Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Кубань - Б.Зеленчук - Аксаут'2006

Дневник группы веслоруких ( www.veslo.ru )
и около того о водном путешествии
по Карачаево-Черкессии

"Отдых носил гастрономический характер".
(Просто шутка!)


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

Категория сложности - 3 с эл. 4.
Нитка маршрута : (г.г Н.Новгород, Самара, Саратов, Москва) - г. Невинномысск - р. Кубань - р. Б.Зеленчук - р. Аксаут - пос. Домбай - г. Невинномысск - (г.г Н.Новгород, Самара, Саратов, Москва).
Средства сплава: катамаран "Тритон-2" - 2 шт., катамаран "Рафтмастер-2" - 2 шт.
Число участников: 8 человек.
Сроки проведения: 28 апреля - 10 мая 2006 года.

СОСТАВ ГРУППЫ

1. Катамаран "Тритон-2" ("Мамаду"):
Карпович Сергей (Нижний Новгород), он же "Карпыч", он же "Питон Алтайский, Саянский, Кольский, Карпатский и Кавказский" - руководитель всего этого безобразия и по совместительству - капитан катамарана;
Кимстач Марина (Москва), она же "Муха" - шеф-повар (ну очень ШЕФ) и матрос.

2. Катамаран "Рафтмастер-2" ("Первый"):
Минин Андрей (Саратов) - наш Главный Лоцман, ГлавBeerDrinker, капитан катамарана и большой любитель угостить экипаж после сплава (и не только!) "Прасковейским";
Веревкин Григорий (Самара) - ГлавЗавСпирт, ведущий поджигатель и матрос.

3. Катамаран "Тритон-2" ("Минус четыре"):
Голов Андрей (Нижний Новгород), он же "Барахлевич", он же "Дядька" - фото-видеооператор, специалист по добыванию продуктов в кустах и капитан катамарана;
Жеденов Вадим (Бор Нижегородской обл.), он же "Семенов", он же "Питоныш", он же "Юность" - ГлавБытОрганайзер и матрос.

4. Катамаран "Рафтмастер-2" ("Ленивец"):
Кузьмин Сергей (Самара) - главный вдохновитель пищевой раскладки и, одновременно (бывает же такое!) - капитан катамарана;
Грошев Максим (Нижний Новгород), он же "Тютя" - матрос и просто ГлавТютя (перевести смысл этого сочетания на обычный язык я затрудняюсь).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

Мысль посетить Северный Кавказ роилась у меня достаточно давно, но все никак не хотела реализовываться, как по причине отсутствия наличия желающих туда поехать, так и из-за незнания местной специфики и, как следствие, сложностей в организации процесса. Поэтому, когда, по завершении прошлогоднего летнего похода на Улуг-О, Андрей Минин великодушно согласился связаться с нами еще раз и стать Главным Лоцманом по речкам Карачаево-Черкессии, я обрадовался. Не прошло и года, как стал приближаться весенний сплавной сезон. Подтвердив во время посещения гостеприимного Ярославля ранее достигнутые договоренности, мы стали готовиться. Поскольку выезд планировался учебно-познавательный, а не спортивный, то обе Лабы и Белая, в придачу, были быстро отметены и выбран классический маршрут Кубань - Б. Зеленчук - Аксаут и, до кучи, запланировано посещение горной Мекки - Домбая.

ЗАБРОСКА - ВЫБРОСКА

Учитывая, что все мы живем в разных местах нашей "необъятной", а встретиться предстояло в Невинномысске, соответственно, добираться (и выбираться домой, тоже) всем пришлось по-разному.
Заброска.
Из Самары, Саратова: поезд 361 Самара - Кисловодск, отправление из Самары 28.04 в 19.20, из Саратова 29.04 в 7.30, прибытие в Невинномысск 30.04 в 10.00.
Из Нижнего Новгорода: поезд 087 Горький - Адлер, отправление из Нижнего Новгорода 28.04 в 18.30, прибытие в Воронеж 29.04 в 10.28, пересадка на поезд 049 Санкт-Петербург - Кисловодск, отправление из Воронежа 29.04 в 13.50, прибытие в Невинномысск 30.04 в 8.35.
В Невинномысске нас встречала заранее заказанная машина Газель, которая сопровождала в течение всего похода.
Из Москвы: рейс МИ-1219 Внуково - Минеральные Воды, вылет из Москвы 30.04 в 11.20, прилет в Минеральные Воды 30.04 в 13.20, далее такси до базового лагеря выше каньона "Аманхит" на р. Кубань.
Выброска.
В Самару, Саратов: поезд 059 Кисловодск - Новокузнецк, отправление из Невинномысска 08.05.в 22.32, прибытие в Саратов 09.05 в 22.02, в Самару 10.05 в 8.38.
В Москву, Нижний Новгород: поезд 003 Кисловодск - Москва, отправление из Невинномысска 08.05 в 22.47, прибытие в Рязань 09.05 в 19.28 (далее нижегородцы ехали машиной), в Москву 09.05 в 22.45.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

28.04.2006 - выезд поездом из Н.Новгорода, Самары;
29.04.2006 - выезд поездом из Саратова;
30.04.2006 - прибытие в Невинномысск, оформление пропусков в Черкесске, автозаброска на р. Кубань, постановка базового лагеря выше каньона Аманхит, вылет из Москвы в Минеральные Воды, заезд в базовый лагерь;
1.05.2006 - стапель выше пос. Эльбрусский, сплав до базового лагеря;
2.05.2006 - сплав до Карачаевска (включая прохождение порогов "Аманхит", "Каменномостский", "Желоб"), переезд на р. Б.Зеленчук, постановка базового лагеря выше пос. Архыз;
3.05.2006 - дневка, баня;
4.05.2006 - сплав до порога "Пушка" включительно, возвращение в базовый лагерь;
5.05.2006 - переезд на р. Аксаут, постановка лагеря немного ниже пос. Красный Карачай;
6.05.2006 - прохождение каньонов "Слаломный" и "Осыпной", постановка лагеря ниже "Осыпного";
7.05.2006 - прохождение каньонов "Красный" и "Два моста", антистапель;
8.05.2006 - переезд в пос. Домбай, культурная (и "не очень") программа, переезд в Невинномысск, выезд поездом в Саратов, Самару, Рязань, Москву;
9.05.2006 - прибытие в Саратов, Рязань, Москву, выезд из Рязани в Нижний Новгород машиной;
10.05.2006 - прибытие в Самару, Нижний Новгород.

ПУТЕВЫЕ ЗАРИСОВКИ

28 апреля

Как обычно, день отъезда не обошелся без "приключений": часа за 3 (хорошо, что не меньше!) до поезда моя Сузука заартачилась и сказала, что дальше меня никуда не повезет. Затем была большая суета, чтобы оттащить ее на стоянку, собрать все недостающее барахло и, пробравшись через многочисленные пробки на дорогах, успеть на поезд. Но, наконец, этот час настал: 18.30 - отправление. Из Нижнего пока нас только трое: Макс-"Тютя", Вадюха-"Питоныш" и я-"Карпыч". Должен был быть еще Андрюха-"Барахлевич", но у его родственника завтра свадьба, и поэтому он вынужден послезавтра лететь через Москву в МинВоды. "Нашел время жениться" - вспоминаем мы его фразу и понимаем, как нам его не хватает (и его гитары тоже, хотя остальных "нормальных" пассажиров это не может не радовать). Однако, большая сумка с дорожной провизией, которую приволок Макс, внушает определенную уверенность, что сегодняшний вечер пройдет не самым грустным образом. "Писяшечка"-другая, и уже завязывается оживленный разговор на извечную тему "Что было - что будет". Начинаем воспитывать Вадюху, который первый раз едет на "настоящую" горную реку, как правильно сплавляться (и "самосплавляться")! За разговорами быстро наступает ночь, и мы с удовольствием приступаем к процедуре, которая называется "защемить харю".

29 апреля

Утро. Понимаю, что отоспаться удалось на славу, чего давно уже не случалось. Соответственно, все окружающее смотрится в весьма оптимистичных тонах, несмотря на то, что сегодня нам предстоит "мероприятие".
Почти лирическое, транспортное отступление. Из Нижнего до Невинки прямого паровоза нет, соответственно, я долго выбирал, где же нам устроить пересадку. Оказалось, что наиболее удобная стыковка поездов в Воронеже. И уже только после покупки билетов выяснилось, что приезжаем-то мы на один вокзал (ст. Придача), а уезжаем с другого (Воронеж-1). Учитывая количество багажа, которое мы тащили (на троих - два ката с полным комплектом весел, сплавное барахло на четверых и кое-какую жрачку), оптимизма эта новость не добавила.
Итак, станция Придача (однако, название, блин!). Стоянка по расписанию 2 минуты. К счастью, какие-то олухи из соседнего вагона рванули то ли за пивом, то ли еще за чем, поэтому стоянка была существенно продлена, благодаря чему мы выгрузились без излишней суеты. В это время напротив останавливается электричка. Кабы знать, что сев в нее, мы бы без излишних телодвижений через 30 минут оказались на станции Воронеж-1, но мы не знали … Наконец, поезд ушел, электричка ушла, оглядываемся - находимся в каких-то "захерах": кругом заборы и заброшенные промышленные предприятия, ни автодороги, ни такси, ничего. Перебираемся в вокзал (он, все-таки есть!) и расспрашиваем местных. Они то и говорят нам про ушедшую электричку. Смотрю расписание: следующая - через час с небольшим, в принципе, успеваем. Тем не менее, решаем с Максом прогуляться по окрестностям, чтобы прикупить пивка и, при случае, поискать машину. До ближайшей, более-менее оживленной дороги топаем минут 15. Быстро затариваемся пивом, но с транспортом - полный облом, ничего подходящего. Уже собираемся уходить, как вижу газельку с сильно треснувшим лобовым стеклом. Торможу и спрашиваю - водила соглашается. Едем. Он интересуется, кто мы и откуда - отвечаю. Задает вопрос: "А как у вас в Нижнем дороги?" Ну, какие в России дороги - хреновые! Как там, "русские дорогой называют то место, по которому собираются проехать!" - лучше, по-моему, сказать трудно. Так и отвечаю, но после короткой поездки по Воронежу убеждаюсь, что нижегородские дороги, по сравнению с местными - просто Бродвей. Опять всплывает в памяти фраза из какого-то опуса: "Город выглядел так, как будто немцев из него выбили только вчера". В отношении воронежских дорог это справедливо на все 100% - будто, на танке ездили по улицам. Наконец, добираемся до Воронежа-1. Время до поезда еще есть, поэтому решаем оплатить багаж, чтобы избежать возможных осложнений при посадке. Наивные! Сам кладовщик багажного отделения начинает нас убеждать, что и без этого посадка пройдет без проблем. Удивительно! Мы готовы заплатить бабки, а нам говорят, что не надо. Соглашаемся и забываем, что наш поезд не местный, а транзитный. Оставляем Вадюху караулить барахло (где же "Барахлевич", черт возьми?!) и идем с Максом прикупить того-другого-третьего, в частности, водки. Возвращаемся, и сразу объявляют посадку. Сгибаясь под рюкзаками, тащимся на второй перрон. Подходит состав. Решаю схитрить, и, оставив багаж поодаль, подхожу с билетами и всякой мелочевкой к вагону. Первый раз заходим налегке, а уже потом - с основными баулами. Сразу вижу не слишком приветливое лицо проводницы. Намекает на магарыч. Пытаюсь разрядить обстановку фразой: "Скажите, сколько у вас стоит переспать?!" - не помогает. Так и приходится "отстегнуть" наличности. В прочем, не смертельно. Дальше все идет по вчерашнему сценарию.

30 апреля

Утро. Солнышко светит, птички поют - лепота! Незадолго до прибытия в Невинномысск, поезд встает на довольно-таки крутом подъеме и дальше ехать не хочет. Прислушиваемся к служебным переговорам: какой-то балбес прицепился к подножке вагона и собирается доехать на халяву. С матерком (причем, непонятно, кто матерится, поездная бригада или сам экстремал) его оттуда удалают, и поезд трогается дальше. Прибываем в Невинку с небольшим опазданием - не страшно: Самара, Саратов будут только через 1,5 часа. Строго по пешеходным переходам (помню предупреждение из прочитанных отчетов!) перетаскиваемся на первую платформу, и я иду искать нашу машину. Выйдя на привокзальную площадь, сразу вижу ярко-желтую газель с верхним багажником - отлично, Алексей Бошков уже ждет нас. Подхожу, знакомимся. Несколько лет назад он уже возил группу Андрея Минина. Перетаскиваем рюкзаки в машину. Теперь есть немного свободного времени. Вспоминаю совет Минина посетить шашлычную. А почему бы и нет?! Утро, видимо, по местным меркам еще раннее, поэтому мангал только начинают раскочегаривать. Делаем заказ и решаем "размяться" пивком. Выпив глаток-другой, набираю Барахлевича. Отвечает: уже во Внукове, бодр и свеж (это несмотря то на вчерашнюю свадьбу!), с Маринкой встретился, ожидаем вылета - отлично, все штатно! Наконец, заказанный шашлык готов, пробуем - а неплохо, однако! Под мясо с пивом время пролетает быстро, и вот уже объявляют прибытие поезда Самара-Кисловодск - наши! Идем на перрон встречать. Сначала вижу Андрюху Минина, потом из другого вагона появляются самарцы Серега и Гриша. Ну и барахла же у них! Мы, по сравнению, просто налегке приехали!
Лирическое пищевое отступление. Изначально, Минин предлагал все, кроме сала, тушенки и алкоголя, купить на месте. Кузьмин высказал сомнение, что на месте все удастся приобрести надлежащего качества, а я возразил, что нижегородцы (раньше раскладкой занимались мы) не смогут все дотащить, учитывая пересадку в Воронеже. И тогда Серега сделал широкий жест, он сказал: "Самара всю раскладку берет на себя!" Потом он, наверняка, об этом пожалел, но слово уже было сказано. Забегая вперед, отмечу - так я не питался ни в одном походе: и малосольная селедочка, и орешки, о фруктовые смеси, и т.д., и т.п. Это был просто пищевой разгул. Мы - не падлеры, мы - обжоры! Слава Самаре!!!
Загрузились. Подошел АкиРо, он тоже приехал этим поездом. Просит взять до реки двух его перцев - прикидываю свободное место и соглашаюсь. Едем. У коллектива вызревает мысль насчет "Прасковейского". А почему бы и нет?! Тормозим у магазина: несколько дороговато, но если очень хочется … то и можется. Бутылка уходит быстро, и в ход идут уже личные заначки. На душе становится легко и радостно. Настрой не портит даже скотинг на двух ДПС. Сочувствуем Барахлевичу - такой этап путешествия пропустить. В Черкесске сначала едем в МЧС, там нас посылают … в другое место - служба переехала из центра города в какие-то "захера" на окраине. Получаем печати и едем к погранцам. Время уже поджимает - у них скоро обед. Прибыли. Девушке в военной форме говорю, что посылал заявку по факсу. Она через некоторое время приносит пропуск, но выясняется, что туда не вписан водитель. После непродолжительного, но тревожного ожидания все заканчивается хорошо: Бошкова Алексея туда вписывают от руки и мы, довольные и уже изрядно выпившие, едем дальше. Карачаевск, базар: первые хычыны, очередное пиво. Макс накупает чего-то еще (как выясняется потом, бастурмы и баранины) - рычу на него: еды и так уже столько, что с трудом убираемся в машине. По дороге глядим "Желоб" - водички в Кубани немного. Наконец, добираемся до места базового лагеря - на ПБ в полутора километрах выше "Аманхита". По традиции, "с приехалом", и начинаем налаживать быт: палатки, костер, еда. Даю установку всем собрать сегодня каты. Поход начался! Через некоторое время на дороге тормозит легковушка, и из нее выходят Марина и Андрей: "Муха" и "Барахлевич" спецрейсом из МинВод доставлены! Встречаем, наливаем, провожаем в лагерь - все в сборе! Ну, а дальше, вечерние посиделки у костра под гитару затянулись почти до утра.

1 мая

Утро у меня, да и у Кузьмина, по-моему, тоже было не слишком добрым: сказывался недосып и некоторые вечерние "излишества". Остальных же оно баловало теплым солнышком, легким ветерком, шумом реки и блеском снежных вершин. При сборке "Минус 4" выяснилось, что не хватает одного из несущих элементов рамы (который, как выяснилось уже по возвращении, был забыт в гараже). Рычу! Кат приходится собирать "на тряпочках и прутиках". Наконец, в начале первого все готово, и мы начинаем вязать суда на крышу газели. Выехали, из машины просматриваем реку: ничего сложного не видать. По дороге тормозимся у магазина в Эльбрусском: Питоныш пытается рекламировать местное ситро (вкусно, кстати!), но народ почему-то предпочитает "Карачаевское". Наконец, стапель около моста, где дорога переходит с ЛБ на ПБ. Воды в Кубани немного - выше не поедем. Я понимаю, что жизнь начинает налаживаться. Скоро сплав - это не может не радовать. Наскоро перекусив бастурмой, становимся на воду. Мы с Мининым (он у нас Главный Лоцман) утверждаем походный порядок: Минин - Веревкин; Голов - Жеденов; Кузьмин - Грошев; Карпович - Кимстач. Поехали! Река - простая, но местами тесноватая шиверка уровня 2+3-. То, что надо, чтобы раскататься. Мой матрос, "Муха", первый раз на двойке, что ж, будем учить - не впервой. Несмотря на отсутствие схоженности, быстро догоняем третий экипаж и начинаем мешать друг другу. Понимаю, что они просто не гребут. С легкой руки даем им прозвище "Ленивцы" и обгоняем: теперь третьи - мы. С маневрами между камней у нас уже что-то начинает получаться, хотя и не всегда - это радует. Примерно через час останавливаемся полюбоваться видами и размять лапы. Сезон открыт! Постепенно шиверки становятся еще проще, а река многоводнее. Лениво. Тормозимся только около "Даутской шиверы", скорее для разнообразия, чем для просмотра - можно идти сходу. Начинаем жалеть, что не взяли перекус. Постепенно небо затягивается, и становится нежарко. Монотонность и простота сплава уже начинают надоедать. Наконец, видим наш лагерь. Ура - первый сплавной день завершен! Алексей, молодец, встречает нас накрытым столиком с бутербродами и …, ну сами понимаете чем. Подходим, "лупаем", понимаю, что что-то не так. Наконец, осознаю произошедшее - "неразбавленный"! Зато, сразу приходит ощущение тепла. Все, что ни делается - к лучшему, от добра добра не ищут! Через некоторое время на поляне появляются несколько машин и толпа народа. Вижу знакомое лицо - Ира Т., подхожу: "Привет!" - "Привет!" Далее слушаю печальную историю про пропавший катамаран - грустно. Вечером идем с Барахлевичем проверить на дальность новенькие Motorola T5422. От лагеря до середины "Аманхита" (километра полтора) пробивает легко - неплохо, однако, для бюджетной рации. В этот вечер, утомленные сплавом и предыдущими ночными посиделками, все угомонились весьма рано.

2 мая

На сегодня планы поинтереснее вчерашних: сворачивание лагеря, сплав вниз по Кубани с прохождением "Аманхита", "Каменномостского" и "Желоба" и, если позволит время, переезд на Большой Зеленчук. Утро прошло традиционно неторопливо, да и куда спешить, если чистого ходового времени на сегодня не более 3 часов. По итогам вчерашнего сплава решили поменять походный порядок: "Первый", "Мамаду", "Минус 4" и, наконец, "Ленивцы". В начале первого вышли, первую половину каньона шли без просмотра, зачалились на ПБ перед ключевым местом. Дальше - то, что я "очень люблю": лазанье по курумнику для просмотра. Во всем "Аманхите" именно это мероприятие показалось мне самым экстремальным. Ключевое место - слалом между несколькими надводными и полуобливными камнями. Для лучшего прицеливания Минин рекомендовал зайти в улово под ЛБ, но, поглядев на их прохождение, я понял, что мы с Мухой можем туда просто не выгрести, и решил идти сходу. Остальные экипажи тоже последовали нашему примеру. Все прошли удачно. На выходе из каньона за одним из сливов оказалась "нескучная" бочечка, куда мы свалились полулагом без скорости, да еще на полуспущенном кате, после чего пришлось приложить определенные усилия, чтобы не "лечь". Обошлось… Дальше был довольно длинный прогон до Карачаевска с разбоями, техногенкой и редкими несложными шиверками. Наконец, зачалились на ПБ метрах в 150 перед "Каменномостским" и пошли смотреть. Выглядит достаточно внушительно, хотя, по сути, все просто: порог струйного типа, единственно, надо не налететь на выходе на каменный выступ у ЛБ. Все экипажи шли левой протокой и прошли удачно. Дальше - короткий перегон и, наконец, "Желоб". Длинная постепенно сужающаяся труба с неплохим уклоном и кульминацией в конце: выступ с ЛБ, почти сразу плита с ПБ и, собственно, желоб шириной метра 4 под автомостом. Первыми пошли и очень грамотно прошли Минин-Веревкин. Следующими шли "Ленивцы". На подходе к ключевому участку Макс дотабанился до того, что в габарит они влетели лагом, но все же почти вписались. А дальше шли мы с Мухой на "Мамаду"… Уже где-то на входе очередным валом нас развернуло, и дальше начал работать закон Мерфи: "Все действия, направленные на исправление ситуации, только усугубляют ее!" Короче, в какой-то момент понимаю, что выправить кат мы уже не успеваем, и принимаю решение лететь в желоб жопой! В итоге - "вода умная, она вынесет, только не надо ей мешать" - пролетаем почти чисто с заявкой на самое оригинальное прохождение. Последними идут Барахлевич с Питонышем и делают все очень грамотно, как и флагманская двойка. Подводим итоги: Кубань пройдена, время - половина пятого, и еще вполне можно успеть переехать на Б.Зеленчук. Пакуемся, подвязываем каты на крышу, заезжаем в шинок, и - в путь! Погода портится, начинается мелкий дождичек, но ничто не может изменить общий позитивный настрой - команда вполне удовлетворена прошедшим днем. Еще пару часов, и мы - в Архызе. На выезде из него - погранпост, с документами у нас все ОК, и вскоре мы уже ставим лагерь на большой поляне. Программа дня полностью выполнена.

3 мая

Утром, за завтраком, устраиваем обсуждение, чему посвятить образовавшийся у нас лишний день, и вскоре приходим к единогласному мнению: дневка и, по возможности, БАНЯ. Сначала едем на базар, закупаем айрана, хычынов (здоровье, однако, надо беречь!) и на одной из турбаз договариваемся насчет "помойки". Зыко! Уже после нескольких походных дней тепло, горячая вода и шампунь воспринимаются, как нечто необыкновенное. Ну, а после бани … - это, конечно, святое. Вечером народ созревает на поездку в верховья Б.Зеленчука, где, по слухам, должен быть фестиваль бардовской песни. Ничего мы, конечно, не находим …, кроме "кафушки", и опять жизнь попадает в прежнее русло: хычыны, шашлык, пиво, … В лагерь возвращаемся уже затемно. Таким образом, дневка тоже прошла с гастрономическим уклоном!

4 мая

Утром просыпаюсь от стука капель по тенту палатки - однако, дождь. Выглядываю - не погода, а просто полный скотинг. Некоторое время пролежываю бока, надеясь, что дождь прекратится, однако он только усиливается. Хочешь - не хочешь, а вылезать надо. Во время завтрака к дождю еще добавляется снег. Брр… "С неба мразь, словно Бог без штанов" (В.Высоцкий) - сказано хорошо, но от этого не легче. А ведь сегодня предстоит сплав. Решаем попытаться переждать непогоду, и в начале двенадцатого происходит чудо: дождь прекращается, облака расходятся, появляется голубое небо и солнце. Начинаем спешно загидриваться, чтобы не дразнить природу. Наконец, встаем на воду. Метров через 200 от лагеря - первый и единственный завал. Короткий обнос по ЛБ. Далее, простые шиверки, но, в отличие от Кубани, они следуют одна за одной. Останавливаемся, только чтобы размять ноги. Наконец, доходим до "Второго Взрывного". Ставим фото-, видео-операторов - надо же хоть что-то заснять на этой реке. В этот момент нас догоняет какая-то большая группа, и их флагманский кат-4 делает все возможное, чтобы вылезти на одинокий камень посреди русла. Нелегко, однако, но у них получается! Решаем пропустить их вперед, во избежание… Наконец, идем мы. Порог, в принципе, очень простой, и у всех все получается, хотя каждый экипаж идет своим путем. После чалки Минин объявляет, что следующая - "Пушка", но смотреть мы ее не будем (типа, слишком длинная, слишком многовариантная, самое главное - не просвистеть мимо лестницы на выходе). Ну, "не будем" - так "не будем", поехали! Где-то в начале ключевого участка, мы, традиционно, не выгребаем и лагом летим со здоровенного булыжника. Смотрю снизу, из-под слива, на Муху, которая еще где-то наверху, на камне и уже начинаю думать, что спустя 6 лет это все-таки должно произойти (мой последний киль был в 2000-м году в "Мельнице" на Уксуне). Однако мощи воды не хватает, и мы уже летим дальше, собирая все возможные камни. Самое главное, к лестнице мы зачалились очень грамотно - наказ выполнен. Остальные экипажи шли не столь экстремально, но порог всем понравился! Уже выбравшись на поляну, делимся впечатлениями. Муха: "Когда мы полетели с камня, я тоже подумала, что все - киль. Особенно, когда ты крикнул "3,14здец!". Я лихорадочно шарюсь в памяти, но такие подробности что-то не всплывают. Видимо, "музыкой навеяло"! По традиции, достаю фляжку с "Прасковейским" и передаю экипажу - сегодня мы его, однозначно, заслужили! Возвращаемся в лагерь. Мне в голову навязчиво лезет мысль, что пол похода уже позади - грустно.

5 мая

По традиции, достаточно поздний подъем. Погода - просто "супер": солнце, голубое небо, снежные вершины блестят. Мы сегодня едем на Аксаут: дорога неблизкая и, по слухам, не очень хорошая. По пути очередной раз заглядываем на базарчик в Архызе за сувенирами и хычынами в дорогу. Отъехав от Архыза километров на 5, слышим вопли Макса - забыл на базаре оставленный на подзарядку сотовый. Эх, Тютя - он и в Африке, и на Кавказе - Тютя. В прочем, ожидание не получается тягостным - вокруг очень красиво. Макс возвращается с имуществом, и мы продолжаем путь. Выше Хасаута-Греческого дорога становится грейдерно-грунтовой, но назвать ее очень плохой я не могу, бывало и похуже. Газелька уверенно карабкается все выше и выше в горы. Становится немного прохладно. Аксаут далеко внизу кажется совсем маленьким и несплавным, но Минин успокаивает - воды вполне достаточно. Это радует! Наконец, после очередного подъема он командует - почти приехали, здесь очень хорошая стоянка, но она редко бывает свободной. Подкрадываемся и оглядываемся - никого. Ура! Ставим лагерь в нескольких километрах ниже Красного Карачая, почти в начале S-образной шиверы, если привязаться к лоции. После ужина иду посмотреть речку: а шиверка то неплоха: "сад камней" при довольно таки приличном уклоне с несколькими проблемными негабаритными проходами, усложняется к концу. Впрочем, воды немного, и положить кат тут негде, а вот подрать или поломать раму - вполне. Сразу возникает мысль на будущее - посетить Аксаут, когда водички будет хотя бы на полметра больше. Сплав получится весьма "нескучным". С тем и возвращаюсь в лагерь. Вечером наблюдаем совершенно шикарное звездное небо.

6 мая

Сквозь сон слышу шум дождя, но к утру все развеивается, и опять голубое небо и солнце. Идем смотреть шиверу, и кое-кто озадаченно чешет репу. Я понимаю, что нам с Мухой здесь придется нелегко, несмотря на то, что ночной дождь малость налил воды, и проходы стали проще. Ситуацию усугубляет солнце - прямо в глаза. Аккуратно спрашиваю, есть ли желание идти, и получаю ответ типа "скорее нет, чем да". После некоторых сомнений принимаю решение: Муха и Питоныш становятся на фото-видео, остальные идут, а лишний кат объезжает шиверу на машине. Ко мне на "Мамаду" садится Барахлевич. По рации даем отмашку - прохождение началось. Все удачно прошли препятствие, но чисто не получилось ни у кого, да и наврятли это можно сделать: шарканье по камням местами просто неизбежно. В конце шиверы зачалились, восстановили штатный состав команды и поехали дальше. Речка - просто прелесть: непрерывная шивера, где - посильнее, где послабее, но все читается сходу. По характеру мне немного напомнила верхнюю Ону или нижний каньон Урсула по низкой воде. "Осыпной" тоже смотреть не стали (что рекомендуется только для достаточно подготовленных команд), и, благодаря этому, получили истинное удовольствие от весьма динамичного сплава. Ниже встали на стоянку на просторной полке ЛБ. После весьма обильного чревоугодия мы с Мининым пошли прогуляться вдоль Красного каньона, а остальные остались в лагере "тянуть ляжки" и "щемить харю". Остаток дня прошел незаметно и расслабленно.

7 мая

Последний сплавной день. У нас опять "измена": Муха и Тютя остаются в береговой поддержке, ко мне садится Барахлевич, а к Кузьмину - Питоныш. "На закуску" остались каньоны "Красный" и "Два моста". Все едем сходу, периодически останавливаемся, только чтобы размяться. С машины параллельно ведется фото-видеорепортаж. Водички в реке добавилось, но препятствия стали проще, по сравнению с верхним участком. Нескучно и нестремно. Просвистали все примерно за час, и настал тот, как всегда, грустный момент - антистапель. Опрастали фляжку. А где же наш транспорт?! Не видать … А в мокром сплавном, однако, не жарко. Ждемс. От безделья придумали новую игру по старым правилам - волейбол булыжником! Ду…ра…ки…! А кто говорил, что будет легко? Машина пришла примерно через час, привезла Тютю с сигаретами и Муху с бананьями. Эх, Тютя, а мы тут мерзнем. Остаток дня проходил в процессе разборки судов и попытке их сушки под дождем.

8 мая

Пожалуй, первый ранний в этом походе подъем - нас ждет Домбай. В целях экономии времени не завтракаем - перехватим по хычынчику где-нибудь по дороге. Фоткаемся у дорожного указателя с интригующей надписью "Х.Греческий" и катим дальше. По пути смотрим Теберду: что-то, вопреки Визбору, не очень то она голубая. Зато от притока Джемагат откровенно веет свежестью. И вот, наконец, Домбай: сам поселок производит "никакое" впечатление, зато вокруг … На подъемнике едем наверх, становится все красивей и все прохладней. Чем выше, тем ближе к зиме. Хоть и считается, что сезон уже прошел, но масса людей катается на лыжах и сноубордах. Не выдерживают и наши Гриша с Серегой: мы направляемся в кабак, а они берут снарягу и - на гору, покататься. Хоть погода и не ясная, все равно виды шикарные. Время пролетает быстро, и вот уже надо спускаться вниз, к машине. Пора в Невинку - мы все сегодня едем домой. Последний путевой прикол - "Муха" и Муха. На вокзале сначала прощаемся с Алексеем Бошковым, потом провожаем Самару, Саратов - их поезд чуть раньше. До встречи, Андрюха, Серега, Гриша! Вскоре подают и наш фирмач. Ох уж эти вагоны "повышенной комфортности", блин: пак с веслами над окном не убирается, боковые багажные полки уже. Как результат, ночью мой 40-килограмовый рюкзак, в котором лежат два "Прасковейских", две банки с медом и, до кучи, газовый баллон в клапане, летит с третьей полки вниз. Хвала Всевышнему - ничего не разбилось, не взорвалось и никого не зашибло! Иначе, было бы проще закрасить, чем отскоблить. Зато, на двери сортира - табличка с правилами расцепки вагонов при пожаре, видимо, это входит в обязанности пассажиров фирменных поездов.

9 мая

Рязань: Андрюха-"Барахлевич", Вадюха-"Питоныш" и я-"Карпыч" выгружаемся - нас встречает с машиной Диман Горшков. Марина-"Муха" едет дальше в Москву. Проводы на перроне. Поход окончен. До новых встреч!

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Безаварийно пройден отличный учебно-тренировочный маршрут. Все препятствия разнообразны по характеру и, вместе с тем, достаточно безопасны.

  2. Кубань - река трех порогов ("Аманхит", "Каменномостский", "Желоб"), остальной фон - очень прост и, местами, скучноват.

  3. Большой Зеленчук - река одного порога ("Пушка"), все "Взрывные" намного проще и более-менее подготовленной группой могут (и должны) проходиться сходу. Фон динамичнее, чем на Кубани, но все равно несложен.

  4. Аксаут - однозначно, более серьезная река, по сравнению с предыдущими, за счет очень динамичного фона. Выделение отдельных порогов, на мой взгляд, достаточно искусственное, по сути это река-шивера. При повышении уровня воды ее сложность может существенно возрасти за счет увеличения скорости потока, и, местами, практически полного исчезновения уловов. Однозначно, не для новичков. Применительно к майским праздникам, ее стоит посещать последней из вышеприведенных рек, как с точки зрения сложности, так и в целях застать более высокий уровень воды.

  5. При наличии в группе подготовленных людей маршрут годится для обучения новичков с карельским опытом. Предпочтительные суда для сплава - каты-2 и каяки.



Карпович Сергей
kar (морда волосатая) inteknn.ru

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |