Реклама: Снять номер в Туле

Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 


Поход по р. Винча / Княжегубскому вдхр., июль 2003

Матерые посетители Весла.ру, возможно, будут недовольны этим отчетом, так как про реку в нем меньше половины. Ну что же - извиняйте - маршрут выбирался под парусную байдарку и речной переход был лишь способом добраться до большой воды. Но он же и добавил немало прелести и остроты всему походу.

Это мы - Андрей и Костя

Итак, появилась возможность и захотелось поехать с парусом куда-нибудь подальше хорошего, но уже порядком приевшегося озера Вуокса под Питером. По принципу "старый конь борозды не испортит" я предложил Княжегубское водохранилище (часто именуемое Ковдозером в честь самого большого из озер, его составляющих), на котором был уже дважды, правда очень давно, в 94 и 95 годах, причем второй раз - с этой же самой лодкой. Мой напарник, Константин, согласился - в тех краях он еще не был, и этот вариант был ничем не хуже других. Решили двигаться с юга на север - предположительно с Нольозерки в Княжую. Какое-то время предполагались еще участники и еще одна парусная лодка, но в конце концов, мы остались вдвоем. Билеты взяли до Чупы, я же втайне распечатал описание Винчи, как усложненного варианта начала маршрута.

11.07 - отъезд
Никогда еще мы не тащили к поезду столько барахла! На двоих у нас было 115 кг. Поезд уходил с нового Ладожского вокзала, мы потеряли немало времени пытаясь поймать машину, но в конце концов поехали на метро и приползли совершенно взмыленными к самому отправлению поезда (хотя его к тому времени только подали, и ушел он все равно с опозданием). Оказалось, что в этом же вагоне едет группа на Винчу, так что вопрос с началом маршрута, заброской и со снижением расходов на нее был решен.
Группа была из Литвы - Александр, Дайва и двое их сыновей 13 и 6 лет, чьи имена я так и не запомнил. Александр и Дайва - туристы с большим стажем, бывали аж на Таймыре, на Винчу ехали второй раз, приобщать детей к разумному, доброму, вечному. Поведали об особенностях туризма в ближнем зарубежье. Оказывается, в Литве просто невозможно купить байдарки, катамараны и все связанное с водным туризмом - нет спроса. Приходится заказывать или ездить в Россию самому. На обратном пути планировали побродить по соответствующим питерским магазинам.
Раз уж речь зашла о килограммах, то у них на четверых было 125 кг., а почти все продукты они собирались покупать на месте.

12.07 - день первый
Неприятно поразили цены на заброску из Чупы. У меня был адрес водителя (Андреев Игорь Олегович, 186 670 Карелия, Лоухский район, станция Чупа, ул. Вокзальная, д. 5, кв. 1. Телефона нет. Машина УАЗ-469 с прицепом. Берет 6 человек. - Спасибо Сергею Коту за информацию), но он сам пришел встречать поезд, с которого кроме нас шестерых никто больше не высадился. Попросил 2,5 т., мы задумались, почти согласились и он ушел отпрашиваться с работы. Мы с Костей сходили накопать червей и заглянули ко второму водителю (Соснов или Соснин, живет в бетонной трехэтажке на пригорке слева от станции, второй подъезд, второй этаж направо. "Газель" с брезентовым кузовом и пассажирской кабиной). Он оказался практически подростком, тоже сначала попросил 2500, потом уступил до 2200, сказал, что позавтракает и приедет.
Игорь уже приехал, было неудобно ему отказывать, и когда он тоже сбросил до 2200, я сбегал к Соснову и тот отправился досыпать. Позднее, когда Игорь увез Александра за продуктами а Костю - на поиски замены забытому в Питере дождевику (что обнаружилось в поезде), явился третий соискатель. Тоже начав с 2500, он готов был скинуть до двух, но было уже поздно. Чтобы закрыть денежную тему, добавлю лишь, что в прошлом году нас двоих довезли из Беломорска до Охты за 1100 рупий, при том, что ехать там раза в полтора больше.
Мы загрузились, вещи заняли весь прицеп (он небольшой), а мы погрузились в УАЗик (мы с Костей ехали в собачнике, на откидных сиденьях). Ехать около 40 км, дорога в целом очень так себе, а во что она может превратиться после серьезных дождей - это отдельный разговор. Пока ехали, прошел небольшой дождик, через два часа мы высадились на открытом месте возле мостика через левый рукав Винчи, вытекающей из Тикшеозера. Там большая поляна, можно поставить несколько палаток, но с дровами проблема и много комаров.
Мост с порожком под ним очень красивый, вода в речке теплая, мы с удовольствием искупались. Александр тут же поймал щуку, так что свежая рыба была в первый же вечер.
Я собрал байдарку, и долго пристраивал части парусного вооружения так, чтобы они не мешали на реке и не потерялись. Трубы и шверты постоянно закрепить не удалось, увязал их отдельно.
Вечером был совместный ужин, распитие разведенного спирта с элеутерококком (проставились мы) и чистого спирта (проставились литовцы). Сходили к правой протоке (стартовать однозначно лучше оттуда, да и стоянка там есть - мы проехали мимо, потому, что там были какие-то рыбаки) - до нее метров 400. Выше моста хорошее место для купания, ниже - небольшой порожек.

13.07 - день второй
Утром солнце так раскалило палатку, стоящую на открытом месте, что находиться в ней стало опасно для психики. Сходили искупаться и стали собираться. Костя скроил невиданный плащ из армированного полиэтилена, похожий на самурайский доспех. Решили не ждать Александра, тем более, что они собрались спускаться по Пудосу. Пока он собирал свою лодку (почти новый Таймень-3 с пластмассовыми сиденьями и заглушками труб - я таких и не видел), мы позавтракали и занеслись к правому мосту (начались пешие хождения с барахлом, дальше их тоже было немало). Сфотографировались на прощание все вместе и пошли.
Мне очень хотелось сохранить лодку в целости, тем более, что у нас не было достаточного опыта хождения на Таймене по порогам, не было фартуков (вернее, был глухой на первую секцию кокпита - но это для паруса). Поэтому решили зря не рисковать, а сомнительные участки обносить или проводить.
Первые два порога мы провелись, хотя могли бы и пройти, как потом оказалось. Третий прошли, просмотрев с воды.
За порогом река уходит налево и разливается. Солнце стало палить, ветра не было. На небе ни облачка. Казалось, что мы не не севере вовсе. Берега у разлива низкие и болотистые, справа над лесом поднимается сопка. Левый, мелкий рукав Винчи впадает аж где-то через километр-полтора, река поворачивает и образует развилку - направо уходит бедный водой Пудос (вообще, вода была низкая), а прямо впереди - высокий берег со стоянкой.
Буквально сразу после развилки - Акапорог. На правом берегу высятся две скалы, на одной нарисовано нечто, вроде буквы О. Между скалами есть место причалить, и оттуда ведет тропа для обноса. Есть места для стоянок, но так себе - темноватые, много мха. Сходили посмотрели порог. Очень красивый, он делает большую дугу и в несколько раз длиннее обходной тропы. Начинается он с мощного слива через плотину, после чего вода устремляется под мост, лежащий ниже верхнего бьефа, так что с воды его практически не заметно. Ума не приложу, зачем там мост. Никаких следов дороги, даже заросшей, по бокам не осталось. Может, его принесло паводком - тоже вряд ли, судя по тому, как основательно заделаны концы бревен среди камней на берегу.
Следующий порог "Перекат" незатейлив и глубок. Мы прошли его с ходу. Перед Верхним Еловым справа есть стоянка, сказать, хорошая она или нет, с воды трудно. Там уже лежал Таймень необычного черно-белого цвета, похожий на зебру. Причалили к ПБ перед самым порогом и пошли посмотреть. Встретили хозяина полосатого Тайменя - мужик ездит сюда лет пятнадцать подряд, подолгу стоит именно здесь, ловит кумжу. Жаловался (может, шутил), что мы ему всю рыбу распугали. Отговорил идти пороги своим ходом, сказал, что дыры и поломки неизбежны, а пятый нижний, который он назвал "Дамбой", категорически советовал обнести.
Первые два порога провели без проблем, да других вариантов и не было - берега очень сильно заросшие, троп нет. А вот со третьим порогом пришлось повозиться всерьез. Основной слив там мощный, и находится в нескольких метрах от берега, причем близко к берегу везти невозможно из-за частых камней, хотя между ними глубоко.
Решили вестись кормой вперед, зачехлив нос. Костя ушел вниз по течению, а я потравливал веревку. На самом сливе лодку неожиданно сильно прижало к камню, так что я буквально почувствовал, что ей больно, к тому же, вода пошла через деку и еще немного - полилась бы через фальшборт. Костя мне что-то кричал, но я не слышал из-за шума воды. Я не знал, готов он ее принять или нет, но еще секунда - и ее либо залило бы, либо сломало. Я стравил веревку, лодка умчалась вниз, веревка натянулась, и нос оказался прямо под сливом и его стало заливать. Я отпустил веревку, надеясь, что Костя держит свою, и что лодка не застрянет бортом к струе. Лодку развернуло на 180 градусов и мы притянули ее к берегу. Все это, конечно, очень непрофессионально, но так уж получилось. Кстати, Костя действительно кричал мне, чтобы я быстрее стравливал, пока лодка проходит слив. Хорошо еще, что к камню ее прижало в районе шпангоута - стрингеры бы просто вмяло внутрь. На борту остались сильные потертости.
После небольшого плесика начинаются Нижние Еловые пороги. Их мы проводили слева. Четыре порога практичести сливаются в один большой, мы думали, что это все еще первый. Там гораздо глубже, чем на Верхних, но никаких неприятных сюрпризов не было, хотя пару раз пришлось окунуться где-то по грудь и поволочиться вслед за лодкой.
Пятый Нижний Еловый порог уже с виду гораздо серьезней, о проводке нечего и думать. По ЛБ идет хорошая тропа, выводящая к роскошной стоянке прямо над основным сливом. Ниже действительно тянется что-то вроде дамбы из бревен и камней. Мы как были мокрые, так и шлепнулись на камни у самой воды, и пропустили не менее шести дринков, прежде чем занялись обустройством стоянки. Выпили и за лодку, которая терпеливо перенесла всю эту Камасутру.

Пятый Нижний Еловый порог, "дамба" и стоянка

Я подклеил лодку - серьезного ничего не было, но пара маленьких дырочек все же случились. Костя доделал свой самурайский плащ - капюшон получился немного скособоченный. Оказалась, что поползла ткань возле оттяжки палатки - зашивал и заклеивал скотчем. Расход скотча получился неожиданно большой, и я задумался, что же делать, если палатка продолжит рваться. Ей 8 лет, но почти год она лежала мокрая в багажнике машины - дал одному деятелю сходить на выходные. К счастью, с погодой нам повезло необычайно.
С пресловутой дамбы поймали форель. Еще какие-то рыбки сошли.
А стоянка, повторюсь, красивая необычайно, хотя и шумная из-за порога. Купались прямо под скалой, между берегом и камнем чуть ниже основного слива.

14.07 - день третий.
С утра было пасмурно, но без дождя. В этот день мы расчитывали встать ниже каскада с Падуном, перед Пайозером. В прошлый свой приезд мы поднялись туда из Нотозера, полюбовались красотами и помогли дружественной группе заброситься вверх за Собачий порог. Да и в этот раз, в случае выхода с Нольозерки, мы тоже планировали подняться в Пайозеро. Дальше выяснилось, что воспоминания сыграли со мной злую шутку.
Пока же мы перенеслись в мелкий залив левее дамбы, ножками вывели лодку с мелководья и не спеша пересекли мелкий полуторакилометровый плес до Собачьего. По дороге Костя заблеснил щуку. Вдоль левого берега осторожно подошли к мосту и высадились. Течение там ощутимое, а под мостом река, казалось, проваливается.

Порог Собачий - вид с моста. Озеро на заднем плане - на 8 метров ниже.

Если выйти на мост, видно, куда она проваливается. Порог, действительно, красивейший. А если воды больше, то должно быть, зрелище вообще становится фантастическим. Над порогом постоянно висит облако из мельчайших брызг. Жаль, что солнца не было, хотя оно и к лучшему, так как предстояло много хождения.
Итак, подвели меня воспоминания. И невнимательно я читал лоцию. Ибо сказано, что Собачий обносится отдельно. Перенеся вещи через дорогу (там очень основательная стоянка с огромным столом и каркасом для тента над ним), мы упаковали их в огромные бесформенные рюкзаки. Я помнил, что идти минут двадцать, причем тогда мы неслись вверх, и спокойно пронесли байдарку от самого Пайозера. Мы взвалили рюкзаки и пошли, и метров через 300 уперлись в болотину ниже порога. Дальше тропы не было.
Отнесли вещи назад и пошли на разведку. Дальше от реки троп не было, а единственная, идущая вдоль берега, была настолько заросшей и узкой, что стало ясно, что плес до Падуна придется плыть. Мы все же дошли до Пайозера, на это ушло минут 40, зато сфотографировали Падун и следующие пороги, а на обратном пути нашли хорошую тропу напрямик через лес (река здесь делает дугу) к Падуну.

Падун

Ниже Собачьего тропа заканчивается в хлябях. Есть маленький каменистый островок, в высокую воду становящийся отмелью. Распаковали рюкзаки, одели мокрую "плавательную" одежду, снова пешком вывели лодку на глубину и пересекли плес (метров 500). На повороте есть небольшой порожек, его мы вылезли посмотреть, не потому что он сложный, просто чуть ниже - Падун, а падать с 10 м не хотелось. Порожек проходится по струе, чисто, и сразу же надо чалиться к ЛБ. Там удобное место, над ним на дереве прибит деревянный Х-образный крест.
Напротив, на ПБ, есть стоянка, с нее, видимо, можно выйти прямо к основному сливу. На ЛБ, говорят, тоже есть стоянка, ее мы не видели. Посредине реки стоит скала, слева от нее - несколько малых сливов, через них по бревнам тоже можно перебраться к главному, 8 лет назад мы так и делали. Ниже порога в лесу есть избушка без крыши, но в хорошем состоянии. Похоже, что накрыв ее тентом, в ней можно и заночевать.
Мы снова упаковали рюкзаки и пошли через лес. Минут через 15 вышли к Пайозеру. Стоянка там большая, но далековато от воды, много комаров. На ПБ вообще болото, но там кто-то стоит. Вода в реке взбаламученная после порогов, с пеной и всяким мусором. Стоять здесь нам расхотелось, и после 4 дринков решили принести байдарку и плыть до Челозера. Сил прибавилось, мы принесли лодку, свалив в нее кучу оставшихся вещей и двинулись дальше. В общей сложности, от Собачьего мы добирались сюда часов пять. Если бы не пытались сразу найти волок, управились бы вдвое быстрее.
На Пайозере - большой остров, и на нем со стороны впадения Винчи просматривается хорошая стоянка. Держась ПБ, вышли к Тюрипорогу. Этот порог ранее мы проходили даже с мачтой и аутригерами. Поэтому вылезли посмотреть, но до конца не дошли, вернулись и поплыли. Зашли между двумя приметными валами и далее вдоль ЛБ. Но на выходе обнаружился слив через всю реку. Метаться было поздно, и мы пошли, как придется. В результате - небольшая дырка и царапины под ахтерштевнем, несколько литров воды через нос и опять мокрая одежда. Справа есть тропа для обноса и стоянка (ниже порога). Чуть подальше слева - большая поляна, на которую выхолит дорога от моста через Собачий. Говорят, по ней можно обнести весь каскад, только никаких красот вы не увидите.
После Каменного озера - опять мост, справа от него удобная для чалки и купания поляна. Под мостом удивительно гладким, будто из стекла, сливом начинается Каменный порог. Слева есть дорога для обноса. Когда-то по ней носили "Альбатрос" с мачтой, сейчас между колеями выросли деревца. В конце порога, на берегу Челозера, великолепная стоянка, к счастью для нас - свободная.
Немного подмок продуктовый мешок - прорезиненная ткань вытерлась. Ничего серьезного - разложили для просушки. Тучи сдуло и поздно вечером снова появилось солнце. В час ночи налево, на Кукас, прошла группа из трех байдарок. Повертелись возле стоянки на противоположном берегу, но двинулись дальше. В месте впадения реки в озеро великолепно ловится окунь.

15.07 - день четвертый
Делаем дневку. Погода великолепная. После завтрака Костя строит коптильню, я клею лодку и свои кроссовки. Дырок в лодке практически нет, но кое-где старые заплаты и протекторы начали отрываться, есть вытертые места. После ремонта начинаю готовить лодку к плаванию под парусом. Поперечную балку дополнительно туго приматываем к шпангоуту размоченной веревкой - для лучшей передачи кренящего момента на корпус. Нарубил сосенок - сделал из жердей скамейки для откренивания (сидеть пятой точкой на фальшборте неудобно, неэффективно и вредно для фальшборта - он гнется). Собрал мачту и боковые поплавки, но пока их не ставил. Пока мы занимались этими делами, подплыла пожилая чета на Щуке, и коммандер - грозный дед в пенсне, похожий на Кису Воробьянинова, поздоровавшись, поинтересовался, долго ли мы собираемся стоять на этой стоянке? Я обалдел от такой постановки вопроса, и сказал, что мы только что пришли, и никуда пока уходить не собираемся. Дед и его леди долго шарились по окрестным полянкам, а спустя полчаса снова появились и повторили свой вопрос, заявив, что им очень хочется 2-3 дня здесь постоять, половить рыбку. Я очень вежливо объяснил, что ему здесь ничего не светит. Щуководы ушли, встали напротив и часами торчали (оба) у нас под носом на каменной косе , ограждающей порог.
Вечером мы без особого успеха поплавали по озеру, а после коптили рыбу, которой набралось уже изрядно. Практически, ужина как такового у нас не было - только копченая рыба.

16.07 - день пятый.
Продолжаем дневать. Погода по прежнему радует. Пошли купаться на Каменное озеро, встретили парня с девушкой из Питера, готовящихся к обносу. Они рассказали о новых бесчинствах чупских водителей. Их двоих довезли за 2 т. (Подумалось: если бы нам не повезло с попутчиками, мы бы сидели в Чупе долго - столько заплатить не смогли бы), а потом еще ухитрились забыть в машине палатку. Случившийся неподалеку рыбак догнал машину на мотоцикле и привез ее. Еще за 500 рупий. Еще они рассказали о литовцах - Александр не пошел по Пудосу (еще бы - при такой воде!) и стоял на Падуне. Мы предложили ребятам остановиться с нами, но те торопились, у них была заказана машина в Нольгубе. Мы так и не узнали, как их зовут.
Половили на пороге. Хватали окуни и иногда форель. Мне особо не везло, я ушел ставить мачту на лодку и модернизировать коптильню (доложил камней и засыпал щели песком). Теперь рыба готовилась менее, чем за полчаса.
Неожиданно, попер народ. А то я уже подумал, что река обезлюдела. Прошли два "Альбатроса" на Кукас, причем на одном был подвесной моторчик, второго тащил на буксире. Мужик с двумя детьми на Щуке занесся, прошел порог (хотел из под моста, да дети не пустили) и тоже ушел на Кукас. Еще орава на трех тритоновских каноэ встала неподалеку. Какие-то дети бегали по лесу.
Поплавал под парусом, но ветра практически не было. Весь день ели исключительно рыбу.

Полностью оснащенная лодка

17.07 - день шестой.
Собираемся идти до впадения Пудоса, а там подняться на Иванову гору, обозреть окрестности, снять панораму озер.
Винчапорог мы проводили (опять же, в свое время прошли его с мачтой). Проводка была бы несложной, если бы не боковые поплавки. Была опасность их сломать, развернуть лодку, и т.д.
Пройдя порог (тропа по ПБ, стоянка через излучину реки), на веслах (вернее, гребу я один - конструкция лодки не позволяет грести вдвоем) выходим в Нотозеро. Полный штиль. Напротив - поселок Моша. Туда из Княжей ходит катер, возит туристов с барахлом. Попробовали грести вдвоем - половинками весел. Неудобно. Опробовали маневр "пересадка на ходу". При безветрии, благодаря поплавкам, бортовым баллонам и скамейкам для откренивания это несложно и безопасно. Зашли посмотреть на старую стоянку на острове. Хорошее место, практически незаметное с воды, но надо идти дальше.
Неожиданно подул ветер и мы поставили паруса. Костя за рулем. Он доволен. Ветер даже становится довольно сильным, вылезаю на жердочки откренивать. Входим в пролив в озеро Пудос. Ветер очень неустойчивый, все время меняет направление. Пролив очень мелкий, а в самом узком месте завален корягами, приходится очень тщательно маневрировать и идти на веслах.

Мы идем под парусом. Ветер слабый.

Нас нагоняет гроза. Прикидываем, вроде должны дойти до устья Пудоса. Разматываю и опускаю в воду провода заземления (заводнения?) мачты. От молнии не спасет, естественно, да и не самоубийцы мы в грозу плыть, но статику с паруса снимает. Ветер снова возник, теперь это острый бейдевинд (ну а как же иначе?), но туча догоняет по прежнему. Там-то, наверху, ветер попутный. Нет, не успеваем! Костя гребет, я держу шкот туго выбранным, но все равно не успеть. Возле устья реки стоит группа на парусных катах, мы встаем метрах в 300 не доходя, вытаскиваем лодку на берег, одеваем плащи, выпиваем по дринку и идем к ним.
Их 12 человек и собака, два мощных катамарана и Таймень с деревянной импровизированной мачтой. Они из Киева, их забросили накануне катером в Мошу, так что у них это самое начало похода. Нас накормили супом и показали стоянку рядом, при впадении правого рукава Пудоса. Пока мы ходили туда, началась гроза.
Стоянка там неплохая, но берега... Ужас! Пудос очень мелкий, ручей а не река. Можно перейти, не замочив ног, по камешкам. Подходы к берегу такие же мелкие, с обромным количеством коряг. Причалить там абсолютно невозможно.
Пошли назад. Что делать - пока неясно. Причаливать у киевлян и 200 метров тащить вещи по лесу не хочется. Над озером грохочет, молнии бьют в вершины сопок. Красота! Только вот на мокрое ставить палатку придется. Стоянка обнаруживается прямо возле места, где мы оставили лодку. Если бы мы вместо того, чтобы идти чесать языком, посмотрели бы внимательней на берег, сидели бы сейчас сухие. Дождь кончился, но мы еще часа два-три ждали, прежде, чем поставить палатку. Костер пришлось разжигать ацетоном, несмотря на это, ужин приготовили быстро.

18.07 - день седьмой.
Встали пораньше, хотим подняться на гору. Снова светит солнце. Позавтракали и пошли, решив по возвращении сразу собраться и отплыть. Плыть сегодня совершенно необходимо - конец похода уже недалек, а мы в самой дальней от Княжей части озера. Я помню, как в 95 г. мы сутками ждали благоприятной погоды. А если сейчас случится такое?
Тропа на гору начинается сразу за бродом через самое узкое место правого рукава Пудоса и, говорят, выводит на скальную площадку возле вершины горы. Но мы тогда этого не знали, пошли своим путем и минут через сорок вскарабкались не на Иванову, а на другую горку, вдвое ниже и ближе к берегу. Жаль, конечно, но подниматься заново не было времени. Сняли панораму, правда, сильно заслоненную деревьями. Высматривали перешеек, через который, по слухам, есть волоковая тропа, выводящая к Нотозеру, дабы не огибать длинный полуостров.
Попрощались с киевлянами (правда, большая их часть ушла на гору - по правильной тропе) и отплыли. Сначала держали курс на перешеек, потом, подумав, что на волок мы затратим больше времени (нам нужна не просто тропа, а просека, или же придется частично разбирать лодку), чем на плавание вокруг полуострова, махнули на эту идею рукой.
В проливе, как и накануне, ветра почти не было, а на озере дул слабый, почти встречный (естественно, а разве другой бывает?). Шли медленно, помогая веслами. Навстречу прошли несколько байдарок, на одной был тритоновский парус.
Вскоре ветер стих совсем, и до протоки Тюлле мы шли на веслах, меняясь местами. Вдали у острова встала группа из четырех парусных катов - все таки, парус на таких озерах не лишний (если, конечно, есть ветер). Возле начала протоки слева есть неплохая стоянка. Стали попадаться первые аборигены на моторках. Вскоре снова подул ветерок и к намеченной цели - протоке с водопадом на Лопском озере мы пришли, как белые люди. На одном из островков на озере стоит памятник с крестом, а чуть подальше довольно низко над водой висит провод.
Хотелось встать в устье протоки (кстати, а есть название у этой речки?), справа было хорошее место для стоянки, но на берегу уже лежали байдарки. Людей видно не было. Поискав, мы нашли так себе стояночку неподалеку. Только разбили лагерь, байдарочники ушли. Было обидно, но сниматься уже не было сил. Кстати, прямо возле стоянки обнаружилось продолжение того провода, остатки столбов и широкая тропа, уходящая вдоль бывшей линии электропередачи. Куда? На островке напротив стоял одинокий мужик на Щуке.
После ужина сходили посмотреть водопад. Он небольшой, метра два, но симпатичный. Чуть подальше - развалины плотины и за ними тихое лесное озеро Кичаны. На берегу - остатки срубов, заросшие мхом штабеля хвороста и ржавые рельсы для вагонеток. Вдоль всей протоки ведет очень хорошая тропа. На стоянке в устье оказались еще баня и весьма монументальная коптильня с наклонным, выкопанном в земле дымоходом.
Все-таки, какая хорошая штука - полярный день. Даже не верилось, что утром мы забирались на гору, а сейчас она уже кажется синим холмиком на горизонте, а мы совсем в другом месте, за много километров. И никакой усталости нет, хотя по привычным меркам уже глубокая ночь.

19.07 - день восьмой.
Рано утром прошел очень сильный и короткий дождь, но вскоре небо опять расчистилось. Ветер был самый неправдоподобный - то есть, практически попутный и свежий. Весь день мы шли по прямой на северо-северо-запад, не опуская швертов. В конце Лопской протоки - деревня с несколькими новыми и крепкими домами. На озере Пажма к нам присоединилась группа из пяти Тайменей с кучей народа. Они отчаянно гребли, видимо, полагая, что мы хотим занять стоянку перед выходом в Ковдозеро (раньше мы там стояли - действительно, хорошее и красивое место). Последняя из проток в Ковдозеро очень мелкая, приходилось огибать многочисленные камни и коряги. Нам с парусами было трудней это делать, хорошо, что ветер в протоке был не сильный.
На просторах озера ветер окреп и часа за полтора, двигаясь по прямой, мы прошли километров девять и вышли к большому полуострову, выдающемуся слева. Плавать при попутном ветре очень приятно, но есть свои моменты. Лодка при поднятых швертах движется практически бесшумно и ощущения большой скорости нет. И только, когда рядом оказывается затопленный камень или коряга, понимаешь, насколько опасно может быть такое плавание. Ванты мешают парусу развернуться во флюгерное положение и ветер не сбросить. Чем ближе к берегу, тем мельче становилось озеро, и тем больше коряг стало попадаться. Мы убрали стаксель и взяли левее, стремясь выйти в галфвинд, но скорость оставалась все равно слишком велика. Метрах в двухстах от берега мы вовсе убрали паруса.

Плавание при свежем попутном ветре. Мы кайфуем.

Прямо в том же месте, где мы подошли к берегу, сыскалась роскошная стоянка, почти непосещаемая (мы ушли в строну от основного маршрута туристов), с пологим каменным "стапелем" для лодки. Нашли обломки гребного винта моторки - все-таки плавать здесь надо очень осторожно. Подумали, а не устроить ли здесь дневку?
Вечером плавали рыбачить в залив неподалеку - хватает хорошо, но сплошные зацепы. Разменяли две блесны на двух щук. Потом оказалось, что со стоянки ловится ничуть не хуже, а отцеплять проще.
За каменной грядой, идущей вдоль берега, оказалось лесное озеро - ламбушка - в болотистых берегах, заросших насекомоядной травкой (росянкой?). Нашли несколько морошин - единственные, увы, ягоды за весь поход.
К ночи нагнало тучек, и ветер стал поворачивать на западный.

20.07 - день девятый
Проснулись поздно, дует очень сильный западный-юго-западный ветер. Направление ветра идеально для продолжения плавания но возникают сомнения, не слишком ли он силен. Волны в нашем заливе маленькие, но им неоткуда взяться. А что, интересно, на плесе?
Жарили щук, решили не спеша собираться и выходить. Если будет совсем круто - отстояться на островах. Далеко на юге, где-то над Ивановой горой, прошла гроза.
Вышли мы уже ближе к вечеру, обогнули наш полуостров, и, выйдя на плес, спешно убрали паруса. Ветер был такой, что нас и под одним рангоутом тащило ощутимо. Зато, тащило куда надо. Мы привязали свернутый грот к гику, оставив маленький кусочек, в полметра, не более. И под этим клочком мы шли около часа, причем с хорошей скоростью. Между островами также мелко, коряги. Иногда было довольно жутковато. Перед нами снова открылись просторы - километров десять чистой воды. Но адреналина было столько, что уже хотелось немного передохнуть. Мы взяли правее и вошли в бухточку на скалистом острове. Походили по берегу, залезли на скалу, сфотографировали озеро. В лесу нашли древнюю лыжу от самолета, а может, от аэросаней.

Ковдозеро

Час спустя мы продолжили плавание. Ветер немного стих, хотя порывы бывали довольно сильными. Шли под одним стакселем, причем шкоты Костя держал в руке, готовый их отпустить в случае шквала. Направление держали по компасу, стремясь выйти к южному мысу о. Лайдасалма, где у меня еще с прошлых походов была заветная стоянка. Постепенно порывы прекратились, а ветер стих еще немного. Скорость упала и волны (весьма приличные) стали нас обгонять. Лодка гнусно заскрипела - раньше я за ней такого не замечал. Конечно, основной скрип издавали перетянутые веревками деревянные скамейки для откренивания, но ощущение напряжения, испытываемого всей лодкой в целом, было велико. Когда волны стали заливать деку в корме, мы, посовещавшись, убрали стаксель и поставили грот. Скорость сразу возросла, волны от нас отстали и скрип почти прекратился. Вскоре мы достигли берега (который показался мне не очень знакомым) и пристали в маленькой бухточке, укрытой от волн и ветра.
Оказалось, что мы уклонились от курса вправо градусов на тридцать, и что мы стоим недалеко от плотины из озера Серяк, то есть, до желанной стоянки километра четыре, причем в бейдевинд. Останавливаться здесь не хотелось и мы пошли на северо-запад. И это был хороший переход! Вода, рассекаемая швертом, громко шумела (зато сразу кажется, что мчишься, хотя скорость и невелика), брызги, а то и более весомые порции воды летели в кокпит. Приходилось отчерпывать воду на ходу. Выяснилось, что новый стаксель все равно плохо работает в бейдевинд - штаг вытягивается, и парус становится мешковатым. Пришлось его убрать. Спустя час мы были на месте.
Пожалуй, этот ходовой день был самым крутым в моей жизни, а уж для моей лодки - несомненно.
Хорошая там стоянка. Удобная бухточка, гладкие скалы, о которые с шумом разбиваются волны, замечательный вид озера, ни одного комара. Прежде, чем разбивать лагерь, усидели по нескольку дринков, любуясь стихией.

21.07 - день десятый
Завтра уезжаем, а сегодня дневка. Солнце палит, мы загораем, купаемся. Со скал хорошо нырять и удобно вылезать обратно. Кидаем спиннинги. Если зацеп - с удовольствием лезем в воду, отцепляем. Потом неподалеку прошла гроза, сверкали молнии. После грозы ветер стал стихать, а нам хотелось покататься напоследок при свежей погоде. Костя рвался поуправлять лодкой. Пошли все равно, пока огибали о. Бол. Петик, ветер практически стих.
Встретили большую группу байдарочников из Питера, попросили нас сфотографировать на воде.
Вылезли порыбачить на каменный островок, и тут случился самый страшный облом! Костя зацепил здоровенную щуку, пока он ее вытаскивал, леска оборвалась. Ладно. Кидаю свой спиннинг. Вижу, как рыбина с блесной, болтающейся сбоку, кидается на мою. Есть! Я очень осторожно начинаю подводить к берегу, и тут рвется и моя леска. Самое ужасное, что мы не планировали ловить рыбу, и не взяли с собой запасных блесен. А эта зверюга словно издевается. Болтаю в воде концом удилища - щука (у которой болтаются уже две блесны) пытается укусить блестящее кольцо. Обидно ужасно.
Пока шли обратно, начал дуть ветер, причем он сменил направление. Завтра, если он будет таким, придется лавировать или грести. Решаем уезжать дневным поездом, вечером жарим остатки рыбы и едим, едим, едим все, что у нас осталось. Приятно, что со спиртом расчитали точно.

22.07 - день одиннадцатый и последний.
Встали полшестого. Пасмурно, в воздухе морось. Вершины сопок в тучах, дальних не видно вообще. Купались - надо же ехать чистыми - хотя и холодно. Быстро завтракаем (приготовлено с вечера - только разогреть) и отплываем, забыв отцепить уже какую по счету блесну.
Ветер сначала бейдевинд, идем нормально, но чем ближе к Княжей, тем он делается острее. Лавировать уже не хочется, убираем паруса и идем на веслах. Справа индустриальные пейзажи, карьеры, горит какая-то гадость, появились дома.
Через два часа доходим до затона. Озеро кончилось. Тут видно, насколько же все-таки низкая в этом году вода - кругом одни коряги, обнажившееся дно. Вытаскиваем лодку на пологий каменный берег, начинаем разбирать. Выбрасываю полиэтиленовые камеры из бортов и поплавков, верой и правдой прослужившие 5(!) сезонов (у нас были с собой новые, но они так и не понадобились). Собираемся. До станции идти минут двадцать, в принципе, можно и подъехать. Очень часто бегает автобус.
Вот и все. Что еще? На станции выяснилось, что нет поезда поздно вечером (нашего запасного варианта), а есть в семь утра - низкий поклон авторам расписания, вывешенного в Чупе, по которому мы ориентировались. Мы к счастью, успели на дневной. На станции стайками бегают белки, и даже забираются чуть ли не на руки. Поезд поздно вечером часа три стоял в Сосновце - где-то впереди сошел с рельсов грузовой вагон. Пассажиры с нашего поезда разбрелись по селу и опустошили местные магазины. Подозреваю, что по всей северной Карелии творилось то же самое. Ехавший в нашем вагоне толстый железнодорожник, похожий на охранника - любителя кофе из второго Терминатора, подробно рассказывал обо всей этой кухне. Ничего радостного в его рассказе не было. Хреново обстоят дела на наших чугунках...

Ну, а на следующий день мы были дома. Резюмирую: очень удачный получился поход. Погода была просто фантастической. Рыба ловилась очень хорошо. Ягод и грибов не было, правда, совсем, но еще рановато. Черники на подходе там - ого-го! Неприятных происшествий не было. Ну а места там стоят того, чтобы на них посмотреть. Что всем и желаю.

Горский Андрей, С-Пб

 



   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |