Поступило предложение привязать его за одной из лодок, как прежде привязывали шлюпку к колесному пароходу. Но тут явился пятый участник, и все (пока виртуально) расселись по своим местам. По причине весьма позднего времени обсуждение проблемы, КУДА МЫ ВСЕ-ТАКИ ИДЕМ, решили отложить на утро.

А наутро проблема встала со всей очевидностью: в середине дня поезд должен был высадить нас в Петрозаводске. Но сомнения нарастали и нарастали. Так, по внимательном прочтении книги А.Шилова “На байдарках по Карелии” выяснилось, что другой вариант похода (на Тулемайоки) аж на 30 км короче первоначально планировавшейся Видлицы (70 против 100 км). Однако более дальняя заброска и ссылки на описания порогов, относящиеся к XV (!!) веку, несколько смущали. С другой стороны, наиболее активная часть команды пропагандировала Уницу, правда, не располагая о ней вообще никакой информацией. Против последней говорили также удаленность Медвежьегорска и все те же неудачные билеты из Лодейного Поля (обратно на Москву), из-за которых поход вместо пяти дней сокращался до четырех.

Когда к обсуждению уже вознамерились присоединиться все пассажиры вагона, даже ни разу не державшие в руках весла, а на голове – каски, возобладал вариант Видлицы.

Итак, день 1

В Петрозаводске долго бегали по вагонам в поисках пропавшего спасжилета пятого участника. Не нашли, решили – обойдемся. Автобус на Ведлозеро отходил часа через полтора, это дало возможность купить билеты и сбегать в супермаркет за недостающим (на этот раз – тем самым). Любимой “Онежской”, правда, к нашему приезду не завезли, пришлось ограничиться “Черемухой” и “Брусникой”.

Пока двое бегали в супермаркет, остальная часть приняла решение сдать автобусные билеты, так как нашла водителя “рафика”, согласившегося за приемлемые 800 рублей доставить все наше “портфолио” не до Ведлозера, а до места (моста через р.Нялму). Поехали, правда, как-то небыстро, появились опасения, что автобус доберется до Ведлозера прежде нас. Особенно обострилось это чувство, когда водитель, выбравшись из города, попытался перейти на 4-ю передачу. Это удалось ему ДАЛЕКО не сразу. Впрочем, похоже, и на третьей мы ехали немногим медленнее.

Сразу за Пряжей “рафику” потребовалось подзаправиться. Следующая остановка оказалась не за горами: пробили заднее левое колесо. Высыпавшую из салона поглазеть на зрелище замены колеса команду тут же одолели гигантские оводы. Проколом проблемы не ограничились: запаска оказалась наполовину спущенной, в результате дальше поехали еще медленнее. Правда, на берегу Нялмы обнаружили местных рыболовов на “Москвиче”, которые поделились с нашим водителем насосом – впрочем, он был уже не наш: получив деньги, быстро укатил в Петрозаводск.

На стоянке нас тут же облепили комары и мошка. Средства против них начали катастрофически таять. Одеться невозможно из-за жары. Со сборкой и упаковкой провозились с 18 до 21 ч, а через 30 мин., немного подзастряв на мелком перекате под мостом, достигли Ведлозера. Большая тихая акватория вызывала жгучее желание искупаться. Похоже, оно носилось в воздухе, так как экипажи, не сговариваясь, подрулили к первой же каменной косе и выбросились на валуны с решительными намерениями окунуться. Водица быстро охладила (в прямом смысле) пылких сплавщиков: озеро прогрелось в верхнем слое сантиметров на 10, а ниже температура была, мягко говоря, совсем не летней. Впрочем, окунулись все, кроме Артема.

Пересекая озеро, все по очереди посидели в каяке. И НИКТО не оценил его возможностей: только дружно признавали, что он рыскает и норовит перевернуться при чуть более решительной, чем надо, попытке вернуть его на курс. Лорду оставалось только вздыхать: он был главным приверженцем и к тому же владельцем судна…

Вниманию стартующих из устья Нялмы: к истоку Видлицы следует идти правым берегом озера, оставляя три острова (есть на карте) по любую удобную руку. Исток реки находится в глубоком аппендиксе озера, причем становится заметен (по правую руку) только в самый последний момент, когда кажется, что заплыли в тупик и пора поворачивать назад. Ориентиром служит ряж (оставшийся от старой плотины) точно посередине истока, издалека кажущийся бережком, на который легко выброситься. Не обольщайтесь: выброситься на этот “бережок” НЕВОЗМОЖНО. Ряж, похоже, обходится только справа, тут же начинается довольно бурный и мелкий перекат. Пройдя его сходу, лорд с Агатой встали в тень камушка, чтобы подстраховать каякера (поскольку кто бы ни сидел в нем, сидел первый раз и наверняка к перекату был не готов). Следом в реку вошла “Свирь” с Артемом и Наташей – стало быть, в каяке – Мурк, а это внушает меньше опасений, как если бы в нем оказалась Наташа. Вскоре в мареве мошки (а над перекатом ее висело… ТУЧА) действительно показались белые очертания каяка, которые, впрочем, быстро сменились красными (днищем): Мурк “обнялся” с камнем и расстался отнюдь не дружески… Вылезти некуда, холодно, темновато (все же полночь, хоть и карельская), ТУЧА мошки – а тут отливаться, переодеваться… Отливали Мурка, стоя прямо в реке, на мелководье. Переодеваться он не стал, понадеявшись на скорую стоянку.

Стоянка (маленькая полянка на правом берегу) не заставила себя ждать, однако на ней уже горел костер местного рыболова. Ниже следующего переката (помощнее, чем первый) обнаружилась еще парочка закутанных по глазки рыболовов – в лодке посредине реки. Обменялись кивками: при таком обилии мошки даже “Здравствуйте!” не скажешь нормально.

Однако… река не спешила приютить нас, мокрых, голодных и уставших, на своих гостеприимных берегах. Кругом болотца, трава или мелкое густолесье. Выбрасываемся на относительно вытоптанную площадочку с кострищем между корней огромной березы, ориентир – причаленные цепями к деревьям лодки местных рыболовов. Палатки расположили на малюсеньких пятачках также между корнями. Сил на песни в половине третьего ночи не было уже никаких, после ужина все завалились спать и уснули почти мгновенно.

День 2

Ни свет, ни заря всех разбудили рыболовы, вернувшиеся на своих лодках именно к этой “пристани” и принявшиеся звенеть веригами, приковывая лодки к деревьям. Лорд, вылезший поздороваться (а заодно последить, не пропадут ли ценные продукты, оставленные у костра), выяснил, что в трех километрах от сего места по тропинке – поселок, что дальше по реке деревень не будет (до Больших Гор), что рыба есть (и действительно, по полведра улова продемонстрировали), а ловить ее надо на червя. После ухода рыболовов лорд быстренько собрал в одной из лодок остатки червей и вскоре уже натаскал окуньков. Команда безмятежно спала. “Пробежка” в каяке со спиннингом результата не дала, поэтому лорд занялся “чистым каякингом” и с удовольствием покрутился на нижеследующем перекате – похоже, как раз на том, который, по книге, “начинается камнями в тростниках”. Народ воспрял ото сна только к 11 (лорд, не выдержав, за два часа до общего подъема вкусил любимой овсянки Uncle Toby’s).

Отошли от пирса поздновато и вскоре без просмотра влетели в приятный, “интегрального” вида порожек, на левом повороте которого обнаружились даже две небольшие бочечки. Опасаясь новых купаний участников, лорд завладел каяком и более не делился им до конца похода. Первая часть пути в тот день приятно радовала: перекат следовал за перекатом, и все они в целом проходились легко, главная струя отлично видна, обливные камни – тоже. Без мелких “посадок”, впрочем, тоже не обошлось.

Потом потянулся длинный-длинный-длинный плес. Прошли протоку в озеро Кинеярви (слева, хорошо видна, как и острова в озере). Стоянку на дальнем из его островов искать не стали: гладкая вода уже наскучила, хотелось подвигов. Слева, едва пройдя протоку, причалили (вновь близ чьих-то лодок) и устроили обед, приготовив его на костре из исключительно сухой березины. Местечко хорошо продувалось, и комарье не донимало.

После обеда справа за кустами разглядели остатки хутора Кужей, а чуть ниже – Рогокоски (тут же переименованного нами в Рогоноски). В Рогокосках – перекат. Затем пошли порожки – один другого красивее. То вдоль левого берега пронесла глубокая, мощная струя, то вдоль правого – в двух порогах подряд. Один из порогов был единодушно признан лучшим, пока не последовал другой – еще лучший. В пороге Шаллункоски (Шалун), идентифицированном нами лишь по основной струе у левого берега, все дружно сели на камни, поскольку пошли по центру. Впрочем, вода позволила пойти по неверному пути даже “Свири”, что до каякера, то он, воспользовавшись малой осадкой и маневренностью своего судна, выбрался в “правую” левую струю и получил, пожалуй, большее удовольствие, чем остальные экипажи. Порог – из нескольких ступеней, желающие потренироваться могут поискать между ними “тени” и повыходить на струи или попересекать их.

Сразу за Шалуном Мурк обнаружил в своей лодке течь. Пробоина нашлась в месте, где форштевень переходит в кильсон (каркас неточно вошел в шкуру при сборке). Залепились скотчем. Вскоре прошли еще один приятный порог (S-образный, основная струя в самом мощном месте – под правым берегом). По стоянке на левом берегу и началу следующего порога примерно в 200 м ниже определили, что предыдущий назывался Симманес (“Младший”). Стоянка понравилась (ну, еще бы – укатались за день), несмотря на обилие комаров и отсутствие “продувки”. Решили встать и заодно уж посмотреть порожек – все-таки “Старший” (Пярзамус)…

Порог понравился еще больше. Лорд ненавязчиво предложил всем попробовать пройти его в каяке, но, видимо, все достаточно устали, чтобы “каячиться” на сон грядущий (особенно в обратную сторону). Впрочем, на рыбалку сил у Артема и лорда хватило, хотя наживку (ручейников) приходилось собирать поштучно, отбиваясь от наседающих комаров. Наловили плотвы. С заходом солнца клев ухудшился, ручейники кончились, а комары озверели окончательно. Сил на песни не хватило вновь – только на настройку гитары.

День 3

Утром лорд с Агатой пополнили вчерашний улов новыми плотвичками, а также окуньком, которого решили использовать как живца (неудачно). Завтракали опять поздновато, хотя день предполагался достаточно “рабочий”. Когда все уже почти собрались, лорд, лениво бросавший блесну, неожиданно выудил щучку на полкило. Артем тут же пообещал народу двойную уху вечером (предыдущая – из окуней – была одинарной, но в целом вкусной).

Пярзамус прошли со вкусом, но – каждый на своем судне. На “каякинг” уже решительно не оставалось времени. Вскоре просвистели еще какое-то несложное препятствие. Наконец-то появились стоянки по берегам, особенно понравилась одна – на левом берегу позади довольно большого острова, который обходится справа. Стоянками на правом берегу обольщаться не советуем: похоже, в большинстве своем они представляют собой пастбища. Пастухи гостеприимно приглашали угоститься молоком.

Через час достигли Больших Гор. Они расположены на правом берегу (действительно высоком). В деревне – мост. Флотилия разноцветных лодок вызвала неподдельный интерес местных жителей. Далее вдоль реки довольно близко идет дорога.

По описанию, за полкилометра до следующего похода – стоянка на правом берегу. Есть такая. К ней, впрочем, ведет колея от дороги на Большие Горы, дров мало, а к комарам добавляются муравьи. Но в целом стоять можно.

Порог подтвердил правильность описания, появившись через 500 м (метров) после обеда. Прошли по главной струе (порог заметно мельче предыдущих). Кажется, в тот день был и следующий, примерно аналогичный (какой-то из них назывался “Ломаным”). Струя особенно мелеет к финишу, в одном месте с камнем обнялся даже каякер. Впрочем, отделались только легкими “обнимками”.

А далее – существенное расхождение с кн. г-на Шилова. Многочисленные идущие подряд перекаты, названные в ней порогом Онтюжа, идут не после, а ДО моста – вовсе не разрушенного, а, скорее, восстановленного. За мостом перекаты напрочь кончаются. Перекаты довольно глубокие, помешать прохождению может только невнимательность.

Третью ночную стоянку нашли на левом берегу, когда в видимости появилось свежевспаханное поле и деревня за ним (Верхняя Видлица). Пришлось даже отгрести назад метров на 200. Ориентир стоянки – поле впереди и маленькая тропинка в лес. Стоянка всем хороша (есть стол и скамейки), только вот в 30 м за кустами проходит асфальтированная дорога. Лагерь, правда, с нее не видно, если только костер, но с дороги прямо к поляне ведет съезд, а на самой поляне разбросаны свежие упаковки от рыболовных снастей (уж не знаю, кого можно поймать именно на этом участке реки – мелковато, каменисто, быстрое течение). Впрочем, рыболовы нас не посетили – видимо, из-за проливного дождя, который начался часов в 8 и лил всю ночь. А по дороге проехали всего одна машина (туда и обратно) и мотоциклист.

От дождя над столом натянули тент, с удовольствием поужинали и – наконец-то! – попели песни. То ли из-за дождя, то ли помогли зажженные Мурком антикомариные спиральки, насекомые нас не атаковали – чего не скажешь о нелюбимых лордом лягушках. Улеглись опять в третьем часу – уж очень понравился концерт в исполнении Артема.

День 4

Проснулись оттого, что дождь кончился. Сильный ветер сдувал с деревьев ветки и капли воды. С огромным трудом удалось развести костер (вымокло все, что могло). В углу палатки в ногах скопилась приличной глубины лужа. Намерение двинуться в путь раньше опять провалилось: собрались только к 12 ч. Перед выходом Агата наконец сфотографировала экипажи всех судов. Без этих фото поход, так порадовавший перекатами и порожками, превратился бы в набор красивых пейзажей и композиций а-ля “Охотники на привале”.

Сразу потянулась деревня, а в ней – мелководный перекат. Потом их было еще несколько. Деревня с левого берега переехала по висячему мосту на правый, но вскоре кончилась. Вот тут можно поискать место для лагеря, если приспичит – но только если приспичит (все же населенка слишком близка). Затем были описанные в книге три моста (автомобильный, висячий и железнодорожный), перед последним – большая поляна на правом берегу, подходящая для антистапеля. Впрочем, можно пройти и за мост – в общем, есть, где раскидаться, просушиться и даже перекусить (у края картофельной делянки было найдено кострище, а в кустах – сушина, которой хватило на обед). Местных экскурсантов-мальчишек из кучи нашего барахла более всего привлекла бутылка из-под “Миринды” с крышкой, на которой изображен какой-то очередной Покемон. Куда там зеркалке “Кэнон”, фирменным веслам, лодкам, рюкзакам, курткам и вообще всей снаряге, которой мы так гордились! До станции метров 300-400: вдоль железной дороги вправо (от реки), далее через пути и по их противоположной стороне (чуть было не написал “по противоположному берегу”) – до зеленого домика станции Видлица (или Vitele, по-местному). Поезд на Лодейное Поле отправляется в 19-20 (±10 минут), билеты в вагоне.

На станцию добрались часа за полтора до поезда, посему хватило времени, чтобы сходить и полюбоваться на Ладожское озеро – по-моему, все мы увидели его впервые. Пополнили наше “портфолио” пейзажей. Поезд опоздал минут на 15 и еще минут 15 стоял, ожидая прохода встречного товарного (путь один). В общем сидячем вагоне была всего одна пассажирка, да где-то еще подсел мужичок… невероятная разница с посадкой в Чалне (во время выброски с Шуи в майские праздники), где мы ломились в аналогичный вагон, как на штурм Зимнего дворца, битком набитого Временным правительством. В общем, три часа до Лодейного Поля мы даже не заметили (поскольку проспали) и только перед самой станцией изрядно заволновались: поезд намертво встал. Будь у нас билеты на 22-30, их пришлось бы сдавать постфактум (учтите это!). Но наш поезд приходил в 0-30.

Пока Мурк добывал недостающий билет, лорд в приятном окружении Агаты и Наташи отправился в город на поиски магазина (ну, вы понимаете…). И его нашли, причем поначалу глазам не поверили: на фоне пошарпанных пятиэтажек и покосившихся деревянных частных домов он выглядел просто оазисом цивилизации: красивый оштукатуренный двухэтажный домик с низкими круглыми фонарями вокруг. Пожалу, не зная, что это всего лишь магазин (и аптека на первом этаже), сооружение вполне можно принять за приличное ночное заведение. Ассортимент – почти московский, дамы тут же обзавелись любимыми йогуртами. А вот “Онежской”, увы, опять не оказалось, довольствовались пивом. Ориентиры торговой точки (которая с наплыва, т.е. со станции не видна) – стоя спиной к станции, влево по дуге в обход желтого дома и на первом же перекрестке налево, а дальше – не пройдете (всего минут 10 ходьбы).

Пока ходили, Мурк взял-таки билет на ТОТ ЖЕ поезд и в ТОТ ЖЕ вагон. Проводница тут же определила четверых в первое купе и одного в последнее – впрочем, нам вполне хватило бы и четырех мест, но раз уж предлагают… Немедленно достали гитару и, стараясь не будить вагон, снова пели до третьих петухов, вернее, часов.

День 5

Ленинградский вокзал, метро. Артем неожиданно встречает знакомого, который с восторгом рассказывает о майском походе на Уксунйоки – ох, никуда не денешься от этих сплавщиков, особенно в окрестностях Комсомольской площади! Чувствуем себя среди нормальных людей абобуавцами – похоже, нормальные думают о нас то же. Но как же хочется обратно в комарино-порожисто-дождливый ад! Жаль, грехи не пускают…

РЕЗЮМЕ (по факсу). Река Видлица имеет категорию не выше II (во всяком случае, по нашей, т.е. июньской воде). Последующая вода будет низковата даже для байдарок, не говоря о катамаранах.

Описание г-на Шилова в целом соответствует действительности, если не считать несколько преувеличенной сложности препятствий. Все без исключения пороги были легко пройдены по главной струе (только отклонения от нее заканчивались посадками на камушки), причем с наплыва, без просмотров. Достаточно обычной внимательности экипажей, особенно матросов, и минимального опыта ухода от камней на приличном течении. Для начинающих каякеров летней сложности Видлицы будет, пожалуй, даже маловато – если не организовывать покатушек, скажем, в пороге “Пярзамус”. Прогонные участки длинны и нудны – пожалуй, хотелось бы более высокой концентрации препятствий. Нелюбителям гладкой гребли советуем срезать озерный кусок и начать маршрут не из пос.Ведлозеро, а с реки Нялма. Пожалуй, это сэкономит не меньше ходового дня. Желающих искупаться и порыбачить отговаривать не станем. Аппендикс озера, из которого вытекает Видлица, похоже, КИШИТ рыбой.

И еще. Описание похода 1998 года, приведенное в разных вариантах (одно из них по адресу http://georg.pnpi.spb.ru/~georg/water_holiday/Tukavin/Vidliza_1998/index.html), может обескуражить не бывавших ранее на реке своей невероятной продолжительностью (более двух недель!!). Заверяем: нечего там делать столько времени. Если нет других дел, кроме желания поплавать (ну, там всяких волейболов, соревнований и конкурсов веселых и находчивых сибаритов), лучше потратьте ваши свободные деньки на связку из пары-тройки рек аналогичной длины, а денежки – на переезд на них. И – фута вам под килем! По-моему, хватит J

текст Андрея Ладыгина

прислала Жарикова Наталия [NatalyZ@ROSNO.RU]


 

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |