ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ
СОЮЗ
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
«Летний маршрут
весенними глазами».
Отчет о водном
туристском спортивном походе
пятой (с элементами
шестой)
категории сложности
(катамараны)
по реке Аргут (Алтай),
совершенном с 25 апреля
по 11 мая 2008 года.
Маршрутная
книжка № 27/08
Руководитель
– Безроднов Сергей Борисович
город Нижний Тагил 2008
Содержание:
1.1 Паспорт
спортивного похода
1.2 Определяющие препятствия маршрута
1.3 Состав группы
2. Выбор маршрута и
цели путешествия
3. Причины изменения
маршрута
6.1 Общие сведения
6.2 Общая характеристика рек бассейна Аргута
6.3 Туристские возможности района
6.4 Подъезд и отъезд
6.5 Пограничная зона
10.1 Смета расходов на 1 человека
10.2 Образец ходатайства для въезда
в погранзону
10.3 Порядок регистрации групп на
территории Республики Алтай
11. Литература
12. Картографический
материал
1.1
Паспорт спортивного похода.
Проводящая организация – Клуб туристов «Азимут», г. Нижний
Тагил, пр. Космонавтов 36, тел. (3435)243210, e-mail: azimut-nt@yandex.ru, при участии турклуба ВСМПО г. Верхняя Салда.
Район путешествия – Алтай (Республика Алтай).
Вид туризма – водный.
Категория сложности – пятая (с элементами шестой).
Протяженность активной части маршрута –
из них:
сплав р. Аргут –
сплав по р. Катунь –
пешком –
Сроки путешествия: 25 апреля – 11 мая 2008 года.
Продолжительность путешествия – 17 дней,
из них на
активной части – 13 дней.
Нитка маршрута: город Нижний Тагил – город Барнаул (поезд) –
переезд до поселка Джазатор (микроавтобус) – переезд до реки Коксу (автомашина)
– сплав по реке Аргут (с обносом Карагемского прорыва) – сплав по реке Катунь до
реки Чуя – переезд в город Барнаул (микроавтобус) – город Екатеринбург (поезд)
– город Нижний Тагил (микроавтобус).
Средства сплава: три катамарана-четверки, производство: г.
Екатеринбург, Татищева 53, тел. (343)2468978. Имеют форму типа верблюд. Рамы металлические,
ширина
Уровень воды: Аргут – малый, Катунь – ниже среднего.
Маршрутная книжка №27/08.
Маршрут рассмотрен МКК
Областная и зональная туристско-спортивная МКК ТСС Свердловская обл.
(166-00-56665555). МКК считает, что путешествие может быть зачтено руководителю
Безроднову, участникам Иванову, Васильеву, Цыпленкову, Величкову, Пахомову,
Федорову, Палаумову пятой усложненной, а участникам Андреевой, Юдинцеву,
Яковлеву, Гук – пятой категорией сложности.
Место хранения отчета – ТСС г. Екатеринбурга, ул. 8 Марта
22, тел. (343)3598683.
Прилагаются электронная версия отчета, видеофильм и
фотографии на DVD-R.
1.2. Определяющие
препятствия маршрута:
№ |
вид препятствия |
название |
КС (летняя) |
КС (наша оценка) |
прохождение |
1 |
порог |
Надолбы |
5С |
5В |
все (переворот К2) |
2 |
каскад порогов |
Труба Сапожникова |
6А |
5В |
все |
3 |
порог |
Порог-водопад Сапожникова |
6В |
6В |
К1, К2 (замена участников на К2)* |
4 |
шивера |
Седая |
6А |
5В |
все |
5 |
порог |
Иедыгемский |
5С |
5В |
все |
6 |
порог |
Остров |
5А |
4С |
все |
7 |
порог |
Стерегущий |
5В |
5В |
все |
8 |
порог |
Б. Ары-Юльский |
5С |
5А |
все |
9 |
порог |
Белый |
6А |
5А |
все |
10 |
порог |
Раздельный |
6А |
6А |
К1, К2 (замена участника на К2)* |
11 |
порог |
Атланты |
5В |
5А |
все |
12 |
порог |
Ворота |
4С |
4С |
все |
*1 ступень «ПВ Сапожникова» К2 шел в составе Величков,
Палаумов, Безроднов, Иванов.
*2 ступень «ПВ Сапожникова» и порог «Раздельный» на К2
вместо Андреевой шел Палаумов.
В отчете использована классификация, в которой сложность
препятствий измеряется по шестибальной шкале. Категории 4, 5, 6 имеют
подкатегории А, В и С. При этом к препятствиям 6 к.с. относятся 5С, 6А, 6В, 6С,
к препятствиям 5 к.с. – 4С, 5А, 5В, к препятствиям 4 к.с. – 4А и 4В. К
подкатегории 6С относятся непроходы и суперпороги.
В отчете приведена оценка уровня сложности препятствий для
наших конкретных условий. Классифицировали все препятствия выше 4 категории, в
том числе по ступеням для того, чтобы будущим группам можно было легко
ориентироваться в качестве препятствий отдельных участков реки.
1.3. Состав группы:
№ |
Фамилия, имя, отчество |
ГР |
Туристский опыт (последний) |
Обязанности, распределение по
судам |
Домашний адрес, телефон |
1 |
Безроднов Сергей Борисович |
1958 |
Кекемерен-Нарын-Кызыл-Суу-Гульча-Куршаб
6У(2007); Катунь (с нижними участками Аргута,Чуи,Кадрина,Урсула 5Р(2007); Чонг-Кемин-Джылуу-Суу-Кара-Каман-М.Нарын-Нарын
6У(2006); Чуя-Катунь 5Р(2006), чемпион Уральского и Приволжского ФО (сезон
2007) |
руководитель, видеооператор,
матрос К1 |
г. Нижний Тагил, Пархоменко 111-47, 9502069483, |
2 |
Иванов Василий Павлович |
1959 |
Кекемерен-Нарын-Кызыл-Суу-Гульча-Куршаб
6У(2007); Катунь (с нижними участками Аргута,Чуи,Кадрина,Урсула 5У(2007);
Чонг-Кемин-Джылуу-Суу-Кара-Каман-М.Нарын-Нарын 6У(2006); Чуя-Катунь 5У(2006),
чемпион Уральского и Приволжского ФО (сезон 2007) |
медик, капитан К1 |
г. Верхняя Салда, К. Либкнехта 8-2, 9122732325 |
3 |
Васильев Александр Викторович |
1967 |
Чуя-Катунь 5У(2006); Чуя-Катунь
5У(2005 плот); Она 4Р(2004); Катунь 4У(2004) |
фотограф, матрос К1 |
г. Верхняя Салда, Спортивная 12
к.1 кв.2, 9089106131 |
4 |
Цыпленков Антон Анатольевич |
1980 |
Урсул-Катунь 4Р(2007); Катунь (с
нижними участками Аргута,Чуи, Кадрина,Урсула 5У(2007); Инзер-Лемеза 3Р(2006);
Песчаная 3У(2005) |
фотограф, матрос К1 |
г. Верхняя Салда, Спортивная
12-75, 9097069601 ciplenkov@vsmpo.ru |
5 |
Величков Виктор Иванович |
1957 |
Кекемерен-Нарын-Кызыл-Суу-Гульча-Куршаб
6Р(2007); Чонг-Кемин-Джылуу-Суу-Кара-Каман-М.Нарын-Нарын 6Р(2006); Китой-Ара-Ошей-Китой 6Р(2005); Уда
6Р(2004), чемпион Уральского и Приволжского ФО (сезон 2007) |
зам. руководителя, видеооператор,
капитан К2 |
г. Нижний Тагил, Ломоносова 13-138, (3435)252562 |
6 |
Пахомов Константин Александрович |
1966 |
Кекемерен-Нарын-Кызыл-Суу-Гульча-Куршаб
6У(2007); Вижай 2Р(2006); Песчаная 3У(2005); Ока-Жом-Болок 5У(2004), чемпион
Уральского и Приволжского ФО (сезон 2007) |
завснар, матрос К2 |
г. Нижний Тагил, Черноисточинское
ш. 16-121, (3435)423236 |
7 |
Андреева Татьяна Анатольевна |
1973 |
Урик 4Р(2007); Катунь(с нижним
участком Чуи) 4Р(2007); Чонг-Кемин-Джылуу-Суу-Кара-Каман-М.Нарын-Нарын
6У(2006); Чуя-Катунь 5У (2006) |
финансист, матрос К2 |
г. Нижний Тагил, Ленинградский пр.
16-31, 9122259060 azimut-nt@yandex.ru |
8 |
Федоров Иван Николаевич |
1978 |
Катунь (с нижними участками Аргута,Чуи,
Кадрина,Урсула 5У(2007); Чуя-Катунь 5У(2005 плот); Она 4У(2004); Катунь
4У(2004) |
гитарист, матрос К2 |
г. Верхняя Салда, Воронова 11-114,
9222229832 fedorovivan@bk.ru |
9 |
Палаумов Иван Иванович |
1975 |
Катунь (с нижними участками Аргута,Чуи,Кадрина,Урсула)
5У (2007); Чонг-Кемин-Джылуу-Суу-Кара-Каман-М.Нарын-Нарын 6У(2006); Вижай
2Р(2005); Она 4У(2004) |
реммастер, капитан К3 |
г. Нижний Тагил, Зари 99-193,
9126174696 |
10 |
Юдинцев Дмитрий Владимирович |
1980 |
Катунь(с нижним участком Чуи)
4У(2007); Вижай 2У(2006); Койва 2У(2005) |
завхоз, матрос К3 |
г. Нижний Тагил Окунева 28-23,
9022607867 yudin_dv@mail.ru |
11 |
Яковлев Анатолий Борисович |
1975 |
Катунь(с нижним участком Чуи) 4У(2007);
Вижай 2У(2006); Койва 2У(2005) |
штурман, матрос К3 |
г. Нижний Тагил Высокогорская
41-2, 9222241192 |
12 |
Гук Наталья Игоревна |
1987 |
Урик 4У(2007); Иркут 3У(2006);
Вижай 2У(2006) |
фотограф, матрос К3 |
г. Нижний Тагил Орджоникидзе 18-23,
9068059886 |
Участники Юдинцев, Яковлев, Гук были заявлены на маршрут 5
к.с., без прохождения порогов шестой категории. Назначение капитаном К1 Иванова
В. было вызвано общей стратегией развития группы. Он имел опыт руководства походами
4 к.с. и командованием катамараном в маршрутах 5 к.с.
2. Выбор маршрута и
цели путешествия.
Алтай наиболее близкий район к Уралу, позволяющий совершать
походы любой категории сложности, поэтому путешествия в майские праздники
группами из нашего региона, когда многие ограничены во времени, всегда наиболее
предпочтительны. И в течение ряда лет весенний поход выбирается именно здесь.
Не стал исключением и этот сезон.
Постоянные посещения Алтая весной создали проблему в виде
дефицита маршрутов. Большинство команды были, и не раз, на Чуе и Катуни,
поэтому хотелось нового и сложного. После некоторых колебаний был выбран Аргут,
отвечающий этим требованиям. Видимо река весной посещается чрезвычайно редко,
широко доступной информации по ней нет. Ходили слухи, что ее проходили водники
Омска и Новосибирска, но отчетов нет, поэтому пользовались летними лоциями,
которые (как выяснилось впоследствии) мало подходят для майского похода.
Основными задачами являлись повышение квалификации участников
и в какой-то мере подготовка к летнему походу, хотя характер препятствий
выбранного летнего маршрута несколько иной. Очень хотелось открыть для туристов
весенний Аргут и доказать, что по нему можно сплавляться в любое время года
(хотя людей, скептически относящихся к данному мероприятию было немало).
Костяк команды был достаточно опытный, поэтому был выбран
маршрут 6 к.с., 3 человека из группы были заявлены на маршрут 5 к.с.
В процессе подготовки к походу 18-20.04 был проведен
тренировочный сбор на пороге «Ревун» в Свердловской области. Там же приняли
участие в соревнованиях «Матч городов Урала».
3. Причины изменения
маршрута.
Основным заявленным маршрутом был Аргут с прохождением
нижних участками рек: Ак-Алаха, Карагем и Юнгур. Старт предполагался от порога
«Трепач» на Ак-Алахе. Но погода внесла свои коррективы. На Ак-Алахе после
порога «Азартный» и на Аргуте после поселка Джазатор стоял лед, поэтому сплав
начали от устья реки Коксу. Переход на новые условия сплава был безболезненным,
т.к. мы предполагали, что можем столкнуться с такими трудностями и заранее
составили резервный график движения. От сплава по Карагему и Юнгуру также
пришлось отказаться из-за чрезвычайного низкого уровня воды. Все
вышеперечисленные изменения (кроме старта от Коксу) оговаривались в маршрутной
книжке.
Запасным вариантом похода был сплав по Чуе и Катуни (от
Менской плотины до пос. Куюс) с прохождением Мажойского каскада.
4. График движения
группы.
дни |
дата |
участок |
способ передвиж. |
км |
ЧХВ |
ТХВ |
определяющие препятствия |
1-3 |
25-27.04 |
Нижний Тагил – Барнаул |
поезд |
1925 |
- |
- |
- |
3-4 |
27-28.04 |
Барнаул – Джазатор Джазатор – Коксу стапель |
Газель ГАЗ-66 - |
900 20 - |
- |
19.10 1.15 3.00 |
- |
5 |
29.04 |
до Карагеского прорыва обнос вещей и катамаранов до р. Карасу радиальный выход на прорыв |
сплав пешком пешком |
6 9(3х3) 3 |
0.39 - - |
1.00 2.50 3.00 |
- |
6 |
30.04 |
обнос вещей и катамаранов за
прорыв за пос. Аргут |
пешком сплав |
12(4х3) 12 |
- 1.49 |
3.15 2.15 |
- |
7 |
1.05 |
до Трубы Сапожникова |
сплав |
11 |
1.36 |
5.55 |
пор. Надолбы |
8 |
2.05 |
до Порога-водопада Сапожникова обнос вещей и осмотр порога |
сплав пешком |
7 2 |
0.37 - |
3.00 3.00 |
Труба Сапожникова |
9 |
3.05 |
за р. Иедыгем |
сплав |
4 |
0.22 |
4.45 |
п-в Сапожникова, шив. Седая, пор.
Иедыгемский |
10 |
4.05 |
дневка радиальный выход на р. Иедыгем |
- пешком |
- 6 |
- - |
- 2.30 |
- |
11 |
5.05 |
до порога Белый радиальный выход на р. Юнгур |
сплав пешком |
13 4 |
1.50 - |
4.35 1.30 |
пор. Остров, Стерегущий,
Б.Ары-Юльский |
12 |
6.05 |
до р. Шавла |
сплав |
23 |
2.56 |
5.45 |
пор. Белый, Раздельный |
13 |
7.05 |
до р. Катунь |
сплав |
23 |
3.31 |
6.40 |
пор. Атланты, Ворота |
14 |
8.05 |
за р. Чуя |
сплав |
25 |
3.13 |
3.30 |
- |
15 |
9.05 |
Чуя – Барнаул |
Газель |
550 |
- |
10.35 |
- |
15-17 |
9-11.05 |
Барнаул – Екатеринбург |
поезд |
1776 |
- |
- |
- |
17 |
11.05 |
Екатеринбург – Нижний Тагил |
Газель |
140 |
- |
- |
- |
ЧХВ – чистое ходовое время
ТХВ – техническое ходовое время, включающее в себя
остановки, разведку и т.д., но не учитывающее обеденное время.
Для машины указано общее время движения со всеми стоянками –
еда, ремонт и т.д., километраж приблизительный.
Пройденное расстояние сплава и обноса Карагемского прорыва
приведено по данным GPS-навигатора.
5. Аварийные выходы с
маршрута.
Аварийные выходы с маршрута, мягко говоря, очень ограничены.
На всем маршруте есть только один населенный пункт – поселок Аргут на 15-20
домов. На картах, которыми мы пользовались, вдоль всей реки обозначены тропы.
По поводу верхней части можно утверждать, что они есть, т.к. несколько раз нам
встретились местные жители на лошадях и пешком. В нижней части реки, после
порога Стерегущий наличие троп нами не проверялось.
По левому берегу Аргута до реки Коксу существует дорога,
есть она также по правому от Джазатора до поселка Аргут. В самом поселке Аргут
есть машины, т.к. при ночевке на Карагемском прорыве мимо нас проехали три
УАЗа.
Исходя из вышеизложенного, при аварии на участке до реки
Юнгур надо выбираться по тропам и лесным дорогам до поселков Аргут или
Джазатор. При преждевременном сходе с маршрута ниже Юнгура выходить по тропам
вдоль рек Аргут и Катунь до поселка Инегень, куда проложена дорога от Чуйского
тракта.
Группа была зарегистрирована в Алтайской республиканской
ПСС:
Впервые имели с собой
спутниковый телефон. Попробовав один раз его в действии, больше не
использовали, не было необходимости.
6. Сведения о районе
путешествия.
6.1. Общие сведения.
Географическое
положение и рельеф. Алтай – сложная система хребтов высотой до
Климат. Алтай характеризуется значительной высотой солнца летом (60-660)
и длинным, до 17 часов, днем. В зимнее же время солнце едва достигает 200
высоты, а день становится более чем в два раза короче. В соответствии с этим
изменяются и суммы солнечного тепла.
В зимнее время стоит, как правило, ясная
морозная погода, изредка сменяющаяся пасмурной, с метелью. Наличие глубоких
долин и котловин способствует образованию инверсионных условий: на склонах и
высоких вершинах в январе (самый холодный месяц года) может быть до 15-200
мороза, в то время как внизу, в котловинах, неподвижный прозрачный воздух
выстывает до минус 40-500.
Летом край находится под влиянием воздушных
масс арктического происхождения, прогревающихся над Западной Сибирью. С ними
связана прохладная и дождливая погода. Нередко в середине лета на окружающих
горы равнинах устанавливается жаркая погода, и тогда горы с их более прохладным
климатом способствуют активизации образования осадков. Из-за веерообразного
расположения хребтов, приходящие потоки влажного воздуха проникают вглубь гор,
образуя мощную облачность. В высокогорье в летнее время часты дожди и грозы,
много дней с ненастной погодой, нередки снегопады.
Переходный период (сентябрь, октябрь)
характеризуется чередованием ненастной дождливой погоды с сухой и теплой.
Вторжения холодного арктического воздуха приносят похолодания, снегопады. В
ноябре переход к зиме завершается.
Большая часть истоков Аргута (реки Ак-Алаха,
Кара-Алаха, Джазатор, Карагем, Юнгур) лежат в области влияния восточных
континентальных и даже тихоокеанских воздушных масс. Для этой области характерны
частые, хотя и непродолжительные, дожди, собираемые хребтом. Средняя
температура июля 18-200.
В то же время, район рек Аргут и Катунь
находится под влиянием западных циклонов и воздушных масс казахского Алтая (для
Аргута). Для этих рек характерен сильный сухой ветер вдоль долины. В солнечные
дни по утрам он дует в сторону устья, а вечером в верховья, осложняя сплав на
прогонных участках. Средняя температура июля 22-250.
Растительный и
животный мир. С высоты
В долинах Кара-Алахи и нижнем течении Ак-Алахи
хвойная тайга перемежается с обширными луговыми и заболоченными участками. Для
долин Карагема и Юнгура характерна хвойная тайга (лиственница, ель, кедр),
подлесок (жимолость, малина, смородина, береза). Из ягод встречаются смородина,
крыжовник, брусника голубика. Грибы есть, но не очень много (маслята, рыжики,
сыроежки, дождевики).
Животный мир: очень много копытных, медведей,
встречаются следы, похожие на собачьи, белка, куньи, много птиц, в том числе и
промысловых. Рыбы в реках Алтая мало.
Особого упоминания заслуживают летающие
кровососущие насекомые: в долинах Карагема, Юнгура, Шавлы их очень мало (что
типично для Алтая в целом), тогда как долины Кара-Алахи и Ак-Алахи в отношении
полчищ комаров могут поспорить с такими районами, как Карелия или Урал.
Долины Аргута и Катуни издавна обжиты
человеком, поэтому животный мир крайне беден. Лес встречается лишь островками,
на Катуни много обширных луговин-выпасов, берега Аргута большей частью
скалистые (в подлеске встречаются грибы и ягоды, рыбалка возможна только в
местах впадения мелководных притоков).
Реки. Все реки Алтая
принадлежат к бассейну Оби, там сосредоточено более 20 тыс. водотоков суммарной
протяженностью свыше 60 тыс.км. 94% объема стока Оби у Барнаула поступает с
горных склонов Алтая. За год с Алтая стекает более 43 кубокилометров воды.
В пределах края есть настоящие горные водотоки
с уклонами до 130 м/км, бурными каскадами прорезающие скалистые уступы. Долины их
представляют собой узкие, глубокие коридоры, в верховьях сохранившие следы
ледниковой обработки.
В высокогорной зоне для рек характерно
ледниковое и снежно-ледниковое питание с летним половодьем, когда стекает до
80-90% годового объема воды. В среднегорной зоне сток формируется за счет
снегового и снегодождевого питания, а паводок обычно наблюдается в
весенне-летнее время. Низкогорья характеризуются весенним половодьем от таяния
сезонного снега и дождевыми паводками в летнее время.
Температура воды в реках зависит от высоты
водосбора и изменяется в июле от 20-22oC на равнине (Чарыш, Ануй,
Кулунда) до 5-60 в высокогорье и даже до 1-1.50 близ
ледников.
К основным сплавным относятся реки: Катунь,
Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба и их притоки. Более просты
Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса. Оптимальное время для сплава – с июля по
сентябрь.
6.2. Общая характеристика
рек бассейна Аргута.
Сплавные реки бассейна Аргута следующие:
Ак-Алаха с притоком p. Кара-Алаха, Джазатор, Коксу, Карагем, Юнгур, Шавла.
Ак-Алаха берет свое начало на плоскогорьях
западной части российского Алтая, однако имеет в своем стоке значительную часть
ледникового питания. Вода в реке мутная, как и следует из ее названия (с
тюркского Ак – белый). Сплав обычно начинают от места впадения p. Калгута.
В своем нижнем течении – это мощная, как говорят водники, «ломовая» река,
препятствия которой характеризуются большой водностью и сильной турбулентностью
потока.
Ее «младшая сестра» Кара-Алаха
напротив, характеризуется чистой и прозрачной водой. Она берет свое начало в
довольно большом озере, и потому вода успевает прогреться. Питание в основном
дождевое. Все препятствия Кара-Алахи сосредоточены в 4 каньонах и одном
локальном пороге, где при небольшом расходе воды сплав носит ярко выраженный
слаломный характер. Между ними река лениво течет средь луговин, часто
заболоченных. В результате, профиль падения реки носит ступенчатый характер,
что не характерно для алтайских рек.
Джазатор значительно отличается от
вышеупомянутых рек. Он примерно равномерно падает на всем своем протяжении,
водность его ниже, интересной с точки зрения спортивного сплава является
заключительная часть реки, ниже впадения правого притока реки Тангыт.
Карагем является наиболее водным притоком Аргута.
Длина реки
Питание реки ледниковое, поэтому вода мутная, с большим содержанием ила
(уровень воды в солнечные дни заметно повышается во второй половине дня).
Долина реки покрыта густым лесом. По правому берегу высоко над рекой идет тропа
через участки горелого леса. На Карагеме можно выделить четыре технически
сложных участка, разделенных быстротоком, всего 33 препятствия.
Первое ущелье длиной
Юнгур принадлежит к
многочисленной группе маловодных рек с расходом воды 10-30 м3/с, но
необычайно большой уклон (35 м/км в среднем, 100-150 м/км в порогах), а
также малодоступность делают эту реку интереснейшей для сплава на Северочуйском
хребте. Большая часть препятствий p. Юнгур лежит на дне глубоких долин и
каньонов, берега часто непроходимы из-за скальных стенок, идущих вплотную к
воде. Выделяют три части реки: «Стремительный Юнгур» – верхняя часть реки,
«Веселый Юнгур», длиной
Шавла – самый нижний по
течению из крупных притоков p. Аргут. Длина реки
И, наконец, сам Аргут. Его длина
Верхний Аргут – участок реки от слияния
Ак-Алахи и Джазатора до начала Большого Карагемскаго прорыва. Длина
Большой Карагемский прорыв – участок реки до
выхода в Нижнюю степь в
Степной Аргут – участок реки до устья реки
Кулагаш. Длина
Дикий Аргут – участок реки до устья
p. Шавла. Длина около
Быстрый Аргут – участок реки до впадения ее в
Катунь. Длина
6.3.Туристские возможности района.
Разнообразие природно-климатических условий Алтая создает
богатейшие возможности для туризма. Это единственный в РФ туристский регион,
где возможно проведение походов любой категории сложности по всем видам
туризма: горного, водного, лыжного, спелео-, вело- и автомототуризма.
В Чуйском и Северо-Чуйском хребтах известно более 60
перевалов (включено в перечень 61 перевал), сложностью от н/к до 3Б, наибольшее
количество перевалов 2А и 2Б. Следовательно, здесь можно совершать горные
походы до 6 к.с. Недостаток горных походов в этих районах связан с большим
количеством камнепадов, усиливающихся к концу лета. В тоже время сильная
лесистость долин, ненаселенность, наличие сложных переправ позволяют совершать
в районе и пешеходные маршруты 2-6 к.с. включительно.
С конца апреля в долине Катуни появляется возможность
проводить водные путешествия, тем более что к этому времени лед на всех реках,
представляющих интерес для туристов, уже сходит. Катунь имеет полноводные
притоки, пригодные для сплава: Аргут (который также имеет притоки), Чуя, Урсул,
Кадрин, Кучерла, Кураган и др. Сплав по этим притокам с выходом в Катунь
позволяет пройти маршруты 4-6 к.с. В районе, на реках Чуя и Катунь, сложилась
система проведения водных соревнований.
Сезон для проведения горных, пешеходных и водных походов –
июнь-август, при этом пик летнего походного сезона – с 15 июля по 15 сентября,
пора созревания ягод, орехов, сбора грибов. Особенность летнего периода –
большое количество осадков, из-за чего почти половина его является
неблагоприятной. В эти дни большую неприятность, а в некоторых случаях даже
опасность, представляет нижняя облачность. Во время дождей она может надолго
прикрыть высокогорные перевалы и вершины.
Для лыжных походов сезонное время – это с конца февраля до
конца марта, когда в долине Катуни, откуда начинаются маршруты, значительно
улучшается погода. Но на перевалах в это время самый суровый период года. Здесь
можно проводить лыжные походы 2-6 к.с.
Близость горного массива имеющего множество сплавных рек и
разветвленной системы дорог способствует организации комбинированных маршрутов.
6.4. Подъезд и отъезд.
До Барнаула из Екатеринбурга, а также обратно можно попасть
двумя поездами, каждый из которых ходит через день. Поезд №35/36 фирменный и соответственно
более дорогой. Возможны варианты поездки на поезде до Новосибирска или Бийска,
а также самолетом до Барнаула или Новосибирска. Все они имеют право на
существование и воля группы выбирать нужный.
Наша группа воспользовалась проверенным неоднократно
вариантом заброски через Барнаул, тем более что наш водитель живет в этом
городе.
Расписание поездов Свердловск - Барнаул в мае 2008 года.
№ поезда |
маршрут |
дни обращения |
прибытие |
стоянка |
отправление |
в пути |
прибытие |
базовый тариф* |
36В |
Москва - Барнаул |
нечетные |
00.38 |
0.23 |
01.01 |
26.59 |
04.00 |
1311 |
96Н |
Москва - Барнаул |
нечетные |
17.35 |
0.25 |
18.00 |
32.25 |
02.25 |
1076 |
Расписание поездов Барнаул – Свердловск в мае 2008 года.
№ поезда |
маршрут |
дни обращения |
отправление |
в пути |
прибытие |
стоянка |
базовый тариф* |
35В |
Барнаул - Москва |
четные |
20.45 |
27.40 |
00.25 |
0.25 |
1311 |
95Н |
Барнаул - Москва |
нечетные |
18.45 |
30.44 |
01.29 |
0.23 |
1076 |
* Базовый тариф необходимо умножить на сезонный коэффициент
и прибавить стоимость оформления билетов и стоимость страхового взноса. В цену
билета включено постельное белье.
Билеты приобретали заранее. Т.к. поезд проходящий, до
Барнаула оформляли групповую заявку, что обошлось в 143 рубля на человека, но
билеты были на каждого члена группы. В итоге более чем за месяц имели проездные
документы на руках в оба конца, в один вагон и на хорошие места.
Заброска на маршрут на автобусах или перекладных машинах
ушла в прошлое. Рынок транспортных услуг на Алтае хорошо развит и поэтому
прямая заброска на одной машине к началу маршрута оптимальна во всех
отношениях. Наша группа уже много лет пользуется услугами ЧП Козицина Сергея,
тел. 9039488639. За все время он не подвел нас ни разу. Очень ответственный и
серьезный человек. У него есть собственная пассажирская «Газель» с прицепом и в
ближайшее время, видимо, появится автобус. Возможна оплата по безналичному
расчету. Стоимость Газели в 2008 году 10 руб/км с прицепом, 9 руб/км без
прицепа. Дорога оплачивается в оба конца, т.е. и холостой пробег машины.
Очень популярна фирма «БийскАлтайТур», но мы ее услугами не пользовались ни разу.
Г. Бийск, ул. Мармина 4, тел. (3854)233111,
324222, 9609391155, 9039579519,
www.bialtur.biysk.ru, e-mail: ivan@mail.biysk.ru.
Выброска с маршрута также происходила на машине Сергея. В
назначенном месте и оговоренное время он встретил нас и отвез в Барнаул.
6.5. Пограничная зона.
Для совершения походов по некоторым рекам Алтая требуется
разрешение на посещение погранзоны. К таким рекам относится и Аргут, а также
его составляющие: Ак-Алаха с Кара-Алахой и Джазатор.
Для получения коллективного пропуска на въезд и пребывание в
погранзоне необходимо за месяц-полтора до похода послать ходатайство (образец
приведен в приложении) по адресу: 649743, Республика Алтай, Улаганский район,
с. Акташ, ул. Парковая 32, пограничное управление, а также список участников
группы в 3 экземплярах с указанием серии, номера паспорта, кем и когда выдан,
даты рождения, места работы и должности, адреса проживания.
Думается, возможно, получение на месте индивидуальных
пропусков, хотя на 100% это утверждать не беремся, требования пограничников со
временем могут меняться. В этом случае придется всем членам группы писать
заявления, на каждого выписываться отдельный пропуск, т.е. процесс оформления
затянется на довольно продолжительное время. С этим мы столкнулись в 2007 году,
когда ехали на Катунь в районе пос. Усть-Кан и в итоге потеряли более 2 часов
на оформление документов.
Если у водителя нет пропуска, желательно и его внести в
список. В нашем случае Сергей сам оформлял индивидуальный пропуск сразу на
полгода, т.к. в погранзону ехал впервые в этом году.
Нами было отправлено ходатайство и список группы в 3
экземплярах письмом, за 40 дней до похода. Пытались связаться с пограничниками
по телефону в течение нескольких дней, для того, чтобы отправить ходатайство по
факсу, но безуспешно, каждый раз слышали только короткие гудки. Телефоны
пограничного управления: (38836)23654, (38836)23655. Номер факса, приведенный в
отчете Зыкова, оказался неверным.
В итоге, когда мы прибыли в Акташ, наш пропуск уже был на
КПП. Пока пограничники проверяли паспорта участников, руководитель группы был
приглашен к заместителю командира отряда, где показал на крупномасштабной карте
маршрут движения. Весь процесс занял около 15 минут, еще столько же дожидались
оформления пропуска водителя.
Более подробно с порядком въезда в погранзону можно
ознакомиться в Приказе ФСБ от 28.09.2006 №452 «Об утверждении правил
пограничного режима», который легко можно найти через любую поисковую систему
Интернета.
7. Техническое
описание маршрута.
Сокращения в тексте:
ПБ – правый берег, ЛБ – левый берег, ПП – правый поворот, ЛП – левый поворот.
25-28.04.2008
От Нижнего Тагила до
Екатеринбурга ехали электропоездом «Экспресс».
На вокзале Свердловска
на всякий случай взвесили рюкзаки. Бирки сейчас крепятся на клею к багажу, что
исключает возможность несколько раз взвесить один и тот же рюкзак, чем мы
иногда пользовались.
Ехали на поезде №96,
время прибытия очень удобно 2.25 мск. Местное время +3 с Москвой, +1 с
Екатеринбургом. Часы в этот раз не переводили, а жили по своему времени,
справедливо рассудив, что будем выходить на воду на час позднее фактического
времени, а значит, будет теплее. Далее в отчете фигурирует время Екатеринбурга.
27.04 в 4.55, погрузив
вещи в Газель, тронулись в путь. Ехали до Акташа без обеда, стараясь сократить
остановки до минимума. Дело в том, что водитель, проконсультировавшись с
кем-то, сказал, что нам нужно успеть в погранотряд до 17 часов местного
времени. Приехали в 15 часов, пропуска оформили быстро, здесь же пообедали в
небольшом кафе. Интересно, что пограничники заявили, что с нашим посланными
документами мы могли ехать сразу до пограничного поста и там получить пропуск.
Честно говоря, не очень верится в это, а тем более экспериментировать и
проверять.
Около 18.00
остановились на ночевку по настоянию водителя, не доезжая до поселка Кош-Агач
на берегу Чуи. Здесь еще есть сухие кусты, и проблемы с дровами не существует.
Далее только голое плоскогорье, пронизывающий ветер и дорога, забирающаяся все
выше и выше.
Только успели
поужинать, налетел шквалистый ветер и пошел дождь, ночью перешедший в снег.
Утром встали, а вокруг все бело, температура -40, абсолютный минус
был под утро -70. Пожалуй, это была самая холодная ночевка.
Сказывалась высота, за
Выехали в 7.25, через
1,5 часа проехали Кош-Агач. Сразу за поселком асфальт кончается и начинается
так называемая «медленная грунтовка». Скорость передвижения резко падает. Путь
в
Какое-то время дорога
идет по плато, затем входит в горы, постепенно набирая высоту, и через час ее
перегораживает пограничный пост. Проверка паспортов и пропуска заняла около 20
минут. Далее дорога идет вдоль реки Тархата и поднимается на высокогорное
плато, высотой почти
Дорога через высокогорное
перевальное плато. Зима однако.
Постепенно спускаемся в
долину реки Джазатор, зимний пейзаж сменяется весенним. В поселке подъезжаем к
погранзаставе, которая расположена в центре. Вновь проверка паспортов и
пропуска, пограничники просят предъявить маршрутную книжку, с которой снимают
копию о маршруте движения группы. Коллективный пропуск в погранзону отправляем
по настоянию пограничников с водителем обратно в Акташ.
Опасения, что «Газель»
не сможет проехать дальше Кош-Агача не подтвердились. Сергей Козицин еще при
первом нашем телефонном разговоре категорично заявил, что без проблем довезет
нас до Джазатора и никакой полноприводной техники здесь не нужно. Было пару
нехороших мест в пути, но его слова подтвердились полностью, хотя некоторые
личности еще дома предрекали крах затеи с микроавтобусом.
Побеседовали с
командиром заставы. Он рассказал, что буквально вчера был лично на Ак-Алахе, на
порогах река вскрылась, а вот далее, на равнинном участке до поселка, стоит
лед. Местные жители подтвердили его слова, добавив, что ниже Джазатора на
Аргуте тоже ледяные поля. Выяснилось также, что вдоль Ак-Алахи есть дорога на
8-
Пришлось срочно искать
машину для поездки до р. Коксу, которая нашлась буквально тут же (открытый
ГАЗ-66 с сиденьями вдоль бортов) – местные жители не прочь заработать.
Рекомендуем четко оговаривать стоимость заброски, т.к. после приезда на место
начались торги, шофер утверждал, что он имел в виду стоимость услуг без бензина
(за который заплатили сразу) и т.д. Сошлись на цене в 3000 руб. за все. Мы бы
предпочли сразу доехать до Карагемского прорыва, но водитель наотрез отказался
от такого варианта, мотивировав это отвратительным состоянием пути.
Дорога от Джазатора
идет вначале по ПБ Аргута, а затем по мосту (между препятствиями 26 и 27)
переходит на левый. Слова местных подтвердились – на реке стоят большие ледяные
поля, перемежаемые участками чистой воды. Пока ехали, с неба сыпанул мощный
заряд снега, к счастью непродолжительный. В 16.15 были на стрелке Аргута и
Коксу, разбили лагерь и вечером собрали катамараны. При взгляде на количество
воды в Коксу, стало совершенно очевидно, что весенний сплав по притокам Аргута
невозможен.
Ледяные поля в верховьях Аргута.
Место старта у р. Коксу.
29.04.2008
За устьем р. Коксу шивера со сливом и бочкой в конце.
Вымокнуть пришлось сразу. По берегам
свисают наледи, они будут сопровождать нас до устья, в верховьях их больше, в
низовьях меньше.
Далее 5-
Место
начала обноса «Карагемского прорыва».
Обнос по достаточно хорошей дороге,
траверсирующей склон долины Аргута. В начале обноса крутой подъем на береговую
террасу, затем траверс склона с постоянным набором высоты.
Река Карасу впадает двумя протоками
с промежутком в
До поляны около 50 минут с рюкзаком. Катамараны не разбирали, а сделали
две ходки, вначале с рюкзаком, затем с катамаранами. Вещи без присмотра не оставляли,
наслышанные о воровстве. И не зря, за время нашего пребывания на прорыве, 3
раза проезжал УАЗик и дважды алтайцы на лошадях. На поляне остановились. В
связи с отказом от сплава по притокам, график похода стал менее напряженным, и
грех было не воспользоваться возможностью своими глазами увидеть Карагемский
прорыв.
Дорога
обноса.
Кроме двух дежурных, вся группа отправилась на экскурсию. По устьям протоков
Карасу спуститься невозможно – огромными пластами лежит лед, поэтому посетили
начальную часть прорыва, где Аргут начинает падать водопадами, недалеко от
таблички в память о Славе Воронко. Спуск и подъем очень сложный. Осмотр оставил
неизгладимое впечатление, описывать бесполезно – это надо видеть.
Начальный участок прорыва (около 2,5-
32. «Карагемский прорыв» (6С). Примерно
«Карагемский
прорыв» (фрагменты).
30.04.2008
Путь от места ночевки можно
сократить, идя по тропе поднимающейся вверх сразу за второй протокой, когда
дорога делает петлю вправо к летнику. Выйдя на дорогу, траверсом по склону с
небольшой потерей высоты. В конце дорога круто спускается в долину. Здесь есть развилка:
направо – в долину Карагема, прямо – вдоль Аргута к поселку Аргут. Общая длина
обноса 7-
Утром в 2 приема
отнесли вещи и катамараны за Карагемский прорыв. От развилки перпендикулярно
влево вышли к реке, там есть хорошая песчаная полка у воды, там же пообедали.
Ходовое время с рюкзаком – 1.10, хотя отдельные «лоси» из группы уложились в 55
минут. Начало дня было хорошее, проглядывало солнышко, но основная часть обноса
проходила под зарядами снега и сильном ветре, который буквально сдувал с дороги
на отдельных участках. Для очистки совести провели разведку на наличие воды в
Карагеме. Для сплава ее явно недостаточно – 15-17 м3/сек.
Ниже устья р. Карагем встречаются отдельные перекаты. Перед
ПП слева видно устье ручья, затем на ЛБ затон и за крутым ЛП на входе в
песчано-глинистый каньон расположено препятствие.
33. Порог «Степной»
(4А). Наиболее
сложное место на входе – слив в узких кривых воротах, в середине несколько крупных
камней на участке быстротока, на выходе короткая шивера. Порог несложный.
Порог «Степной». Выходная шивера.
За каньоном, отдельные перекаты.
Мост, упоминаемый в лоциях, не обнаружили.
Перед поселком Аргут, расположенном на ЛБ и состоящим из 10-15 домов,
устье р. Куросай, которая впадает каскадом водопадов. За устьем паромная
переправа, трос висит высоко, но может представлять опасность при другом уровне
воды.
Примерно через час сплава поднялся сильнейший встречный ветер, который
порой буквально останавливал катамараны. Отойдя на километр от поселка,
остановились на ночлег. Целый день холодно, температура не более 3-40С,
а вечером от костра отходить совсем не хочется, сразу словно попадаешь в
холодильную камеру.
01.05.2008
Утром ярко светит солнце, первый раз за поход тепло.
За поселком подходит отрог. На ЛБ
избушка. Река делает ЛП. На повороте
34. Порог «Кукурек». Небольшой слив и 200-метровая шивера.
После препятствия плес и еще одна
шивера, посильнее. Далее
35. Порог «Коротыш» (4В). Длина
Прошли попеременно со съемкой.
Порог
«Коротыш».
Ниже порога 1,5-
36. Порог «Надолбы»
(5В). Длина порога
около
Осмотрели входную
шиверу, прошли ее и зачалили катамараны на ПБ. 1 ступень первым шел К2. Перед
ключевым местом задели полуобливной камень, катамаран повернулся боком, от
навала на центральный надолб с трудом успели уйти, но уткнулись носом в
береговой камень. Кат развернуло кормой вперед, прижало к камню и перевернуло.
Первая морковка ушла в сторону от судна, следующая легла точно на нос гондолы,
но ее не подхватили, и она сползла в воду. До двух заключительных спасконцов,
которые стояли на ПП, экипаж не дошел,
сумев выбросить перевернутый катамаран на камни у скалы ЛБ в начале спокойного
участка. В последнем сливе оторвало Костю, он быстро выплыл на ПБ.
Порог «Надолбы». 1 ступень.
Переворот К2.
3 человека с трудом
перевернули катамаран, для этого пришлось резать веревки крепления у 2
рюкзаков, которые, побывав в воде, в тени от скалы тут же замерзли. На всякий
случай перенесли еще 2 спасконца и выставили их перед 2 ступенью, но экипаж
благополучно пересек реку. Упустили 2 весла.
Переворот явился
полнейшей неожиданностью. При разведке совершенно не было ощущения чего-то
особо сложного или мощного. Забегая вперед, такое же усыпляющее действие Аргута
проявлялось и на некоторых других порогах. На деле выходило гораздо сложнее,
опаснее и непредсказуемее. Река щелкнула по носу, предупреждая.
К1 и К3, учтя уроки,
заходили в ключевое место правее и благополучно.
Порог «Надолбы». 1 ступень.
Прохождение К1 и К3.
Над ступенью расположена
поляна, в принципе хорошее место для стоянки, здесь и пообедали. Во время
приготовления пищи осмотрели 2 ступень, а также берег на
Команда К2 решила
обнести рюкзаки за 2 ступень и пройти ее на легком катамаране. Во время обноса
К1 и К3 тандемом прошли порог центром. Далее К2 правым вариантом со страховкой
с воды. По ощущениям 2 ступень несколько сложнее и мощнее первой.
Порог «Надолбы». 2 ступень.
Встали на стоянку
через
Вечером осмотрели
близлежащий участок около
02.05.2008
После ПП русло сжимается берегами, река начинает
разгоняться, последние
37. «Труба
Сапожникова» (5В). Ориентиры
– огромный камень на ЛБ, скальный
бом на ПБ и крутой ПП. Общая длина около
В первой коса камней отжимает всю воду к ПБ, под скальную
стенку. Здесь на s-образном участке длиной
Во второй (80-
3 ступень – мощная шивера, длиной
Четких ориентиров окончания Трубы нет. На заключительной
части река делает ЛП, за ним спокойный участок. ЛБ – небольшая скала,
переходящая в крутой скалистый склон, правый – невысокая каменистая осыпь.
Далее, на ПП слив, разделенный камнем. Чалка либо до, либо сразу после слива.
Следом, после короткого участка тихого течения, идет затяжка в «Порог-водопад
Сапожникова».
Общая идея прохождения
трубы – ступенями, с предварительным осмотром их, придерживаясь основной струи.
Первые три попеременно, с выставлением береговой страховки (3-4 спасконца),
остальные колонной.
«Труба Сапожникова». Выход из 1
ступени.
«Труба Сапожникова». 2 ступень.
«Труба Сапожникова». 3 ступень.
«Труба Сапожникова». Одна из
ступеней.
На прохождение
затратили около 3 часов. Все время ждали усложнения, но Труба как-то неожиданно
закончилась. Одного взгляда на «Порог-водопад Сапожникова» хватило, чтобы
начать обносить вещи. Обнос проходил по ЛБ. Траверсировали склон, постепенно
набирая высоту, и выходили на тропу, которая выводит на длинную ровную поляну
над и за шиверой Седой.
Остаток дня посвятили
детальной разведке порога и обносу одного из катамаранов, т.к. в нашей группе 3
человека были заявлены на маршрут 5 к.с. и не имели права идти пороги такого
уровня. К3 был обнесен по ЛБ и спущен на воду за 2 ступенью порога-водопада.
Осмотр проводили по прибрежным камням ЛБ, с которых начальная и конечная части
плохо видны. Поэтому переправились на ПБ и оттуда осматривали порог.
При отказе от прохождения только порога-водопада обнос легче
производить по полке ПБ, там же можно при необходимости организовать стоянку.
При разведке
препятствия по тропе ЛБ прошел одинокий алтаец
с рюкзаком. Он поведал, что еще двое идут следом. А в Трубе на лошадях
проезжали еще двое. Это еще раз к вопросу о необходимости не оставлять вещи и
средства сплава без присмотра. Мы свои катамараны постарались убрать так, чтобы
они не были видны с тропы.
День ознаменовался
тем, что в «Трубе Сапожникова» нашли оба упущенных весла. Они были прибиты к
берегу с разрывом в полкилометра. Подобрали еще одно весло на высоте от воды
более
Участок перед «Порогом-водопадом
Сапожникова»
(слева устье р. Эбелюярык).
03.05.2008
Утром свернули лагерь,
упаковали рюкзаки и спрятали их в кустах и камнях. После чего всем составов
двинулись к Порогу-водопаду. 8 человек переправились на 2 катамаранах на ПБ, остальные
остались на левом для съемки и страховки.
38. «Порог-водопад
Сапожникова» (6В). Длина
350-
1 ступень (6В) начинается двумя пологими невысокими
сливами меж камней. Далее, сразу за устьем р. Эбелюярык, ближе к ПБ три
концентрированных вертикальных слива, каждый высотой 1,5-
Во 2 ступени (правый
вариант 5В, левый 6А) после плавного ЛП
большая гряда камней делит русло на 2 части. В правую половину уходит чуть
более трети воды. Здесь очень узкие проходы, много камней, жесткий слалом,
ближе к выходу мощный слив
После вечернего, а
затем и утреннего осмотра препятствия, мы так и не нашли приемлемого варианта
прохождения двух первых сливов. Никак не вписывается 2-х метровый катамаран в
эти узкие щели. Стартовали с ПБ с крупных валунов, сразу за вторым сливом
необычным способом – носом вперед, по-другому не позволяла обстановка. Желающих
пройти 1 ступень оказалось 6 человек. Первым К1 со штатным экипажем: Безроднов,
Иванов, Васильев, Цыпленков, затем К2 со сборной командой: Величков, Палаумов,
Безроднов, Иванов. Оба экипажа прошли 1 ступень по основной струе по намеченной
траектории, практически без помарок. Страховка: спасконец за 3 сливом на ПБ, 2
спасконца на окончании ступени с ПБ, катамаран с 2 гребцами за порогом на ЛБ.
Во второй ступени на
К2 заняли свои места Пахомов и Федоров. Ее проходили поочередно под ПБ, т.к.
всем очень не понравился камень с отрицательным уклоном в левом варианте. Не
обошлось без выездов на камни обоих катамаранов, но в целом уверенно. К3
страховал с воды.
«Порог-водопад Сапожникова». 1
ступень.
«Порог-водопад Сапожникова». 2
ступень.
После плавного ПП, через
39. Шивера «Седая» (5В).
Длина около
Проходили ближе к ПБ,
с постепенным смещением в центр, чалились к ЛБ. К1 и К2 тандемом. Команда К2
как на постамент вылетела на крупный камень в середине шиверы и пережила
несколько неприятных секунд, когда катамаран опасно кренился. Затем К3 штатным
экипажем со страховкой с воды. Пообедали и погрузили на каты вещи.
Шивера «Седая»
Через
40. Порог «Угловой»
(4А). ЛБ – скальная
стенка, осмотр при необходимости лучше проводить справа. Невысокие сливы,
камни, несложный маневр. Практически
без разрыва переходит в
41. Порог «Медвежий»
(4В). Длина порядка
Проходили без
разведки, колонной.
42. Порог
«Иедыгемский» (5В). Длина
Вначале К1 и К3
тандемом со страховкой 2 спасконцами за порогом. К1 в горке налетел рамой на
камень, долго выбирался, т.к. за камнем стоял еще один и катамаран заклинило.
Первую поперечину погнуло, вторая смялась и лопнула. Движение К3 было скорректировано
по рации с берега (это позволяла сделать головная гарнитура у командира
экипажа), он сместился в левую часть потока. Далее прошел К2 без происшествий.
Порог «Иедыгемский»
Последние два дня
температура воздуха не поднималась выше +5+70, утром и вечером было
еще холоднее, к тому же сильно досаждал сильный ветер, дующий вниз по реке.
Поэтому главным критерием для выбора места для дневки (которая была
запланирована в этом районе) стало отсутствие ветра. Такое место нашли сразу за
устьем реки Иедыгем, на ЛБ. Также есть хорошая поляна над порогом Иедыгемский.
04.05.2008
Дневка. Ремонт
катамаранов. На К1 заменили вторую поперечину на деревянную, на К3 зашили
разошедшийся шов на гондоле. Баня. Радиальный выход вдоль р. Иедыгем для
желающих, очень было любопытно – почему по этой реке не сплавляются.
Первый раз тепло по
настоящему. Утром +100, днем +15+200.
05.05.2008
За устье Иедыгема мелководная шивера, за ней
43. Порог «Остров»
(4С). Длина около
Прошли с ходу.
Ниже спокойный участок
44. Слив «Зиг-Заг». На поворотах слабые прижимы к береговым скалам, шивера.
Практически сразу следующее
препятствие.
45. Порог «Стерегущий (5В). Начинается загромождением камней в русле реки, длиной около
Мы поступили по-другому. Пройдя входную часть, остановились у ЛБ,
просмотрели заход в порог и перечалили катамараны в начало острова, откуда уже
организовали старт, страховку и съемку. Самый сложный момент – заход, т.к.
проходы очень узкие, маневр ограничен. Проходили поочередно. Страховали первый
катамаран 4 морковками, последующие дополнительно с воды. Первым шел К1, по
диагонали проходя начальную часть. К2 и К3 выбрали вариант прохода ближе к
острову, в очень узкий слив меж двух камней. К2 вошел туда кормой,
предварительно крутанувшись на камне, а К3 носом. Оба катамарана застряли там,
пришлось гребцам вылезать на камень и сталкивать суда.
Порог
«Стерегущий»
До устья р. Юнгур – спокойный
участок, с простыми шиверами. Последние 1-
Зверски холодно, особенно на воде. Пролетают отдельные снежинки.
Пронизывающий ветер, на плесах останавливает катамараны.
На камнях в устье Юнгура остановились на обед, спрятались от ветра под
береговыми скалами. Любопытство пересилило желание посидеть у костра –
подавляющее большинство отправилось посмотреть на каньон Ю. Визбора. Шли прямо
по руслу реки, т.к. воды течет всего 5-
Ниже устья р. Б. Ары-Юл крутой ЛП.
На ЛБ зимовье, на повороте шивера, на выходе из которой мощный свал воды с
приличной бочкой. Через
46. Порог «Б. Ары-Юльский» (5А). Длина
Проходили поочередно. К1 и К3 заходили по центру, К2 справа. Потом по
струе смещались под ЛБ. Страховали 2 спасконцами за порогом.
Порог «Б.
Ары-Юльский»
Какое-то время река продолжает
крутить влево. Сразу после окончаний поворота на ЛБ есть высокая полка, чуть
далее на правом такая же, но более узкая.
Остановились на ЛБ. Ровная хорошая поляна. Дров маловато – узкая полоска
берез у воды, сам лес высоко на горе. Насобирали плавника, вполне хватило.
Разведали 1 ступень порога «Белый». Сегодня самый холодный день на маршруте,
температура около 00 и холодный ветер.
06.05.2008
По окончании ЛП река течет прямо
около
47. Порог «Белый» (5А). Разведка по ЛБ. Состоит
из двух ступеней. Первая (5А)
начинается шиверой. В центре реки группа камней, обход справа, далее два
больших камня посреди реки с промежутком в
Проходили ступенями, поочередно. Страховка двумя спасконцами за
препятствиями.
Порог «Белый».
1 ступень. Основной слив.
После порога река течет в узком
ущелье, берега скальные, изредка попадаются несложные шиверы, прижимы под
скалы.
48. Порог «Зуб Ело». Вскоре за впадением р. Ело, за крутым ЛП. В центре лежит крупный
камень. Проход с обоих сторон. Через 500-
49. Порог «Раздельный» (6А). Длина
Пока готовился обед, обнесли вещи и К3, поставив его на страховке в
глыбах за основным сливом. Там же и чуть дальше поставили 3 морковки. Первым
К1: на входе зигзагом под ЛБ, далее по центру и прыжок со слива левее центра.
Экипаж К2 (Андрееву заменил Палаумов) повторил линию движения, но зашел чуть
правее необходимого, резко отвернул нос от зуба и вышел из слива боком.
Порог
«Раздельный»
Сразу за порогом начинается
50. Каньон «Труба». Длиной почти
Необходимо заметить, что на всем протяжении от порога «Белый» на реке
практически нет, не только хороших, но вообще стоянок. Мы специально на этом
внимание не фиксировали, но в памяти хорошо отложились постоянно крутые берега
и скальные стенки. Наверное, при необходимости можно организовать ночевку с
выходом на борт каньона (ущелья), например над порогом «Раздельный» на ПБ.
Встали сразу за устьем р. Шавла на поляне среди берез. Видимо здесь
останавливается большинство групп, сплавляющихся по Шавле и Аргуту. Ходовое
время от «Раздельного» 58 минут. Сегодня по-настоящему теплый день, практически
летний. С этого дня и до конца маршрута установилась отличная погода.
07.05.2008
После старта Аргут спокоен.
51-55. Простые шиверы.
Как-то идентифицировать и выделить препятствия 51-55 невозможно. На реке
отдельные шиверы, иногда попадаются камни в русле.
56. Порог «Тихоня». В малую воду это длинная шивера, точнее каскад шивер более километра
длиной, разделенных спокойными участками до и после поворота долины направо.
56.1. Порог (4А). Локальный порог, длиной
На остановке перед «Тихоней» произошла замена на К3: вместо Гук сел
Безроднов. Команда твердо решила устроить переворот, максимально приближенный к
боевым условиям и поставить обратно груженый катамаран. Две попытки, прошли
безрезультатно, а принудительно переворачиваться не хотелось. Через 200-
57. Порог «Атланты» (5А). Длина 250-
Порог
«Атланты». 2 ступень.
У порога пообедали. Предполагалась стоянка за препятствием, поэтому
отвязали рюкзаки и обнесли их. Проходили поочередно. Затем было высказано
мнение, что неплохо было бы ночевать на стрелке с Катунью, поддержанное
большинством, поэтому пошли дальше.
58. Шивера «Дикая» (4В). Расположена через
59. Шивера «Игольное ушко». В малую воду это отдельный локальный невысокий слив.
60. Шивера «Ленивая». По нашей воде отсутствует. На ее месте гладкий спокойный
поток.
61. Порог «Ворота» (4С). Начинается с шиверы на левом и ПП. Перед порогом подпор, а
затем мощный слив высотой более
От порога «Атланты» до стрелки около получаса, шли колонной. К2 в
«Дикой» немного посидел на камне. Можно порекомендовать просмотреть шиверу на
предмет линии движения, проходы довольно запутанные.
Встали на традиционной стоянке, так называемое «Кафе «Аргут». Там уже
расположилась группа из Омска, идущая с верховьев Катуни.
08.05.2008
Утром часть группы устроила покатушки на пороге «Ворота» с переворотом
катамарана. На этот раз в стременах после переворота оставался один из гребцов,
двое крутили кат обратно, а четвертый помогал им из воды. Также проходили слив
и бочку на спасжилете. Остальные с удовольствием бросали им морковки с берега.
Порог
«Ворота».
В день рождения Саши, которого поздравили утром, природа сделала еще
один подарок – он поймал тайменя около
Катунь. Сразу за стрелкой мощная шивера с
валами до
В 14.30 были у р. Чуя.
Прошли около
09-11.05.2005
Поездка на Газели заняла 10,5 часов с тремя длительными остановками по
нашей просьбе: шашлыки, закупка сувениров, медовый рынок. В Барнауле часть
группы сходила в баню (налево от вокзала 200-
8. Об уровне сложности реки Аргут в весенний период.
Изначально маршрут был заявлен
шестой категории сложности. Все имеющиеся в наличии материалы позволяли это
сделать. Ожидалось, что сплав будет проходить в условиях малой воды, но такого
резкого упрощения маршрута не предполагалось. Однако на деле пороги потеряли по
сложности по одной и две полукатегории, а «Белый» стал проще на целую
категорию. В итоге маршрут был оценен нами, как сильная пятерка, с элементами
шестой категории. К последним относятся «Порог-водопад Сапожникова» и порог
«Раздельный».
Т.к. доля ледникового питания реки
составляет 40%, в подавляющем большинстве случаев уровень воды в конце апреле –
начале мая будет малый. Для сравнения, в 2007 году при жаркой весне воды в
«Атлантах» было больше всего на 60-
Рекомендовать Аргут для первого
путешествия 5 к.с. (даже с обязательным обносом «Порога-водопада Сапожникова» и
порога «Раздельный») нельзя, т.к. маршрут при определенных условиях может
превратиться в полноценную шестерку. Не исключено, что подъем воды может
настигнуть группу на второй половине маршрута. Известен случай попытки
прохождения Карагемского прорыва 9 мая в условиях высокой воды. Поэтому группа
должна иметь соответствующий опыт и подготовку. Вместе с тем, команда, желающая
пройти маршрут 6 к.с., может быть разочарована качеством преодолеваемых
препятствий.
Исходя из вышесказанного, маршрут по
реке Аргут в период майских праздников может быть оценен пятой, либо пятой с
элементами шестой (в зависимости от прохождения или нет двух порогов 6 к.с.) и
лишь при определенных климатических условиях и соответствующем уровне воды –
шестой категорией сложности.
9. Итоги, выводы, рекомендации.
1. Группа уверенно прошла заявленный
маршрут.
2. Вплоть до поселка Джазатор дорога
пригодна для любого транспорта.
3. Маршрут проходит в пограничной
зоне. Рекомендуем не пренебрегать правилами въезда. По информации пограничников
в прошлом году были задержаны на срок до 3-4 суток (до выяснения личностей)
несколько туристских групп. Фактически это означает срыв похода.
4. Холодной весной (как в нашем
случае) сплав можно начинать от р. Коксу, куда можно добраться на
полноприводной технике, наняв ее в Джазаторе. Необходимо четко оговаривать
стоимость такой заброски.
5. Не оправдались предсказания
некоторых водников, что нам придется половину маршрута нести катамараны на себе
из-за многочисленных непроходов и большого количества камней. Пришлось обнести
только
6. Малая вода весной не предполагает
легкости прохождения препятствий. Пороги становятся менее мощными, но более
техничными. Понятная линия движения и кажущаяся простота невольно расслабляют,
что при сплаве оборачивается ошибками.
7. Группа, выбравшая сплав по Аргуту
весной, должна быть готова к тому, то поход может пройти в очень суровых
погодных условиях, с минусовыми температурами и снегом. Определенные трудности
могут составить многочисленные наледи по берегам (вплоть до устья).
8. Планировать прохождение нижней
части Ак-Алахи и притоков Аргута можно, но осуществить на деле представляется
малоперспективным.
9. Вплоть до «Порога-водопада
Сапожникова» встречаются местные жители. При известной страсти алтайцев к
воровству рекомендуем не оставлять вещи без присмотра.
10. Несмотря на холодную погоду, в
отдельных местах встречаются клещи, причем в больших количествах.
11. Техническое описание маршрута,
приведенное в данном отчете пригодно для использования только весной, при малом
уровне воды.
10. Приложения.
10.1. Смета расходов на одного
человека.
статья расходов |
всего на группу |
на человека |
страхование участников группы |
2400 |
200 |
электропоезд «Экспресс» Нижний Тагил
– Свердловск |
1100 |
92 |
сбор за групповую предварительную
заявку на билеты |
1716 |
143 |
пассажирский поезд Свердловск –
Барнаул |
13000 |
1083 |
пассажирская Газель с прицепом
Барнаул – Джазатор |
18000 |
1500 |
автомашина ГАЗ-66 Джазатор – р.
Коксу |
3000 |
250 |
питание на маршруте и в дороге |
13405 |
1117 |
медицинская аптечка и ремнабор |
1500 |
125 |
пассажирская Газель с прицепом р.
Чуя – Барнаул |
11000 |
917 |
пассажирский поезд Барнаул –
Свердловск |
8320 |
693 |
пассажирская Газель Свердловск –
Н. Тагил |
3000 |
250 |
прочее |
1495 |
125 |
итого |
|
6495
рублей |
10.2. Образец ходатайства для въезда в
погранзону.
10.3. Порядок регистрации туристских групп на территории Республики
Алтай.
Факс, с приведенным ниже текстом,
был прислан руководителю похода из ПСП МЧС Горно-Алтайска перед походом.
В случае планирования
прохождения туристских маршрутов необходимо зарегистрироваться в
поисково-спасательном подразделении МЧС России по адресу:
Для регистрации указываются
следующие сведения:
-
фамилия,
имя, отчество, возраст и квалификацию руководителя группы и его заместителя,
телефон, адрес места жительства;
-
фамилии,
имена, отчества, возраст, адрес места жительства участников группы;
- наименование, адрес, телефон
выпускающей туристической организации;
-
дата
начала и окончания маршрута (мероприятия);
-
маршрут
движения с указанием контрольных пунктов (начального, промежуточных и
конечного) и предполагаемое время их прохождения;
-
маршрут
преждевременного (аварийного) выхода;
-
порядок
связи с группой на маршруте;
- сведения о
страховании участников группы на случай проведения медико-транспортировочных
работ (наименование и контактные телефоны страховой компании, номера страховых
полисов, сроки страховки).
После выхода группы с маршрута, но
не позднее заявленного срока окончания мероприятия необходимо уведомить
спасателей об окончании похода по телефону или прибыв непосредственно в
подразделение.
Регистрация и консультация туристов
по вопросам безопасного прохождения маршрутов и метеоусловиях в районе
прохождения маршрутов спасателями проводится бесплатно.
11. Литература.
1. Черник С.И.
2. Жук.
3. Постнов Д.Э.
4. Кирина Т.В.
5. Верхотуров М.А.
6. Ежелов С.М.
7. Иванов М.К.
8. Зыков К.А.
9. Верхотуров М.А.
10. Цветкова С.В.
11. Видеоматериалы Иргибаева О.
(Екатеринбург) и Мухамедзянова Э. (Челябинск).
12. Картографический материал.
Все карты масштаба 1:100000 (в
Для получения соответствующих
масштабу отпечатков – в Adobe Photoshop откройте вкладку Image Size, снимите флажок Resample Image и поставьте значение Resolution – 150 pixels/inch.
Составлен на основе официального
отчета. У группы имеется видеофильм по походу.
![]() |
|
Лента | Форумы | Клуб | Регистрация | События | Слеты | Маршруты (Хронобаза) | Фото | Хроноальбом | Видео | Радио Статьи | Лодки | Турснаряжение | Тексты | Отчеты | База треков | Творчество | Марфа Московская | Марфа - рассказы | Заброска | Пойду в поход! | Карты | Интерактивная карта | Погодная карта | Ссылки | Поиск | Реклама | База | |