Балаздынь – Ловать

Маршрут: Балаздынь – Ловать (от деревни Опухлики до моста через Ловать у села Купуй)

 

Даты похода: 27 апреля – 2 мая 2007 года

 

Даты сплава: 28 апреля – 1мая 2007 года

 

Участники:

 

Александр Чечёткин на КНК «Паша»

 

Дмитрий Коняев, Аркадий Тарасов  на двухместной  КНБ «Варзуга»

 

Заброска. Поездом № 661 Москва – Великие Луки: отправление в 20.09 с Рижского вокзала, прибытие в Великие Луки в 6.50. (Варианты: поездами № 001 или 003 Москва – Рига, отправляющимися с Рижского вокзала в 19.11 и 21.02 соответственно и пребывающими в Великие Луки в 2.39 и 4.32 соответственно). Стоимость плацкартного билета 350 р., сидячего – 205 рублей. Далее на пригородном поезде Великие Луки – Полоцк до станции Опухлики: отправление с Октябрьской стороны ж/д вокзала в 8.20, в дороге находились около часа (+отправка поезда задержалась на 15 минут). Стоимость билета 21 р. (Варианты: от автовокзала г. Великие Луки, находящегося в километре от ж\д вокзала, на автобусе Великие Луки – Опухлки; ходят государственные и частные автобусы; расписание движения и стоимость проезда нам неизвестны).

На великолукском ж\д вокзале с магазинами плохо – лишь несколько обычных станционных ларьков с ограниченным набором продовольствия. Желающим приобрести что-либо существенное, в т.ч. алкогольные напитки крепче пива, есть смысл выйти в город по пешеходному мосту через ж\д пути (по короткой части моста, через Октябрьскую сторону вокзала). На площади находятся  несколько круглосуточных торговых точек, не блещущих разносолами, однако более серьёзных, нежели ларьки на вокзале. Там также есть крупный, очень хороший продуктовый и хозяйственный магазины, но они открываются лишь в 8 утра.

Стапель и начало маршрута. Существуют два варианта. Первый, который использовался нами, из озера Малый Иван через протоку, соединяющую Малый Иван с озером Балаздынь (протока берёт начало в северо-восточной части озера, южнее деревни Боброво, затем проходит под автомобильным мостом у деревни Спас-Балаздынь и впадает в озеро Балаздынь за железнодорожным мостом линии Великие Луки – Полоцк). Пересекли ж\д пути прямо напротив станции и вошли на территорию пансионата «Голубые озёра» (вход свободный, никем не охраняется). Далее по асфальтированной пешеходной дорожке около 200 м. до берега оз. Малый Иван. Встать на стапель можно практически в любой точке на берегу – позволяет обилие свободного и достаточно ровного пространства, а также пологий спуск к воде. Мы собирали байдарки на небольшом мыске, для чего прошли по берегу вправо, в сторону пансионатского пирса, ещё около 70 метров. Место стапеля очень живописное, чистое и практически безжизненное – видимо, не сезон для отдыхающих.  Второй вариант предполагает стапель непосредственно в оз. Балаздынь, для чего необходимо пройти по автомобильной дороге, тянущейся за зданием станции Опухлики, около одного километра на северо-восток – так нам советовали местные жители. В некоторых описаниях маршрута предлагается вставать на стапель юго-восточнее ж/д станции, на расстоянии чуть менее километра от неё, причём в довольно тесном месте среди заборов. Преимущество второго варианта стапеля в сокращении маршрута примерно на 7 км., и нет необходимости искать замаскированное природой начало протоки между озёрами Малый Иван и Балаздынь.

Маршрут. Вышли на воду 28 апреля около 14.30. Сильный северо-западный ветер поднимал волны до полуметра, и не позволял спокойно идти кратчайшим путём до протоки, а именно вдоль восточного берега Малого Ивана. Положение усугублялось тем, что «Паша», взятый на прокат у фирмы-производителя, не имел железного обода, скрепляющего очко, и пришлось весь маршрут сплавляться без юбки. (Внимание: вывод – не жалейте времени и очень внимательно просматривайте комплектацию любого судна, где бы вы ни брали его на прокат!). В результате мы были вынуждены идти против ветра и держали курс на оконечность полуострова, у основания которого стоит деревня Боброво. Дойдя до полуострова, повернули на 90 градусов вправо, дошли до восточного берега озера и стали искать вход в протоку. Первоначально в наши планы входило свернуть в ближайшую к «Голубым озёрам» протоку, начинающуюся, согласно карте, за деревней Стуколово. Однако никаких следов её существования обнаружено не было. Впрочем, найти вторую протоку также оказалось непросто. Практически всё побережье между Стуколово и Боброво заросло трёхметровой осокой, сильно вклинивающейся в озеро. Поэтому вход в протоку заметен лишь вблизи, на удалении не более, чем в 50-60 метров, и при условии расположения непосредственно напротив входа.  Внимание: по карте вход в эту протоку находится ближе к Боброво, однако на местности всё наоборот – существенно ближе к Стуколово! Протока, очень извилистая и довольно узкая в начале, затем расширяется. Скорость течения невелика. Никаких серьёзных препятствий нет. Повышенное внимание требуется только при прохождении авто и ж/д мостов во избежании налететь на старые сваи. На прохождение Малого Ивана и протоки потребовалось около 2,5 часов.

За ж/д мостом начинается оз. Балаздынь. Держимся левого берега и примерно через полкилометра входим в реку Балаздынь. Течение неспешное, может быть, чуть более сильное, нежели в протоке. Река сильно петляет. Пересечёнка: холмистые, обрывистые, но не очень крутые берега, лишённые леса, сменяются  перелесками и полянами на равнинах.  Места, с одной стороны, кажутся безжизненными. С другой стороны, иной раз встречаются следы присутствия человека: самодельные лодки, спрятанные в кустах, автомобильно-тракторные колеи. Тем не менее, стоянок, даже рыбацких, нет вовсе. Однажды на левом берегу заметили двух человек с миноискателями и лопатами, рыскавших в земле – либо поисковики, либо «чёрные» археологи. Ближе к деревне Журы и за ней, а затем в районе деревни Лоскатухино, попадаются странные препятствия, очевидно рыбацкого назначения – дно реки утыкано во многих местах арматурой и железными штырями, между которыми иногда натянуты металлические сетки, что доставляет массу неудобств при прохождении. Уровень воды во время нашего сплава был довольно низок, так что часть этих штырей торчала над водой, при более высокой воде они будут, конечно, скрыты, но надо быть осторожнее, так как велика вероятность серьезного повреждения байдарки. За Журами берега, в особенности правый,  начинают постепенно повышаться. Течение усиливается. Примерно на середине пути между Журами и Лоскатухино появляются первые древесные завалы, пока проходимые. Внимание: завалы легко проходимы для туристов, имеющих достаточный опыт управления байдаркой; новички не всегда смогут удачно справиться с манёвром! Предвидя дальнейшее усиление препятствий и так и не найдя подходящего места для стоянки, около 19.00 встаём на левом берегу где-то за 2,5-3 км. до Лоскатухино у разрушенной и практически незаметной каменной плотины. Единственными критериями стоянки становятся возможность выбраться в пологом, хотя и болотистом, месте на берег и наличие сухого места для палатки на склоне холма выше плотины.

На следующий день, 29 апреля, выходим со стоянки около 13.30. Как и предвидели, древесные завалы становятся более частыми и более сложными для прохождения. После деревни Лоскатухино река течет в овраге с высокими стенами, иногда попадаются обрывы. На этом участке Балаздыни и вплоть до Ловати завалов уже очень много. Часты следы жизнедеятельности бобров, которых здесь беспокоить некому, поскольку на данном отрезке реки никаких населенных пунктов нет. Завалы, по большей части, проходимы, но дважды мы были вынуждены обнестись. Причём в одном случае «Пашу», короткое и более лёгкое судно, удалось, слегка подтопив, провести под деревом. Около 17.30 упёрлись в третий непроходимый завал. Разведка по берегу показала, что в 300-х м. находится ещё один непроходимый завал. Решили в этот день обойтись без очередной обноски и встали на стоянку на левом берегу. Думается, за ходовой день 29 апреля мы прошли 2/3 расстояния между Лоскатухино и устьем Балаздыни.

Утро 30 апреля началось дождём со снегом. Вышли со стоянки в 14.30. Завалов по-прежнему много, однако, обноситься уже не приходилось. За несколько километров до устья  Балаздынь начинает очень сильно петлять, берега понижаются. Ловать при впадении в нее Балаздыни и далее – широкая, довольно быстрая река. Завалов здесь нет, но начинаются перекаты и крошечные порожки. По нашей воде эти препятствия сложности не представляли, хотя местный рыбак говорил, что уровень воды очень низкий, такой бывает только в августе. Очевидно, в половодье перекаты затопляет. Оборудованных стоянок на Ловати, как и на Балаздыни, мы не встретили. На стоянку встали около 20.00, в ельнике на правом берегу, км. в 5 ниже Никитино.

1 мая, также под снегом, вышли на воду в начале второго. Несложные перекаты продолжились. От стоянки до конечной точки маршрута преодолели 5 перекатов. Первоначально мы планировали завершить наш поход в Великих Луках, но по причине двухдневного снегопада и длительного прохождения Балаздыни были вынуждены остановиться в селе Купуй. Сошли маршрута в 15.00

Антистапель и выброска. На антистапель встали под автомобильным мостом на правой стороне реки. Место для сборов есть и на левой стороне. Оттуда прошли около километра через село до трассы Великие Луки – Невель. На трассе есть магазин и автобусная остановка, расписание автобусов можно уточнить у продавщицы. Мы уехали на коммерческом автобусе Опухлики – Великие Луки, который, проходит через Купуй в 17.30, но не каждый день. В 17.00 ежедневно на Великие Луки идёт государственный автобус (информация не точная). От Купуя до Великих Лук около 12 километров по шоссе, стоимость билетов – 17 рублей; дополнительно за багаж не доплачивали. Автобус идет на автовокзал, но, если поговорить с водителем, что мы и сделали, то он может подкинуть и до ж/д вокзала. Дали водителю за это ещё 20 р. со всех.

Если заканчивать маршрут в Великих Луках то, судя по прежним описаниям, сделать это можно двумя способами. В Великих Луках 2 плотины. Первая сразу за мостом ж/д Москва - Рига, вторая еще километра через 2. Оканчивать сплав лучше либо у первой плотины, от нее до вокзала около 4 км. Можно ее обнести и дойти до следующего автомоста, откуда до вокзала ходят автобусы 111, 115 и 118.

Общие впечатления. А. Чечёткин: Впечатления от похода остались несколько двойственные. Порадовало то, что речки Балаздынь и Ловать абсолютно разные по своему характеру. Балаздынь – река довольно узкая и, местами, мелкая, после Лоскатухино течет в довольно живописных, несмотря на обилие завалов, местах. Хотя, если говорить о живописности, то мне больше понравилась речка Великая, которая течет в той же Псковской области. Ловать – гораздо шире и завалов на ней нет вообще, зато есть интересные перекаты. Однако впечатление от похода сильно подпортила погода, потому что фактически два последних дня шел снег. Кроме того, удивило отсутствие хороших стоянок на всём пути.

А. Тарасов: Маршрут стоящий: и достаточно красив, и в спортивном отношении представляет интерес. Равно увеличил мои навыки как по прохождению лесных заваленных рек (с типичными препятствиями вроде прижимов к брёвнам и т.д.), так и по управлению двухместной байдаркой. К числу основных достоинств следует отнести лёгкую заброску-выброску. Отправляясь туда, следует внимательно прикидывать уровень воды в каждом текущем сезоне. Брать новичков в первый поход не рекомендую.

Александр Чечёткин

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |