Greg:

ПУТЕШЕСТВИЕ   ДИЛЕТАНТОВ

"Мы вошли в эту воду однажды…"

Бутусов (ну или Гераклит)

Вообще завидев такое название мои друзья меня могут с говном съесть, ну да ладно.

На самом деле конечно не такие мы уж и дилетанты, только название клевое, а потом не найдете вы здесь таких обычных профессиональных терминов как жесткие пульсирующие валы (хрен его знает жесткие они или не очень) ну и так далее. Нет тут и капитанов с матросами, а есть сплошная анархия и расслабуха вперемешку с любовью к природе. Нет здесь (тут уж и к моему собственному сожалению) и фотографий прохождения порогов. Вышло так, что все это дело снималось преимущественно на видео. Сперва ожидалось создание некоего коллективного описания похода да “как-то все разбрелись”, так что я решил написать все сам а потом чего доброго и остальные подключатся со своей суровой критикой и ехидством.

Итак, переходим к участникам само собой не последнего парада (in alphabetic order)

“Взрослые”

Кирилл Каринский, он же Карий, Командор, человек-семга, птенец альбатроса и еще неведомо кто. Сидел на рафте спереди слева.

Дмитрий Кочергин, он же Грег – это я. Глядишь когда-нибудь благодарные соратники вставят тут описание моих многочисленных достоинств. Сидел на рафте спереди справа.

Александр Малашенко – он же Полковник, дядя Саша. Главный рыболов, средняя часть рафта. Непрерывная опасность блеснения прочих членов экипажа или прорыва плавсредства.

Алексей Рузанов, он же Керогаз (справа сзади) из главных качеств туриста не хватает хитрости, зато вполне ленив и прожорлив.

Дмитрий Чернов, он же Крот (слева сзади). Сама безотказность. Не говоря уж о замечательных вокальных данных (ну может это на фоне моего полного отсутствия оных)

В принципе большинство из кличек мало употребляемы, так что по всей видимости персонажи будут действовать под своими реальными именами

Дети (на рафте посередине)

Катя Каринская (13 лет)

Даша Кочергина (10 лет)

Женя Малашенко (16 лет)

Дима Рузанов (13 лет)

Мужская детская половина принимала полноправное участие в гребле на озерах

Животные

Такса Карего Рик (на рафте везде – до сих пор кажется, что собак было несколько)

Идея похода на Винчу-Кукас принадлежала Леше. Как-то зимой он притащил описание из Науки и Жизни. Отметили это дело. В описании правда Винча отсутствовала а предлагался какой-то странный поход по Княжегубскому водохранилищу причем все реки проходились преимущественно вверх. Я на трезвую посмотрел – думал может чего не понял – нет и правда вверх. Мы временно решили идти с точностью до наоборот, но район боевых действий был обозначен. Потом был приобретен рафт на 6 гребцов (спасибо Карему и Рафтмастеру). Мы слышали, что рафт как правило употребляется при прохождении порогов и начали чесать репу в плане изменения маршрута. Через это и подтвердилась Винча. Правда перед самым отъездом я обнаружил на Интернете массу сведений о толпах народа на этой реке, загаженных стоянках, короче всего того ради чего мы в походы и ходим. Лешу спасли только его несомненные физические передо мной преимущества. Ну да уж коней на переправе не меняют (уже даже билеты были куплены). Ладно, похоже пора заканчивать эти графоманские опыты (прямо, блин, затягивает) и перейти к делу.

27.07.00 – 29.07.00 Поезд Москва – Мурманск (до Чупы) Ехали мы на “Арктике”, наверное потому что я пообещал детям непременное посещение вагона-ресторана. К сожалению как водится с билетами мы протелились и полное купе было только одно, а в остальных верхние полки. Однако быт был налажен достаточно быстро. Да на самом деле еще у Карего в квартире когда приняли по первой. Поезд ничем особым не запомнился хотя возможно у соседей по вагону было другое мнение. То ли в Волховстрое то-ли в Лодейном Поле купили очень вкусного копченого сига. А вот наша любимая Медвежья Гора разочаровала. Раки там стали шибко дороги, а рыбы было совсем мало.

29.07.00 Чупа Поезд пришел в пять утра. После 40 минутного перекура выяснили что машину лучше всего искать в самом поселке (5 километров в сторону моря) Однако автобус был пойман прямо на переезде. До Винчи 40 км (2 часа). Встало все это в 1000 российских рублей. Договорились что водила нас заберет 12.08 с Нольозерки. Кстати почему-то как правило народ стартует у Степановой избы на Тикшозере. Мы это дело из маршрута исключили и доехали прямо до Винчи.

29.07.00 Винча – Ака-порог – Еловые пороги Собирались мы прямо сказать лениво не смотря на довольно большое количество мокреца. Позавтракали и пошли в 12.30. Полковник еще с моста поймал две первые форели на воблер. Пару раз уселись на камни, что было практически неизбежно при наших габаритах и весе. Вскоре были на Ака-пороге. Ориентир - скала справа с нарисованной буквой “О”. Что означает обнос. Действительно мост там просто по воде и никуда не денешься. Обнос всего порога метров 50 (гораздо короче чем по реке). На Аке мы пообедали, унесли шмотки по тропе, а рафт занесли за мост и привязали. Полковник занял позицию внизу с видеокамерой, дети пошли есть чернику. Весело прокатились (якобы на Аке на выходе есть бочка), загрузили оставшуюся часть экипажа и пошли дальше. Еловых порогов на мой взгляд не 5+3 (верхних и нижних) а 4+4. Все за исключением выхода из последнего можно было идти без просмотра. Последний нижний Еловый посмотреть стоит чтобы не попасть в мелководный и относительно крутой слив. В 19.00 были на Собачьем. Тут обнаружились первые люди (кстати сразу скажу, что в принципе количество туристов было терпимым, по крайней мере никаких проблем со стоянками. Хотя на моей памяти это все равно самый многолюдный маршрут). Люди несколько удивили нас, так как собирались сниматься в 7 вечера. Ну да для нас это было просто подарком, так как освобождалась стоянка прямо на пороге. Первым делом нам был задан явно саркастический вопрос – Ну чего, идти будете? На что я так лениво ответил – Да может завтра.. При этом порога я еще не видел. Народ похихикав помаленьку отвалил вниз. Да, забыл сказать, прямо перед Собачьим - мост, так что влететь туда по дури нет никаких шансов. Стоянка на левом берегу. Поставили лагерь и пошли глядеть. К вечеру при всей своей любви к искусству я решил, что хрен туда сунусь и спокойно пошел принимать законную дозу. Плюс мой ребенок взял с меня торжественное обещание не делать глупостей. Страсти при этом накалялись. Карий даже пообещался одеть спас-жилет по такому торжественному случаю. Рулевые заняли выжидательно-промежуточную позицию. После ужина Леха с дядей Сашей отличились – где-то за час поймали под порогом штук 20 хариусов на мушку. Так что ужинать пришлось еще раз. Эх, сейчас бы жареного хариуса да спиртика развести..

30.07.00 Дневка на Собачьем. Прохождение

С утра опять смотрели порог. Вроде уж и привыкли, не так и страшно. Погода стоит классная наверное градусов 25. Солнце. Душевно купаемся. Даже в волейбол поиграли хотя места там ровного толком не сыщешь. Пошли искать грибы, грибов мало, говорят перед нами недели 3 дождей не было. Штук пять подосиновиков и все. К обеду Карий нашел суводь под лагерем откуда лучше всего стартовать (от самого моста довольно неудобно). Поспорив еще какое-то время и приняв по 100 за обедом решили таки идти порог (мной овладел сильный боевой дух или как говорят опытные туристы-водники кураж). Ребенок находился в палатке и ничего не подозревал.

Порог и весь довольно веселый со здоровыми валами + посередине четырехметровый водопадик. Правда я знал что годом раньше там народ прошел на катамаранах и рафтах. Сперва желательно держаться левого берега а потом уйти вправо и заходить в главный слив рядом с плитой ради которой сразу лезть вправо и не стоит. Проход просто слева затруднен остатками ряжевой стены. Приблизительно так мы и сделали. Правда малость перестраховались с левым берегом и пошли ближе чем надо в результате чего под левый борт шарахнул отбойный вал и Карий завалился в рафт (к счастью) На этот момент правда его функции по разгону были исчерпаны так как при заходе в слив главными действующими лицами должны были быть мы с Кротом. Зашли как по маслу в притирку с плитой. Внизу там никаких бочек-котлов нет, хотя выглядит впечатляюще. Народ тут же увы расслабился и оставшуюся часть прошел с криками и совсем бестолково чуть не зацепив левый берег. К сожалению и на видео все видно плохо (Zoom-у маловато). Зато процесс распития в связи с прохождением снят хорошо и подробно. Вечером опять ловили хариуса но чуть менее успешно. Тут еще несколько картинок Собачьего - тут (основной слив) и тут (закат!!) и тут (самое начало).

31.07.00 Большой Падун, Хариус, Домашний, Пайозеро

Собирались мы как всегда без лишней спешки. Вообще вот все эти подъемы (а особенно отбои) в определенное время, многодневные многочасовые переходы, отсутствие дневок ну и т.д. для нашей компании вещи крайне несвойственные. Хотя случалось конечно, чего там говорить. Короче пошли мы часов в 12. Почти сразу за Собачьим перекат а от него метров 100 до Большого Падуна (водопад метров 10). Тропа по левому берегу. Вот тут-то мы порадовались, что у нас рафт. Тропа конечно неплохая но тащить его по ней было бы удовольствие ниже среднего. То есть рафт ушел в водопад без экипажа и слился вниз легко и непринужденно. Зрелище впечатляющее. Занос шмоток занял наверное минут 40. Есть очень хорошая тропа позволяющая обнести сразу Хариус и Домашний и выйти в Пайозеро (километра 2 что ли) Мы понятное дело пороги собирались проходить, так что ей не воспользовались. Часть вещей однако унесли по тропе вдоль реки пока смотрели пороги. Хариус мне понравился больше всего. Хоть выходную бочку мы и задавили, в какой-то момент прямо передо мной вырос здоровенный столб изумрудной (как мне почудилось) воды. Здорово. Шли мы не мудрствуя лукаво, прошибая все подряд. Да на нашей дуле там не особо поманеврируешь. Домашний прошли как-то погано, тем более что проход там за островом и смотреть его нам было опять же лениво. В общем зашли не так, цепанули пару камней. Похоже что вдобавок рафт был недостаточно накачан. На Хариусе кстати уже Лешу выбило в рафт. Надо его оборудовать какими-нибудь упорами (рафт в смысле). Под Собачьим на левом берегу стоянка средней паршивости. Пообедали и двинули в Пайозеро. Дошли до острова где собирались делать дневку. Путь от Собачьего до острова на Пайозере занял 6 часов (12.00 – 18.00) с обедами, обносами, просмотрами и т. д. Стоянка в принципе ничего, хотя мест под палатки не особо много (как впрочем, и почти везде по маршруту). Вечером состоялась комическая рыбалка на донку (черви у нас были московские, если точнее из Теплого Стана). На удочку у меня ничего не клевало. Донку можно было выбирать через каждые 5 минут и снимать по 2-3 мелких (по карельским меркам) окуня. Я принялся варить уху, а дядя Саша с сыном взяли спиннинг и поехали кататься, подбадриваемые с берега указаниями Карего который еще в первый ужин удачно расслабился. Поймали первую щуку килограмма на 1.5 и еще окуней. Ели мы долго и со вкусом. Еще в старые времена мне объяснили разницу между ухой и рыбным супом. Так вот уха это когда есть выпить. К счастью в этом походе рыбного супа мы не ели. Жареная щука была отлично хороша (как писал старик Аксаков). Часам к трем угомонились.

01.08.00 Пайозеро – Каменный порог – Челозеро – Волок в Кукас

С утра думали будем здесь стоять целый день. Потом чего-то передумали. На острове было полно черники с голубикой. Дети и сами оттянулись да и папашек, лениво валяющихся по берегу покормили (вот я все мечтаю когда они и грести все время будут вместо нас). Пообедали и таки решили сниматься. Пошли мне кажется часа в 4 думая дойти до волока. Каменный порог опять начинается с моста. К счастью воды было ровно столько чтобы под ним пройти почти лежа в рафте. Сразу за мостом бочка поперек всей реки. На байдах туда желательно заходить совсем прямо, вертануть может влегкую. Нам же как всегда было по-фигу. Потом начинается каньончик. Где-то я видел что его сравнивают с нижней ступенью Кивиристи. На мой взгляд Кивиристи посерьезнее будет. В общем никаких абсолютно проблем. В устье реки на правом берегу неплохая стоянка с корабельным колоколом. Дядя Саша опять успел поймать пару окуней под порогом. На стоянке мы пообедали и вышли в Челозеро. Во где было народу-то. Каты, байдарки двигались во всех направлениях. Полный бродвей. Многие волочь в Кукас ленятся и для них Челозеро тупиковое, отсюда и результат. Часа за 3 дошли до волока. Практически все стоянки по дороге были забиты. Волок отлично виден по лысине на левом берегу и множестве антропогенных явлений типа тросов, железок и т.п. Присутствует даже балок. Сперва хотели переночевать прямо на волоке, потом вдруг появилась мысль волочь ночью. Когда-то на маршруте Ловозеро – Пана – Варзуга мы такой номер проделали и всем понравилось. Фактически день выигрываешь. В 20.00 пошли. Волок это просто дорога столбовая точнее лесовозная. Никогда таких не видел. Правда в связи с этим мы протопали наверное лишний километр. Уж больно дорога хорошая. Перед волоком не удосужились перечитать описание. Всем напоминаю – с дороги надо сворачивать перед мостом через Куксу (идти дотуда минут 40) и подниматься вверх вдоль реки (совсем рядом) до маленького озерка. В этом случае озерко придется пересечь и опять переволочься в сам Кукас (метров 100). Второй вариант перейти Куксу и через метров 200-300 уйти влево по грязной черной тропе. Тогда попадаешь прямо в Кукас но стоянка там гораздо хуже. Кстати позже мы видели команду которая вообще с дороги не свернула. Они гордо вошли в вахтовый поселок с байдаркой на плечах (километра 4 лишних + обратно само собой). После первой ходки дети с дядей Сашей остались ставить лагерь есть и спать, а мы ходили еще два раза, чтобы не надрываться. От рафта отвязали дно, сдули и сунули в рюкзак. Сам бублик весит килограмм 40 и его вполне можно нести вчетвером не сдувая, особенно по такой чудной тропе. В итоге в 01.30 все было закончено. Весь волок моросил дождик. Комарики тоже активизировались, я единственный раз за поход попшикал себе репеллентом на лысину (уж больно Дашка меня жалела). А так не волок, а прогулка. Периодически поднимались глухари, на которых Рик пытался охотиться. Дядя Саша уже ждал с ужином, вмазали с устатку, в общем все удовольствия.

02.08.00 Кукас

Позавтракали к часу дня. Погода похоже портится. Время от времени начинается дождь. В очередной раз не нарадуемся на наш тент, купленный года 2 назад. Это такая здоровая хрень 3x4 метра. Под ним запросто умещаются и люди и шмотки при желании даже вместе с костром (чего мы правда по-моему никогда не делали). По Кукасу шли часа 4-4.5. Сперва было ощущение полного отсутствия стоянок. Потом встретили две байды (мужики из подмосковного Троицка) Спасибо им, просветили куда идти дальше, а то мы собирались впереться в длинный залив где как выяснилось постоянно живет какой-то народ из Питера. Погода была хмурая, дети начали мерзнуть + мы забыли налить чаю в термос. Тормознули у каких-то туристов попить чайку. Они говорят дальше стоянок полно и по берегам и по островам. Вышли в широкую часть озера и завернув влево за мыс нашли хорошую стоянку (по “Троицкой” наводке). Ориентир – разрушенная баня. Место очень красивое с видом на мелкие острова. По берегам пологие горы нетипичные для Карелии. Вода чистейшая. Под лагерем омут, куда нырять замечательно, чуть дальше пологий спуск и мелко. Все дела короче. Просидели часов до трех, как водится.

03.08.00 Кукас. Первый день дневки

С утра начали топить баню. В этот день также планировался детский праздник, который успешно состоялся. Рыбы упорно нет. Дяде Саше это похоже сильно портит настроение. Поставили сеть у острова напротив. Карий начал печь оладушки (фирменное детское, да и не детское блюдо). Кирюша в этом походе был поваром бессменным так как повар номер 2 Быков Сергей Тимофеич (он же Моня) в поход пойти не смог. Памятник нашим замечательным поварам. Обычно наши праздничные столы сопровождаются богатыми дарами природы, а тут все было наоборот так как рыбы мы не наловили и грибов не набрали. Зато были всякого рода городские деликатесы типа печени трески. Карий долго думал и надумал сделать еще котлеты из тушенки, лука и хлеба. Впоследствии он кстати сильно попал с этими котлетами, так как задумался о суете мирских утех и съел 8 штук подряд. Наши девочки поделили остальную часть экипажа на 2 команды и часа два терзали нас всякими вопросами и ребусами. Наша команда безнадежно проиграла, так как Карий к середине обеда был уже близок к стране дураков и не мог оперативно отвечать на вопросы а я много ковырялся с видеокамерой. Так что львиная доля призов в виде леденцов и карамелек ушла в лагерь Полковника, Лехи и Димы Чернова. Зато под конец я подбил пацанов постучать по мячу (они там все грозные футболисты). Надо было метров с пятнадцати попадать в дерево. Сдуру и один из взрослых ввязался (в лице Крота). Я одержал безоговорочную победу (5 попаданий из 10 ударов) и через минут 20 все уже стояли жопами. По жопам я и вовсе ни разу не промазал к нескрываемой радости собственного ребенка. Так что пущай молодежь тренируется. Часов в 7 поехали проверять сеть. Полный ноль. Зато помню на озере стоял полный штиль, тишина, ну просто нирвана. Вечером была баня. Баня получилась в полный рост (во всех смыслах) даже руки обжигало когда машешь веником. После чего приняв по последней и попив чайку все заснули снами младенцев.

04.08.00 Кукас. День трезвости

Встали все ясное дело не рано. Лениво позавтракав, полезли в гору за грибами. Ходили по лесу часа 3. Отовсюду великолепные виды на заливы Кукаса. Погода звенит, на небе ни облачка. Видели рябчика довольно близко. Грибов (подосиновиков) набрали немного, но на раз поесть хватило за глаза. Бедный Рик под конец совсем ухайдакался и часть дороги назад Карий нес его на плече. Половину грибов Карий зажарил, а из половины сделал фирменное блюдо прошлого года – ленивые жюльены. Еще накануне было решено устроить день трезвости, однако за ужином я справедливо заметил, что это значит нового не разводить, а вчерашний оставшийся в счет не идет. Но все это были цветочки. Пробила полночь, и на лице Димы появилось характерное оживление. После чего он радостно сообщил, что наступило третье августа, а соответственно день трезвости уже миновал. Отныне все знают, что никаких дней трезвости в походе устраивать не надо, так как приводит это к особо обильному пьянству. Часа в три ночи выяснилось, что дядя Саша заболел. Лежать совсем не может, задыхается + температура. Карий прочитал циничную лекцию о том, что если к утру произойдет сильное падение температуры тела, спасти больного вряд ли удастся. Напихав дядю Сашу антибиотиками решили завтра срочно сниматься и если будет действительно хреново идти без остановок (дня за три в принципе можно добраться). Времени было уже 5 утра.

05.08.00 Кукас – Челозеро. Целебные свойства рыбалки

Встали хоть и не в 10 как били себя в грудь, но в 11. Надо вообще брать с собой будильник. Пошли где-то в час. Встретили по дороге два тайменя с двумя девушками и блин с двумя мужиками. Карий долго потом вспоминал что одну даже подержал за руку. Сосватали им нашу стоянку. Дядя Саша лежит мертвым грузом и особого оптимизма не вызывает. К счастью с ветром пока везет (о попутном мы уж не мечтаем, не было бы встречного). Часа за четыре дошли до волока (довольно кстати шустро). Решили ночевать там же где и по дороге “туда” (в истоке Куксы), а большую часть шмоток занести на Челозеро с вечера. Кстати часть жратвы мы спрятали рядом с дорогой во время первого волока. Вернувшись из первой ходки, с удивлением обнаружил дядю Сашу со здоровой форелью (до сих пор некоторые считают, что это кумжа) и здоровым блеском в глазах. Извиняющимся тоном дядя Саша сообщил, что уж больно дети просили его поймать рыбки. С этого момента началось чудесное исцеление (в качестве катализатора выступил рыбацкий азарт). В Куксе были пойманы еще штук 6-7 форелей (на воблер под водопадиками). Наступило всеобщее воодушевление, вызванное отменой эвакуации. Однако спиртного дядя Саша еще пару дней не получал подсев на таблетки. Под волоком обнаружили группу из Харькова, идущую нам навстречу. Все-таки один рафт куда легче чем куча байдарок.

06.08.00 Длинный переход по Челозеру

Переход был и правда длинный – метров 200 поперек озера. Переплыв от волока на северный берег решили встать, так как все помнили о забитых стоянках на Челозере. Поставили сеть, отгородив северо-восточный мелкий заливчик. Пожалуй за весь поход это было единственное пригодное место для сети (трава там и все такое). Вернувшись в лагерь и бурно обсудив методы копчения рыбы принялись за подготовку к ужину, который включал малосольную форель, копченых окуней (наловленных по обоим берегам Челозера до и после беспримерного перехода), жареную щуку и прочие маленькие радости в виде изысканных напитков. Окуней (штук 5-6) за закоптили в котле. Замечательно кстати получилось. Уж не знаю что за ветки мы строгали но подобрали дерево которое больше других походило на ольху. В этот же день прошла гроза минут на 40, но тент уже был поставлен. Дети, оказывается, уже умеют играть в преферанс (за исключением моей). Обучились за те три года, что я отсутствовал. Взрослые дяди тоже время от времени принимались, но это уж они может сами опишут, правда в этот поход и я сыграл пару раз (почти в нулях). Ужин затянулся как водится. Щуку я жарил при свете фонаря. Такое ощущение, что пройдя волок обратно мы каким-то образом закрыли сезон белых ночей.

07.08.00 Дневка на Челозере

Весь день наблюдали за подходящими на тот берег командами. Нет все-таки это не мой маршрут, народу как на Тверской. Сделали баню, главным образом для помывки девчонок, настроение уже помаленьку становится не тем. В сеть попался язь. Я правда пытался доказать, что это сиг, но истинные знатоки тут же указали на отсутствие жирового спинного плавника. Лениво кидали спиннинг, даже не помню поймали чего или нет. Кстати мы с Кротом ежеутренне купались весь поход, чего и всем желаем даже когда очень не хочется.

08.08.00 “Сегодня был самый длинный день…”

По Челозеру лопатили часа 3. В устье Винчи встретили мужиков с очень приличной кумжой (килограмма на 4). Говорят поймали прямо в Каменном пороге. Винча-порог был пройден молодежным экипажем, в смысле спереди гребли Женька и Димка. Перед выходом в Нотозеро справа отобедали в довольно засраном месте с какими-то столами для разделки рыбы как я понял. Сразу за ним довольно наезженная дорога. Вышли в Нотозеро (это южная часть Княжегубского вдхр.). На север и правда далеко видать. Вот здесь по всем описаниям должен дуть восточный (встречный само собой) ветер. Так оно и вышло, по крайней мере на открытой воде не покуришь, сносит назад довольно прилично да и барашки появились. Часа через два встали на каком-то полузаболоченном островке поесть-пописать. С чем там было хорошо, так это с брусникой. Попили чайку, пожгли костерок, погрели детей и дальше. По берегам попадаются стоянки аборигенов-рыбаков. В общей сложности шли часа 4-5. На Частых островах нашли вполне приличную стоянку. В этот день был день рождения Полковника. Пока ставили лагерь именинник как обычно ломанулся на рыбалку и через полчаса постиг его тяжелый облом, а именно – кто-то очень большой оторвал любимый воблер. Успокоив дядю Сашу богатыми подарками принялись за праздничный стол из остатков цивилизованных продуктов. И тут раздался страшный крик с берега – Подсак, блин, подсак! Кто-то из молодежи побежал с сачком к берегу и перед нашими глазами предстал (сперва получилось пердстал) счастливый именинник со щукой килограмм на 5-6. На губе у нее висел оторванный часом раньше воблер. То ли это жадность то ли поняла что западло лишать человека добычи в такой день. Брусника и здесь присутствовала. День рождения прошел успешно. Дядю Сашу на следующий день до обеда никто не видел. Ну ясно, переволновался человек с этой рыбалкой несчастной.

09.08.00 Дневка на Частых островах

Последняя дневка. Накануне перегородили сетью протоку между двумя островами (и правда частые острова). С утра обнаружили пару приличных дыр – не берите люди одностенки. Утром Рик молодец поднял шухер. Выскакиваю из палатки – и точно, прямо от нас моторка отчаливает. Убедившись, что рафт и спирт на месте пошел домой. Днем опять жарко, народ лениво играет в преф. Скоро домой, чему никто особо не радуется кроме женской части детского населения (с полпохода начали обсуждать сникерсы и походы в макдональдс) Ну да это нормально. Мне вот тоже иногда жареной картошки хочется, ну или пива там. Вечером наблюдали офигенный закат. Часть народа поехала на рафте рыбу ловить. Окуни здесь были самые крупные, но пришлось солить, так как уху варить меня ломало + неожиданно у Дашки поднялась температура под 39, которую я и сбивал оставшиеся 2 дня.

10.08.00 Финиш. Вверх по Нольозерке

По Нотозеру до Нольозерской губы шли часа 4 по-моему. Потом по губе, где Карий проявил чудеса штурманского искусства и вывел нас точно в устье Нольозерки. Дашка ехала в спальнике, всю дорогу поили чаем с брусникой, температуры у нее до вечера не было. Поднялись метров 500 по Нольозерке и повстречали народ из Брянска. Они показали нам тропу по правому берегу (километров 5 до моста) по которой и пошли дети с дядей Сашей. А мы блин пошли вверх с груженым рафтом. Довольно скоро началось самое веселое – непроходимые ни в каком направлении перекаты. Все шмотки обносили по берегу а рафт кое-как волокли по камням (иногда довольно здоровым), поминутно с них падая. Короче если кто хочет послушать виртуозную матерную брань – поезжайте в августе на Нольозерку – не пожалеете, не мы первые не мы последние. Я вдобавок дергался, что ребенок больной, палатки и спальников у них с собой нет, а мы уже три часа премся вверх и конца края этим перекатам не видно. Димыч нашел справа тропу по которой мы и дотопали до моста минут за 20, отнесли туда рюкзаки взяли подкрепление и принесли оставшиеся шмотки. Конечно этот перекат оказался последним и поднимались мы оттуда на пустом рафте минут двадцать. В очередной раз поняли - если есть план не надо суетиться и менять его, терпите господа и все дела. Места под палатки у моста имеются, хотя конечно чистотой не блещут. Димка Рузанов поймал две последние щуки с моста. Ближе к вечеру к всеобщему изумлению на дороге появились две машины (Москвич и копейка по-моему) с московскими номерами. Оттуда вылезла толпа народу, включая детей, собак и кошек. Выяснилось, что они оставляют машины где-то в деревне и сплавляются на кате. Ночью с окрестных берегов доносилось дружное и не очень дружное пение. Народ отмечал финиш. У Дашки опять поднялась температура за 39 так что всю ночь продолжалось поение-потение вперемешку с панадолом.

11.08.00 Нольозерка - Лоухи

С утра одна из наших соседских тачек собралась в Лоухи. Взяли меня с Дашкой и Керогаза с Полковником. Мы пошли в больницу, чтобы снять хотя бы подозрение на воспаление легких. Кстати совершенно замечательные люди в скорой помощи районной больницы пгт Лоухи. Дай им Бог всего самого лучшего. Мужики отметились в своем военкомате, взяли ГАЗ 53 (если не ошибаюсь) на автобазе и поехали вывозить оставшийся народ (машина кажется стоила 1500 р). Все встретились на вокзале. Остаток дня ознаменовался потреблением пива и даже сухого вина (боюсь не все мои знакомые поверят). Поезд уходил где-то в полночь.

12-13.08.00 Лоухи – Москва

Похоже что наиболее приятным впечатлением от обратной дороги (всегда обломной) были массандровский портвейн и кильки в томатном соусе, приобретенные на станции Петрозаводск.