Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Лонготьеган 2006


DISCLAIMER OF WARRANTY.
WE MAKE NO REPRESENTATIONS ABOUT THE SUITABILITY OF THIS THING FOR ANY PURPOSE. IT IS PROVIDED "AS IS" WITHOUT EXPRESS OR IMPLIED WARRANTY

В летний поход надо ходить летом
любимая фраза похода

Команда

Сроки похода и сопуствующие обстоятельства

31 июля - отъезд из Москвы
2 августа- высадка на станции "платформа 110 км", заброска до брода через Большую Пайпудыну
3-4 августа - волок на Лонгот
5 августа - начало сплава по Лонготу
14 августа - конец сплава, прибытие в поселок Халас-Пугор (Халасьпугор)
15 августа - выброска в Салехард
16 августа - отъезд со станции Лабытнанги
18 августа - прибытие в Москву.

Маршрут шли практически без дневок, не считая нескольких остановок на полдня - для помыться-постираться и для небольшого ремонта катамарана. Очень уж погода дневкам не способствовала - проще плыть по воде, более-менее прикрываясь берегами от ветра, чем стоять на ветру, буквально выматывающем душу (на стоянках регулярно залезали под тент палатки просто отдохнуть от ветра). Кроме того, после долгих и муторных проводок через шкуродеры в верхней части реки мы в какой-то момент решили, что выбиваемся из графика и стоять некогда - в итоге прошли маршрут не только не использовав запасных дней, но даже минимум на день раньше, чем рассчитывали.

Вода на Полярном Урале в этом году, судя по отчетам других лет и словам местных жителей, была не просто высокой, а очень высокой (хотя, говорят, бывает летом и выше, но ненамного). Шкуродеров и проводок, тем не менее, более чем хватило.

Погода на протяжении практически всего похода была холодной с сильным резким ветром, меняющимся от северо-западного до северо-восточного (верховой ветер, тащащий облака при это часто не совпадал с низовым, дующим в долине реки). Градусник с собой не брали, но "органолептически" выше +10С бывало изредка и ненадолго. Вот в районе +5С бывало часто. Летающих друзей в такую погоду, понятно, просто не было. Сильным продолжительным дождем накрыло только один раз, начался он на середине дневного перехода и шел до следующего утра. Погода менялась буквально каждые два дня - то небо затянуто тучами и холодно, то более теплый вечер за которым следует солнечный день с холодной ночью, то к вечеру затягивает и ночью становится потеплее - и так по циклу. Холодный ветер дул все время и желания снять флиску, не говоря про раздеться до футболки - как-то не возникало. В общем, см. эпиграф.

Маршрут в основном проходит по тундровой зоне, нормальный лес у реки начинается только после Большого водопадного порога. До того изредка встречаются подходы редкого леса и кустарника. Местность суровая и однообразная, но довольно живописная, причем как на горном участке, пока река пробивается через Уральский хребет, так и на более-менее равнинном всхолмленном участке Зауралья. Несмотря на отсутствие деревьев - проблем с костром в общем-то нет. Отлично можно топить кустами ивняка, который горит и в сыром и в сухом виде (на растопку, конечно сырой не годится, да и сухой не очень). По всей реке масса плавника (чаще всего тот же ивняк, но хорошо просушеный и отлично горящий). Встречаются человеческие следы в виде обломков разнообразных досок и т.п. Стоит при первой возможности собрать и возить с собой небольшой НЗ дров и растопки. А также озаботиться возимым "костровым набором" (хоть "по таежному" - из одной палки, втыкаемой концом в землю под углом). Ну или предусмотреть готовый таганок. Взятая с собой "многотопливная" горелка MSR Expedition оказалась практически не нужна. Ну зато "полевые испытания" прошла.

"Населенность" реки мы расценили как "среднюю". Всего встретили 4 группы - две на заброске, одна раньше нас (мы пешком - они на вездеходе), одна одновременно с нами, одну на реке в районе притока Немуръеган (ака Немур) - поднимались навстречу, вверх от ж/д моста, и еще одну уже в Лабытнангах на вокзале - они вышли с реки перед нами. Следов стоянок довольно много, но бОльшая их часть, похоже, принадлежит местному населению. Вся местность покрыта вездеходными дорогами, судя по их виду и следам возле них - довольно активно используемыми. Еще на реке встретили несколько стойбищ оленеводов. В общем, на пятки друг другу группы, идущие по Лонготу, не наступают, стоянки друг у друга не отбивают, глаза не мозолят - но по нашим меркам народу довольно много. Вот когда на реке за сезон пара групп максимум, а еще лучше - и одна не каждый год бывает, и следов местного населения бОльшую часть маршрута не видно, тогда нормально :-). Добавляет реке "замусоренности" и пересекающая ее ж/д на Ямал, но в паре километров до и после ж/д моста явные следы цивилизации в общем-то уже особо не просматриваются. Зато эту ж/д можно использовать для аварийной выброски в случае чего или для заброски на наиболее интересную в "спортивном" отношении порожистую часть Лонгота.

Транспортное средство

Самодельный катамаран-4 по кличке "Малыш", общим объемом 1.5 куба. Все пятеро членов экипажа, как у нас водится, разместились на одном катамаране. Чтобы пятому было не скучно - на катамаране имеется руль. Что удобно на плесовых и озерных участках и позволяет вполне успешно двигаться вперед на любом количестве гребущих, вплоть до одного. И, соотвественно, делать перерывы в гребле и даже, при необходимости, перекусы на воде, не теряя в движении (в данном случае было весьма актуально при прохождении сора, которым заканчивается река). Но неудобно при прохождении мелких шкуродеров - катамаран несколько перегружен.

Для тех, кто ходит с рублеными деревянными рамами - на Лонготе раму рубить не из чего. Вообще. А то, говорят, были там прецеденты рассчитывающих срубить раму "на месте", для экономии выходного веса.

К-4 для речки в общем-то великоват, особенно с перегрузкой, временами ему откровенно не хватает маневренности (особенно во взятом "расслабленном" варианте комплектации, с посадкой на заду). Более интересно было бы идти на чем-то типа Скаута, Ватерфлая, КНБ и т.п. Но Скаут у нас один, найти вторую аналогичную лодку не получалось - пошли на чем есть.

Заброска

Традиционная заброска на Лонготьеган (ака Лонгот) - от поселка Полярный, остановка поезда "Платформа 110-й км" Северной железной дороги, до которой доезжается поездом Москва-Лабытнанги или Воркута-Лабытнанги. Как показала практика, не во всякой ж/д кассе такую остановку знают, при заказе билетов через Интернет полезно знать "код станции" в системе "Экспресс" - 2010956.

В 2005 году ходили упорные слухи о том, что поселок "Полярный" выселен и найти в нем какой-либо транспорт совершенно невозможно. Прямо на Лонгот знакомые в прошлом году забрасывались вездеходом из Харпа за сумму что-то типа 20 тыс. руб. Мы решили, что ситуацию докуем на месте и на всякий случай заложились на подъем от 110-км по реке Б.Пайпудына до автомобильного брода (~40 км) или пешку по автомобильной дороге вдоль нее до того же брода (~30 км) c последующим волоком по вездеходной дороге до Лонгота (~25 км). В лучшем случае - думали, что может удастся подъехать на машине до брода через Б.Пайпудыну, потому много бюджета на заброску не выделили. К слову - длина волока на Лонгот сильно зависит от уровня воды - в простейшем случае до Перевального ручья, если воды мало - то понадобиться еще несколько км идти вниз вдоль Лонгота.

На местности ситуация оказалась следующей: сойдя с поезда (точнее спрыгнув - стоянка одна минута, высадка прямо на откос насыпи), мы увидели два ГАЗ-66, один из которых немедленно к нам подъехал. Водитель Александр сказал, что формально поселок действительно выселен, однако работа есть, люди есть, машины есть и лично он каждый год возит туристов. Цены у него, дескать, "невысокие", и прямо до Лонгота он готов подвезти за 12 тыс. руб. Ну если группа очень большая и машина будет сильно загруженная, то за 14. К такому повороту событий мы готовы не были как морально, так и финансово, на пешку до Лонгота все равно уже собрались, так что сговорились доехать до брода через Б.Пайпудыну и переехать его - за 4 тыс. руб. А дальше мы уж ножками.
Кроме того в окрестностях - на Харбее и за Лонготом, судя по всему, работают геологи и туда иногда ходят вездеходы, в том числе со 110 км. Но это уж как повезет. Александр сказал, что дня через два на Лонгот пойдет МТЛБ, куда-то к геологам, но через два дня мы уже рассчитывали быть на реке.

Дорога от 110 км на первых 20 км - вполне приличная. Хотя кое-где подмыта ручьями. Дорогу недавно подновляли, поскольку собирались разрабатывать близлежащее месторождение мрамора. Дальше дорога похуже, но тоже вполне проезжая. Брод через Б.Пайпудыну оказался весьма оживленным местом. Вскоре после того, как мы там оказались, подъехали две оленьих упряжки - по пятеро оленей, запряженных в нарты, которые они без видимого усилия тащат по мху и траве и с некоторым усилием - по дороге. В каждых нартах сидело по одному молодому парню, потом еще двое ребят и две девчонки пришли по дороге. Тут же проехал вездеход из Харпа (системы ГТСМ, примерно он же ГАЗ-71) с кунгом, везший туристов, сказали что тоже на Лонгот. Четверо человек сидело "на броне", сколько в кунге - непонятно, но взять с собой местных ребят вездеходчики отказались - "места нету". С утра нас разбудил еще один вездеход, предложивший подбросить до Лонгота. Однако, срочно вскакивать и собираться не хотелось, отменять уже решенную пешую прогулку - тоже. Пока собирались к выходу и завтракали - прошел еще вездеход, на Харбей. В общем, оживленный проспект, да и только.

Волок от Б.Пайпудыны до Лонготьегана

Волок проходит по стыку четырех листов карты (в нашем случае - Q41-XI,XII, Q41-V,VI, Q42-VI,VIII, Q42-I,II). Чтобы было удобнее ориентироваться - была изготовлена "склейка" этих листов, покрывающая весь волок. Желающие могут пользоваться (~500 кбайт, здесь и далее - использованы карты масштаба 1:200000). На карте расставлены путевые точки, заранее заготовленные для GPS, но практической надобности в них нету. Имея богатый опыт хождения по всяким вездеходным и лесным дорогам, обычно сильно отличающимся от карты, на всякий случай заготовили еще и cклейку космоснимков (~450k) с Google. На снимках хорошо видно, что дорога в целом более-менее совпадает с картой, однако имеет ряд ветвлений и подходов к Лонготу с бродами через него, не обозначенными на карте. Нашей целью был ручей Перевальный и подход вдоль него к Лонготу, откуда мы, с учетом высокой воды, рассчитывали плыть.

Волок начинается с переправы через небольшой ручей, сразу за бродом через Б.Пайпудыну. На карте нарисован мост на дороге, на местности - мост давно развалился, машины и вездеходы идут в брод. На месте моста - одно скользкое бревно. Но пройти по нему можно, даже с рюкзаками - переправа совсем короткая. После брода - сразу на левое ответвление дороги (метрах в двухстах) и далее прямо по ней. Основная дорога - уводит на Харбей. Далее по дороге два серьезных брода, пройти которые не замочив ног можно только в резиновых сапогах - через Золотой ручей и через не поименованный на карте ручей (на вышеприведенной карте обозначен точкой D_1, мы там завершили первый день волока и встали на ночевку). Остальные ручьи перешагиваются и перепрыгиваются. Истоки Лонгота - без рюкзака можно пропрыгать по камушкам, с рюкзаком - придется мочить ноги. Сама дорога в основном сухая, кое где чуть подболочена, проблем для движения не создает. В принципе, дорога не очень интересная, можно и проехать, ничего особо не потеряв, хотя местами открываются очень красивые виды на горы (особенно с водораздела Б.Пайпудыны и Лонгота, на перевале высотой 500 с небольшим метров, и на каньон, в котором течет Лонгот сразу после истока - идти там нельзя, мелко и крутопадающе, а посмотреть - красиво).

С водой на протяжении всего волока проблем нет, можно почти в любом месте встать на перекус, при желании заварить чаю (вот тут может пригодиться горелка). Мы, испугавшись, что на перевале будет безводье, потащили небольшой запас воды с собой, однако оказалось, что там много мелких стекающих со склонов ручейков (часто текут прямо по дороге, но "не пей из колеи - вездеходом станешь"). Хотя в более сухой год все может быть иначе.

На последних 3 км, уже при спуске в долину Лонгота, нас догнал тот же ГАЗ-66 Александра, забрасывающий очередную группу. Заодно подобрал и нас, провез несколько дальше Перевального ручья вдоль Лонгота. У Перевального, между горкой с отметкой 462 и Лонготом, стоят чумы зырян-оленеводов. Высадились мы на галечной косе, стоять можно, но место открытое, продуваемое (а мы-то думали на волоке - попадем на реку, отдохнем от ветра... все, больше про ветер не буду - он просто был всегда), и с дровами не очень - хотя нашлись валяющиеся куски досок.

Ехавшая группа из 3-х человек хотела заброситься дальше Лонгота, на Ходыту. Однако, дорога на Ходыту, по словам Александра, была непроезжей - "плывуны". Потому они решили не торопясь пойти по Лонготу до моста ж/д "Обская-Ямал", ловя рыбу и гуляя в окрестные горы. Вечером организовали совместный ужин, утром мы долго и неторопливо просыпались, соседи за это время собрались, поставили на воду Танго-45 и Вуоксу и ушли вниз. Мы приступили к сборам и стапелю, который не спеша закончили во второй половине дня и отплыли искать стоянку поприличнее.

Кстати, за время стапеля показался очередной вездеход системы МТЛБ (многоцелевой транспортер легкий бронированный - машина существенно поболее ГТС). Мы решили, что к нам едут еще соседи, но машина перешла Лонгот и ушла в горы, видимо это был тот МТЛБ, про который нам говорили на 110-м. В общем, от 110 км до Лонгота - движение оживленное, будет желание - доехать можно, возможно даже бюджетно, если по пути с кем-то окажется.

В месте заброски и стапеля река совсем узкая и мелкая, за время от нашего попадания на реку до отплытия уровень воды заметно упал - сантиметров на 20. В следующие дни на всем маршруте заметного падения воды уже не наблюдалось - но там и река уже сильно шире и больше.

Лонгот отчетливо делится на несколько участков, существенно различающихся характером реки и окружающей местностью. Делят его все по разному :-) - далее предлагаем свой вариант.

Начало сплава - левый приток Ингилоръеган

В начале река мелкая, изобилующая галечными отмелями и непрерывно делящаяся на рукава. Регулярно приходится плавать от одного берега к другому, вслед за струей, текущей поперек реки через галечные перекаты. Точнее не плавать, а тащиться - для нашего "Малыша" с полной загрузкой речка слишком мелкая. Даже в большую воду. В итоге применился стандартный в таких случаях способ передвижения. Трое пешком по берегу, двое ведут кат, непрерывно перетаскивая через мели. Это продолжается до большого левого притока Немуръеган. Скорость продвижения получается невысокой - километров по 10 в день (еще и ходовой день ограничивается наступающими сумерками, а на местное время переключаешься не сразу). Зато очень удобно кидать спиннинг в процессе проводки ката. Стоишь посередь реки на отмели и кидаешь в яму под струей. И таскаешь.

Между правым притоком ручьем Магнетитовый (заметен по "ржавой" воде и ржавчине покрывающей камни при его впадении) и Немуръеганом есть короткий участок, где вся река зажимется в узкий скальный каньончик длиной "на глаз" метров 500, может меньше, и падает через два небольших порога и шиверку между ними. Первый порог на входе в каньон начинается с невысокого отвесного слива - сантиметров 30-40, потом пологий слив с невысокими стоячими валами. На выходе из каньона - еще порог из двух невысоких ступеней (пологая первая и крутая вторая). Вторая ступень перегорожена торчащими над водой камнями, между левым острым клыком и центральным камнем с острыми щетками остается проход шириной метра 2.5 - 3 от силы (катамаран вписался "впритирку"). Зайти в проход надо довольно точно, так что рекомендуется посмотреть. Тем более что все происходит на повороте реки и от захода в каньон - выхода не видно. Ну и по другой воде все может выглядеть иначе.
На всякий случай - фрагмент карты с отметкой начала каньончика (точка P0R1, 67.388540N, 66.511550E - координаты здесь и далее в градусах и долях градуса, а не в градусах-минутах-секундах). На карте каньон, похоже, длиннее, чем на самом деле (не замеряли).

При впадении Немура - река широкая, изобилует косами и галечными отмелями, приток поначалу смотрится просто большим ручьем (а с другого берега можно и не заметить среди галечника). После того, как проходишь все рукава Немура и река немного сужается - становится понятно, что воды добавли - можно уже плыть. Хотя перетаскиваться иногда еще приходится. Следующий левый приток вскоре после Немура - ручей Маруншор - течет в симпатичной лощинке, удобной для стоянки. Здесь мы встретили группу, идущую вверх от ж/д моста. В устье левого притока Ингилоръеган - несколько чумов, стояли оленеводы и паслось большое стадо оленей.

Ингилоръеган - гора Яркеу

После Ингилоръегана непрерывные разбои кончаются, река становится сильно глубже, можно более-менее спокойно плыть, хотя путешествовать от берега к берегу через галечные перекаты и выбирать струю поглубже приходится все равно часто. Течение в основном есть, и заметное, хотя попадаются и заводи без течения или с обратным течением. Река петялет, если курс на вялотекущем участке оказывается "вмордувинд", то выгребать приходится с усилием. После левого притока Харчерузь по левому берегу начинается красивый хребет Харчерузь, сложеный из красноватого камня. По ближнему к реке склону - лиственный лес, иногда редкими группами деревьев выходящий к реке. Левый берег - крутой и высокий песчаный обрыв. Остановившись в одном месте на перекус и поднявшись наверх, мы обнаружили красивое озерцо с редкими лиственницами, можжевельником и кустами ольхи по берегам. Уровень озера на несколько метров выше уровня реки, отделено оно от реки узкой песчаной перемычкой, которую, наверное, когда-нибудь промоет. Долго кидали в озеро блесну, но никого там найти не удалось. Зато заросли голубики, морошка и красивый пейзаж - в изобилии. Очень не хотелось уходить - хоть вставай на стоянку. Но ушли. И не зря :-) Перед горой Яркеу река в очередной раз делится на протоки, пошли в правую, как более полноводную и обнаружили красивую заводь и выходящий на берег крутой "бараний лоб" (скальное обнажение) - первый, виденный нами на реке. До того, кроме каньона перед Немуром, скалы вплотную к реке не подходят, берега в основом галечные и песчаные. Над "бараньим лбом" - заросли ольхи и ивы, выше - видны лиственницы. Места для стоянки у воды нет, крутой склон. Не поленились слазить на верх и найдя на уровне этажа так седьмого-восьмого площадку для палатки решили - стоим здесь. Пусть вещи высоко таскать, зато красиво и деревья с кустами хорошо прикроют от надоевшего уже ветра (я обещал про него не вспоминать? а что делать...). Место оказалось довольно обжитое - в кустах у воды рыбачий балаган, сети, прочие следы присуствия человека. Но все полезное аккуратно прибрано, а мусор прикопан (только у воды - старые пивные банки и пластиковые бутылки валяются). Наверху же - вообще практически чисто. Следующий день выдался солнечный и более теплый, чем предыдущие, от ветра более-менее спрятались и с утра были затеяны хоз. процедуры - помыться-постираться, благо рядом со стоянкой нашелся бочаг с водой и бегать за каждым котелком вниз не приходилось (но воды для готовки принесли из реки - благо много не надо). Совсем было хотели объявить день всеобщего разложения и встать на дневку, но тут жареный петух стал клевать куда не надо... Во второй половине дня решили идти сколько пойдется.

Под самой горой Яркеу - чумы, после них на правом берегу - кладбище, стоят православные кресты. Как нам говорили, где-то напротив кладбища можно пойти поискать нефрит, но куда - было совершенно непонятно. В итоге на геологические изыскания решили плюнуть.

Гора Яркеу - Малый водопадный порог

После Яркеу горный участок кончается, по берегам начинает сплошная всхолмленная тундра, насколько хватает глаз. На самом деле тоже красиво, хоть и не так живописно, как в горах. Река начинает закладывать длинные петли, потом опять течет более-менее прямолинейно. Река широкая, дно иногда каменное, иногда песчаное. Вода очень прозрачная, зеленоватого оттенка (как и выше по реке). И вкусная. Иногда встречаются быстрины и перекаты. Километрах в 15-ти после того, как Яркеу остается сзади - железнодорожный мост дороги на Ямал. Перед мостом на берегах видны странные сооружения, которых при ближайшем рассмотрении оказываются быками и первыми пролетами когда-то начатого автомобильного моста. Видимо, мост достроен никогда не будет, автомобили пересекают реку прямо по ж/д мосту, по путям. Река перед мостом мелкая, надо искать фарватер (благо дно хорошо видно), более глубокий проход - под средним пролетом моста. Мы сунулись было в левый - совсем мелко.

На карте дорога на Ямал и мост отсуствуют, однако, хорошо видны на гугловском космоснимке (см. примечание после текста) и совершенно однозначно привязываются на карте. Поставленная дома точка на карте практически совпала с положением моста на местности.

Мост проходили довольно поздно, уже в начавшихся сумерках, но вокруг шла какая-то активная работа - что-то делал трактор, проезжал туда-сюда железнодорожный кран и какие-то вагоны. Останаливаться не стали, протянулись дальше. Днем по левому берегу реки в паре километров от моста (может больше - смотрели издали) было замечено какое-то строительство, все время шастали автомобили, гудели локомотивы. В общем, жизнь кипит.

После моста редкие перекаты, иногда с заслуживающие названия "шивер" (для желающих - "порогов" :-). Дальше - Малый водопадный порог, однако "приметы" его во всех описаниях совершенно невнятны. То он "в двух километрах от моста" (нету его в двух километрах от моста), то "после геологического шурфа на берегу" (ага, вот надо вылезти на берег и бегать искать где там шурф - у самой воды шурфы обычно не бьют), то предлагается считать "пороги" (а что порог, и что перекат - поди пойми, каждый видит по своему). В общем, померянное по треку GPS расстояние от моста до Малого водопадного - около 7 километров. Примета на местности - мощный скальный выход на левом берегу в начале правого поворота реки. На правом берегу - тоже скальный выход, но ниже и за поворотом не видный. До того заметных скальных выходов после моста просто нет. Скала видна издалека, подходить прямо к ней не надо - это уже будет первая ступень Малого водопадного. Перед скалой - длинный перекат (или "шивера"). Чалиться для осмотра удобнее по левому берегу. Чтобы все было видно - фрагмент карты с точками на ж/д мосту (ZHD-MOST) и перед Малым водопадным (M-VDP, 67.188090N, 67.119170E), откуда мы пошли на осмотр.

Малый водопадный порог - Большой водопадный порог

Этот участок реки, длиной чуть больше 40 км (в разных описаниях встречается и 55, и больше 60 - но никак там столько нету) считается "спортивным". Действительно, он плотно утыкан перекатами, шиверами и порогами, разделенными короткими плесами, течение быстрое, часты скальные выходы, есть красивые каньоны. В целом, кроме Малого водопадного, одного, много двух порогов по дороге и, собственно водопада (или Большого водопадного порога), препятствия чего-то особенного собой не представляют и идутся "с ходу". По приципу - с захода воду внизу видим, все падение видим - спокойно идем. По крайней мере на К-4 в ту воду, что была у нас. На разных Скаутах-Ватерфлаях-Щуках - я шел бы точно так же. Учитывая, конечно, что для них цена ошибки может быть выше. Естественно, нужно вовремя определять траекторию и активно маневрировать. В случае ошибки - предстоит долгое и неприятное снимание с камней на мощной струе, для более легких, чем К-4, лодок серьезная ошибка может быть чревата килем. Для каркасных судов - могут быть особенности, порватости и продратости (порватости и продратости - весьма вероятны и на шкуродерах первого участка, кстати, если не нести всю дорогу лодку на руках). Начинается участок с вышеописанного захода в

Малый водопадный порог

Осмотр - нужен. Оно, конечно, и влетевшему туда с ходу может вполне повезет и пронесет, но лучше судьбу не испытывать.

Порог общей длинной метров 350 и с совокупным падением "от начала до конца" - метров 10 или немного больше. Разные люди насчитывают в пороге разное количество ступеней, в зависимости от воды и, видимо, личных склонностей, у нас получилось пять.

Первая - длинный достаточно пологий слив с высокими стоячими валами, проблем не видно, после, если очень быстро действовать, можно успеть зачалиться.
Вторая - достаточно высокая (больше метра) "ступенька", полукруглая, с бочкой после нее. Смотрится красиво, особенно сверху. Буквально сразу после нее -
Третья. Никаких торчащих после слива шпилей, упомянутых в описаниях, мы не увидели. Один торчащий камень слева был виден под струей, а в центре и справа - все было закрыто мощно несущейся водой, образующей пару бочек подряд и хитрой конфигурации стояки, и эта вода порождала разные нехорошие мысли... То есть, наш кат это все конечно проезжал бы, наверное, но как-то было все равно стремно - где-то под струей, фиг знает где, говорят, шпиль (наверное перед второй бочкой), кроме главной струи чего-то мощно бьет сбоку. А вдруг правильно зайти не успеем, а выйти тоже надо не абы как, а вода все-таки мощная, а вдруг положит? (хотя такой танк - не должно, но...). А может ну его - мы, в конце концов, не спортсмены... В общем, испугались. Возможно зря.
Четвертая и пятая ступени - после третьей "не смотрелись". Да, падение есть, вода помощнее первой, да стояки, да надо сманеврировать, но ничего особенного.

В итоге, глядя на третью ступень - как-то нам все это идти не очень захотелось (ну не спортсмены). Оказалось - и правильно, ибо осмотр дна ката показал нужность срочного ремонта. На каком месте мы заработали протерстости - бог весть. Видимо, на каких-то очередных вылазаниях на шкуродере. Чехлы уже старенькие, пятый сезон по шкуродерам, их еще в прошлом году хотели списать, но посмотрев после похода - решили "еще поживут"... В общем, сделали мы обнос и ремонт чехла вместо прохождения. Кстати, после всех последующих порогов, где баллонам порой изрядно доставалось, такого безобразия больше не было. Хотя еще несколько заплаток посадить пришлось - во избежание близкого продира и зашивания днища. Усталость материала, не иначе :-)

Прочий участок

Пороги между Малым и Большим водопадными, как было описано выше, идутся в основном с ходу (но если падение и его характер с захода не очевидны - лучше не полениться и посмотреть). Пороги, глядя с К-4 в нашу воду, можно в основном разделить на три типа. При этом часто препяствия разных типов следуют подряд одно за другим или переходят одно в другое.

"Покатай меня, Большая черепаха" - основная струя наглядная, достаточно мощная и глубокая, линия движения хорошо видна практически с захода, на выходе - стояки разной степени мокрости (от "не достанет" до "подмочило репутацию"). Иногда косые. Есть несколько порогов, где косая струя c хорошими валами выводит прямо в левый берег. В берег с ней ходить не надо, надо успеть отвернуть раньше.
"Сад камней" - длинное падение, река закидана обливняками и надводными камнями разного калибра, где струя - приходится определять по ходу дела и активно маневрировать "от берега до берега". Ошибешься - будешь сидеть либо на большом камне на мощной струе и приличной глубине, либо на длинном шкуродере из неласковых, в том числе острых, камешков. Лодку поменьше, навалив на камень, может и кильнуть. "Сад камней" может заканчиваться и "катанием на черепахе", как правило не очень большой. Но до нее сперва немного послаломить.
"Китайская стена" - река в очередной раз решает уйти под другой берег и течет поперек реки через отмель. Сначала похоже на "сад камней", потом видно, что отмель завершается довольно высоким, но очень широким и потому мелким сливом (собственно, "стена"). Надо угадать в каком месте переливающаяся через "стену" струя будет поглубже и пронесет. Не угадаешь - повиснешь над сливом и будешь долго и нудно спихиваться. А если сдуру опоздаешь с заходом и на эту стену вынесет боком, то совсем нехорошо... К-4 переживает (хотя с песнями и плясками по самые помидоры в воде - тяжелый он, зараза, так просто не спихнешь), а на Скауте наверное, могло бы и положить. Но это когда совсем сдуру.

В целом река на этом участке очень красивая, несколько раз на берег выходят высокие скальные стенки (заставляющие более пристально присматриваться к предстоящим порогам - основной гадости ждешь на скалах, но в большистве случаев ничего особенного там нет, а бывает что и просто спокойная вода). Местами скалы по обеим берегам - река течет в красивом каньоне, сверху летает разная пернатая живность, типа канюков. На одном скальном выходе, на правом берегу, прибита монументальная табличка в память погибшей в 1970 году Галины Тюриной. Мы услышали версию, что она погибла не на воде, а в горном походе... Кто теперь знает? Может и так - вода там вроде совсем несложная. А может и на воде, но в другом месте - а табличку поставили где заметнее. Место действительно красивое.

Один порог заслуживает, наверное, отдельного упоминания - начинается как длинный "сад камней", потом высокий шпиль и река резко зажимается у скальной стенки на правом берегу (слева - каменистая коса) и падает почти отвесной "ступенькой", образуя заметную бочку. Далее сразу еще слив, более пологий (в меньшую воду, возможно, образующий его камень торчит над водой) и образует вторую бочку. От начала "сада камней" - видно, что пологого слива на выходе нет, а есть наоборот заметный перепад. Из-за чего хочется посмореть. С высокого правого берега порог кажется очень представительным и навевает разные мысли... С низкого левого - видно, что сильно большого перепада там нет и слева можно пройти достаточно легко. Что мы и сделали. Может оно и не заслуживает такого длинного описания, но точку на карте мы на всякий случай поставили (P0R3, 67.095730N, 67.309540E). Кстати, после этого места на нашей карте (лист Q42-VII,VIII, "состояние местности на 1982 год, издание 1989 года") впервые обозначены пороги. Что имел в виду картограф - кто его знает. Ни один из обозначенных "пор." чем-то заслуживающим особого внимания не являлся - ни с точки зрения собственно порога, ни с точки зрения использования его как ориентира. Гораздо более существенные или характерные пороги внимания картографа почему-то не удостоились. Впрочем, это почти всегда так.

Большой водопадный порог

Вот куда попадать категорически не надо. Чисто теоретически это, может быть, и ходится, а практически - надо вылезти перед длинным перекатом-шиверой, упирающимся в водопад, сходить посмотреть, обалдеть от восторга и начать обноситься. Лучше на наш взгляд по правому берегу.

"Приметы" водопада в описаниях, как водится, совершенно невнятны - какие-то мистические группы деревьев, бочки и шесты... Шест есть - на туре на правом берегу. Но с воды его практически не видно, видно при обносе. И на левом берегу высокий крест стоит, скорее уже за водопадом, но его тоже не сказать, чтобы видно. Группы деревьев - тоже какие-то есть. На верху, на откосе по левому берегу много одиноких лиственниц на протяжении минимум полукилометра, можно при желании посчитать "группой" :-).

Картограф обозначил водопад, в отличие от порогов, совершенно четко и недвусмысленно. Водопад - хороший ориентир, и если уж попал на карту, то там его и жди. На всякий случай мы продублировали отметку на карте по GPS (B-VDP, 67.041240N, 67.616830E). Визуальные приметы - - впереди длинный прямой перекат (или "шивера"), в конце него по левому берегу хорошо видны яркие светлые (почти белые) скалы, выглядящие как перегораживающая реку стена. Воды за ними не видно. Что само по себе очевидный сигнал: скалы+дальше них воды не видно -> однозначно надо смотреть. К тому же ранее по реке таких белых скал, если мы правильно запомнили, нет. Справа тоже такие скалы, но пониже и с воды сразу не видны. Гул водопада слышен, но плохо - маскируется шумом переката. До переката - короткий плес, до него у нас была очередная шиверка (или перекат, или "порожек"), "поперек реки", с левого на правый берег. И высокий (не скальный) левый берег с растущими поверху редкими лиственницами. Хотя все эти берега и лиственницы только запутывают, похоже :-) Встать лучше до упирающегося в водопад переката. И до поставленной на карте точки - она прямо над водопадом.

Обнос по верху скалы по правому берегу над водопадом достаточно удобен (спуск по склону к площадке под водопадом в нашем случае лучше шелся не по скользкой тропе, а правее, прямо по кустам, там полого). Место красивое - скала, тундра, перед подъемом - морошка растет. Но очень сильно замусорено. Похоже,в первую очередь местными жителями (куда они только на вездеходах не приезжают). Какие-то тряпки, старые одеяла, груды бутылок. И куча раскиданных костей - долго и много кого-то ели, и неоднократно. Четвероногие или двуногие ели - черт их знает. Похоже, и те и эти. После спуска за водопад - небольшая стоянка с кострищем. Дрова, как водится, находятся легко.

Большой водопадный порог - старица - сор - Малая Обь

По хорошему этот участок стоит разделить на два - до старицы, где река вполне течет, в том числе с перекатами и порожками (иногда даже со стояками) и после старицы, где вода практически стоит, а там уже и сор. Однако, лениво уже писать - сложу все в кучу.

После Большого водопадного - по берегам начинается лиственичный лес (а подальше - в лесу попадается уже и елка). Хорошие места для стоянок, удобные, с лесом и обилием дров найти несложно (но они как правило хорошо "настоены"). Обычно - за мелкогалечными или песчаными косами, перед неширокой полосой леса (мощный "коренной" лес стоит часто на склонах, палатку там еще поискать где между деревьев воткнуть, да и "подстилка" у него не самая лучшая). Берега очень живописные (благодаря лесу - соскучились уже) и изобилуют разной пернатой живностью.

У большого левого притока Юнъяха - очередное стойбище, но пустое - стоят в чистом поле груженые увязанные нарты, каркасы чумов - людей нет.

Река начинает сильно петлять, часто меняя направление на прямо противоположное. Только что ветер подгонял в спину - и уже надо стараться изо всей силы, выгребая против него - даже течение не очень помогает. Постепенно мелкогалечные косы сменяются песчаными, выход на них с воды может быть топким - "плывун". Вода в реке становится коричневой и непрозрачной, в воде появляется много песка. Чай на этой воде заваривается какой-то неправильный.

Кончается вся эта идиллия большой петлей, превратившейся в старицу. Река проложила себе новое русло, срезав более 2-х километров протокой длиной метров 50. На карте этой протоки нет (она примерно в точке SHORT-CUT), а на гугловском космоснимке ее хорошо видно. C этого места река практически не течет, вода становится совсем мутной и какой-то грязной. Лес по берегам сменяется болотом. Как было сказано в каком-то описании "место для стоянки найти, наверное, можно но оно будет не очень хорошим". Похоже, на последнем таком "не очень хорошем" мы устроили первый перекус за последний ходовой день. Большая песчаная коса по левому берегу, местами топкая, изобилующая звериными следами - волки, мишки. Стоять там можно, да. Если очень припрет. Но лучше проскочить эти места одним махом - до сора и Оби уже недалеко. Единственным серьезным препяствием может быть сильный встречный ветер, разгоняющий на реке заметную волну. Но тут нам повезло - как раз в этот день ветер был сначала более-менее попутный (хотя непрерывные петли реки регулярно приводили к "вмордувинду", против которого приходилось упираться), а к вечеру (и выходу на сор) начал подстихать - готовясь сменить направление. Малую Обь мы шли уже при встречном ветре, к счастью еще слабом.

Сор (широкий мелководный разлив реки, сильно меняющий конфигурацию год от года) на карте толком не обозначен - там есть только основное русло. На гугловском космоснимке конфигурация сора более-менее соотвествует истине. На основании снимка на карте были поставлены точки начала сора (SOR) и выхода в Обь (OB-RIVER). Вход в сор произошел на полкилометра раньше - разлив в этом году уж очень велик, видимо. "Берега" представляют собой сплошное море травы - торчащей из воды осоки. До "твердых" берегов очень и очень далеко. Как люди умудрялись себе стоянки на соре находить - загадка... Идти, как написано во всех описаниях, "левым берегом", то есть краем травы. По траве лучше не срезать - мелко, а дно топкое, сядешь на мель плотно, и не вылезти, и не столкнуться, придется грести веслом по глине. После геодезического знака на левом берегу - поворот в широкую (метров 500 в нашем случае) протоку, ведущую в Малую Обь. В мелкие протоки, попадающиеся в траве, лучше не сворачивать - может выведет, а может сядешь. В протоке можно изменить правилу "идти левым берегом" и пойти правым - в Обь заворачивать направо. Берег противный, из кочкарника, но при необходимости можно вылезти - например по санитарной нужде.

Правый берег протоки кончается раньше левого (по ходу дела есть пара мелких проток уводящих направо, казалось бы к самому Халас-Пугору, и по Оби грести не надо - но лучше их на проходимость, на наш взгляд, не проверять, очень будет противно возвращаться задним ходом, если что). Однако, сразу направо после видимого конца протоки сворачивать не стоит - надо обойти маячащую впереди очередную траву. Причем не по самому ее краю, а взяв существенно налево (практически через точку OB-RIVER, 66.760710N, 67.560840E). Там проходит достаточно глубокий фарватер (основное русло), а возле травы - сплошная глинистая мель глубиной меньше, чем пол-лопаты весла. Это в большую воду. Возможно, где-то в той траве есть проходы (что-то похожее мы видели), но лучше фарватером.

После выхода в Малую Обь до поселка Халас-Пугор остается около 5-ти километров против течения. Скорость течения - 2-2.5 км/ч, так что если нет сильного противного ветра, то дойти труда не составляет. Даже ночью, благо они еще более-менее светлые. Если упереться в ветер и волны - тады ой... Но через некоторое время после выхода на Обь - на берег уже можно вылезти и чего-нибудь переждать в крайнем случае. В начале поселка у берега стоит старый катер без мотора, потом поверху лежат здоровенные чурбаки в полтора обхвата (откуда их только туда затащили). После них начинается песчаная коса, дальше на которой лежат лодки. Тут можно вылезать и идти ставить лагерь на берег (местные жители подскажут при необходимости, где "тут все туристы останаливаются" и где взять дров). Или начинать разбирать вещи к выброске - в зависимости от времени суток и настроения. Кстати, жители в Халас-Пугоре воду берут прямо из Оби, но лучше запастись водой еще на Лонготе, там есть где есть заметное течение. Ниже - на соре, в Оби, вода сильно грязная и для готовки противная.

Выброска. Халас-Пугор - Харсаим - Салехард - Лабытнанги

Поселок Халас-Пугор состоит из десятка домов (в основном стандартных "казенных" пятистенок) и обитаем только летом. Народ занят в основном рыбалкой. В поселке вполне работает сотовая связь (скорее всего она работает уже на соре - не проверяли). Доступны операторы "МТС", "Мегафон" и местный оператор "RUS 17".

На вопрос "как бы выехать?" в Халас-Пугоре дается стандартный ответ - "ждать катера и махать ему". Ну а когда катер пойдет - это как выйдет. Может прям сейчас, может завтра, может позже. "Они обычно по ночам ходят". Пришли мы как раз уже практически ночью (в первом часу по местному времени), перспектива сидеть всю ночь и дежурить катер нас как-то не прельстила. Потому собрав и упаковав вещи - решили ставить палатку и спать до утра, а там видно будет. С утра прошли по поселку с вопросом "как бы выехать на моторке, хотя бы в Харсаим?" Договорились быстро - но дорого. По тысяче руб. с носа. Сбить цену, правда особо и не пытались - может и сбили бы. На моторке "Прогресс" под двигателем "Нептун" доехали до Харсаима (~18 км от Халас-Пугора) примерно за час - против встречной волны и ветра. Но пришлось делать два рейса. В один - моторка пятерых с грузом не подымает. Бывают, конечно, исключения в виде хороших импортных лодок с мощными моторами, но в данный момент таковых в поселке не оказалось. Как показала практика - легко можно было договориться и с двумя моторками одновременно, а не на два рейса одной, но мы найдя первую, как-то расслабились. Кстати, хозяин лодки, Виталий, на прощание пытался набить цену - "еще 500 руб за груз". Но мы так не договаривались.

Перед нами в Халас-Пугоре была группа из двух человек на "Таймене", пошедшая в Харсаим своим ходом. Мы их встретили на вокзале в Лабытнангах. Насколько нам удалось понять - шли они не кратчайшим путем, из Малой Оби в Большую и до Харсаима, а через узкие протоки Ландовая и Вылпосл, после чего до Харсаима остается километра четыре поперек Большой Оби. Так длиннее, но спокойнее - нет сильного встречного течения, меньше риск противного ветра и волны, опять же рыбы там есть.

Поселок Харсаим - большой и жилой. Много новых домов, отделанных виниловых сайдингом, школа, почтовое отделение, минимум два магазина. Очень впечатлили свежепостроенная детская площадка и свежий и ухоженный памятник погибшим в войну. На берегу что-то бурят, в промзоне на окраине поселка жизнь кипит, по поселку машины ездят (от бренчащего "Москвича 408" до новой "Мазды"). Цивилизация.
Два раза в день из Харасаима в Салехард ходит автобус - утром (во сколько точно не выясняли за ненадобностью) и вечером (показания местных жителей расходятся - от 17.40 до 18.00, как-то так). Можно уехать в Салехард и на попутке, что мы и сделали.

В Салехарде надо доехать к парому, чтобы переправиться через Обь, в Лабытнанги. Либо прямо, договорившись с водителем, либо на городской маршрутке. За переправу на пароме (баржа с буксиром-толкачом) с "пешехода" берут 10 руб, с машины - точно не помню, кажется 50. Сам по себе город Салехард - отдельная песня и достоин небольшой экскурсии (хотя бы автомобильной, в процессе проезда по нему). Впечатляет, однако.

В Лабытнангах от парома до вокзала ходит маршрутка (25 руб с человека), и пасется масса таксистов. Просят 100 руб с человека, но вполне успешно сторговываются на подешевле. Там ехать-то минут 15 от силы. До скольки ходит маршрутка - мнения расходятся. Одни говорят, что до полуночи, другие, что до 19.00 (все, естественно, по местному времени, которое +2 часа от московского).

Вокзал в Лабытнанги новый, современный. Шедевр архитектуры с круглосуточным буфетом. Но лучше пробежаться по окрестным магазинам (есть и круглосуточные). Дешевле и здоровее :-). Поезд на Москву отходит в 7.40 утра по московскому времени. Касса открывается в 6.00 по нему же. Очередь лучше занимать заранее. На вокзале имеется система "электронной очереди" в кассы, но, судя по всему, не работает. И это к лучшему :-)

На вокзале упорно предлагают пойти переночевать в вагоны - по 100 руб с человека. Но можно и прямо в зале ожидания на ковриках и в спальниках. Местная милиция не возражает - только просит вести себя культурно. Иногда спрашивает документы, но убедившись, что туристы - относится лояльно. Туристов, выходящих с различных маршрутов Полярного и Приполярного Урала на вокзале много.

Дары природы и прочая живность

Прежде всего, конечно, рыба. Рыбаки мы, прямо скажем, паршивые и привыкли ловить ту рыбу, которой надо только блесну показать, а она тут же сама на нее надевается. Тем не менее на первом участке реки - от заброски до Немура, на блесну (легкая "вертячка", желтенькая или беленькая) вполне успешно дергался хариус. В приличных количествах и хороших калибров - до килограмма. После Немура - как отрезало. Опять стало получаться ловить хариуса ближе к ж/д мосту и далее, на "порожистом участке" но меньше и реже, и весь какой-то мелкий. И все равно на какую блесну, даже на здоровую - все равно вешается мелкий хариус. Надо, видимо, осваивать ловлю на муху. Зато в Малом водопадном на блесну же вынули налима. Хватило сварить уху на всю команду. НО какой-то он невкусный после хариуса. Еще один налим, покрупнее, хватанул на блесну на нижнем участке реки. Но не вытянули - сошел. Это, вроде, неправильно, чтобы налим на блесну ловился, но, оказывается, случается. Щуки на реке мы так и не нашли, хотя пытались. Или всю глупую щуку там до нас вынули, а умную мы ловить не умеем, или делали что-то неправильно.

Грибов было... Ну на второй день уже надоело их собирать, резать и готовить. То, что называется "грибы есть" - пошел по нужде, принес ведро. Причем отбирая только мелкие и красивые. В основном подберезовики (в данной местности уместнее назвать их надберезовиками). Подосиновики в заметных количествах пошли уже после Малого водопадного. Вот посушить, увы, не удалось - пока были грибы, не было достойных дров. Как пошли дрова (после Большого водопадного) - грибов стало меньше.

Из ягод - везде обширные заросли голубики. В начале маршрута она была еще отровенно незрелой, а потом - вполне уже съедобной.
Часто встречается морошка. У нас была спелая и даже переспелая. На первый взгляд - обширные достаточно морошечные полянки, много ягод. Начнешь собирать - какая-то морошка непродуктивная. Мелкая и растет редко - чтобы собрать пару литров надо потрудиться (продуктивные - это когда вдвоем-втроем с одной морошечной полянки быстро набирают 9-ти литровый котелок). В общем "на поесть" ягоды хватает с избытком, а на "заготовить" - хочется поболее.
брусника совсем зеленая, к концу маршрута - уже пыталась быстро краснеть, понимая, что недолго ей осталось, но все равно собирать ее было еще рано.
Кстати, "заготовить" ягоду - чернику и бруснику - по вполне гуманной цене можно у бабушек на станциях Печора и Котлас.

Прочей живностьью, интересной не столько желудку, сколько глазам, Лонгот изобилует. Олени представлены большими стадами (в сопровждении оленеводов). Иногда встречаются и отдельно бегающие особи (вызывающие большой интерес у местных охотников - "а где видели?"). В верхней части маршрута в изобилии встречались зайцы. С Хозяином, к счастью, повстречаться не пришлось, но следов наблюдали немало. Волков живьем тоже не видели - только следы. Утки, чайки, всякая прочая птица - само собой (кстати, такое ощущение, что чайки не "подсказывают рыбу", а наоборот, завидев рыбака - начинают активно к нему слетаться). Ближе к сору много крачек (мелкая чайка с раздвоенным "ласточкиным" хвостом).
Долго наблюдали забавную процедуру кормления крачкой птенца. Птенец - почти со взрослую птицу размером, c очень длинными крыльями (с которыми, как оказалось, он неплохо управляется), сидит на песчаной косе и каждый раз, как крачка пролетает над ним - начинает издавать пронзительные звуки. Если крачке повезло ухватить рыбку и не потерять ее в драке с тут же налетающими другими крачками- она в ответ на эти звуки подлетает и сдает добычу в клюв отпрыска. Когда мы уж очень сильно надоели птенцу своим присуствием, он неуклюже доковылял до воды, после чего развернул здоровенные крылья и взлетел. Сделал несколько кругов над водой и, сев на ту же косу, на несколько метров дальше, чем был, опять стал пронзительными криками призывать свою мать кормящую (а может отца - кто их, крачек, разберет).

После Большого водопадного - разгул птичьего царства. Гуси (встречаются и выше водопада), много разных хищников - не только мелкие "типа канюков", но и здоровенные когтистые... не знаю кто. Я бы сказал орлы - очень уж представительные :-). Но наверное не орлы. Несколько раз видели летящих сов. В общем, интересно.


ПРИМЕЧАНИЕ: все ссылки на гугловские космоснимки протестированы и вроде корректно работают в Internet Explorer 6.0 SP2. В других смотрелках - возможны, к сожалению, сюрпризы.

Фотоальбом

Забредун


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |