Отчет о водном походе третей категории сложности по реке Урух с 3.05.2008 по 9.05.2008.

 

Идеология похода.

Так как все участники мероприятия имели опыт водных походов, но технически группа была довольно слабой, то в плане сложности требовалась река достаточно мягкая и одновременно насыщенная несложными препятствиями. Малка была пройдена в прошлом году и оценена как потрясающая река, но отчета так и не последовало. Связка Пшехашка - Пшеха не подошла в связи с трудной заброской и уж очень простым характером. Остальные реки Кавказа имели локальные препятствия высокой категории сложности. Решили остановиться на Урухе. Судя по информации в интернете по данной реке в последнее время ходят редко и связано это, судя по всему, только с негативным имиджем данного региона. Предварительный звонок в службу МЧС подтвердил что туристы все таки ходят, но редко. Отсутствие детального описания реки не смущало ни сколько, по скольку характер рек данного региона предполагает постоянный фон препятствий, а особо сложные места упоминались во всех источниках(Архарисарский порог и возможные завалы).

Препятствия на реке.

Уровень воды в нашем случае, судя по всему, средний. Скорость катамарана в среднем 10-12км/ч.

Долина Уруха своеобразна. От начала сплава и до выхода на равнину возле поселка Старый Урух на протяжении 50 км река течет в ущелье. Оно то расширяется до 0,5 км, то сжимается до 50 — 100м., однако примерно стометровая высота его крутых склонов, поросших лесом не меняется. Селения, расположенные вверху на плато, с реки не видны, хотя при необходимости к ним можно подняться. Ущелье сложено песчаными, легко размывающимися и осыпающимися породами, что со временем может привести к изменению характера препятствий на реке. Именно в ущелье Урух представляет наибольший спортивный интерес. Уклоны на этом участке составляют 7-10 м/км, а расход воды в мае примерно 10-20 куб. м/сек. От начала сплава за устьем правого притока начинается средняя шивера, количество камней в которой зависит от уровня воды.

Река имеет фон препятствий уровня второй категории с возможностью завалов. Достаточно регулярно попадаются препятствия, требующие маневра третий категории сложности. Много не просматриваемых поворотов с отвесными берегами. По этому чтоб не попасть в возможный завал надо следить и планировать чалки перед поворотами заранее. Постоянно требуется внимательно выбирать протоки для прохождения чтоб не попасть на мель или в непроходимую протоку. Петляние реки обеспечивает наличие множества достаточно сильных прижимов. Попадаются деревья, нависающие над водой.

Река имеет один выраженный порог, именуемый Архарисарским. Оп расположен сразу за деревней Архарисар, имеет две части и требует обязательной разведки. Первая часть не сложная. Это Большой камень в русле и несколько обливников правее от него. Далее через 100 метров резкий правый не просматриваемый поворот.

Первая часть Архарисарского порога.

Чалка на правый берег перед поворотом обязательна. За поворотом завораживающее зрелище, ощущение полной непроходимости и неминуемого обноса. Разведка по правому берегу. Перебравшись через огромные камни видно возможный проход. Проход по левому берегу. Вход в порог не сложен из тени от левого берега. Выход из порога сложен. Струя разгоняется по левому берегу и ударяется в камень, после чего сваливается на право в центр реки. Маневр ухода от левого берега в центр от удара о камень тяжелый и требует хороший техники и силы, данный маневр дотягивает до пятой категории сложности. Ошибка выполнения выходного маневра не очень критична. Наши экипажи не смогли четко его выполнить. Сразу после порога зачалиться на правый берег сложно из-за скорости, можно метров через 30 на левый берег. Следующее место для чалки на правый берег через 150 метров, но добираться до него от порога по берегу крайне трудно. По данным GPS скорость катамарана в пороге составляла 19.4 км/ч.

Выход из Архарисарского порога. Слегка не смогли угрестись.

Ниже дазнидон река распадается на множество русел. Основные препятствия — мели и непроходимые русла. Прижимы ослабевают.

Результирующие данные согласно GPS.

Количество ходовых дней — 4.

Пройденное расстояние — 54км.

Время в движении — 6.40ч.

Время с остановкой — 19.20ч.

Максимальная скорость — 19.4км/ч.

Средняя скорость движения — 8 км/ч.

Общая скорость — 2.1км/ч.

Группа.

Группа состояла из трех экипажей четырехместных катамаранов, это 12 человек. 4 женщины и 8 мужчин. Один экипаж мужской и двое смешанных(2 мужчины и 2 женщины).

Это мы.

Заброска и выброска.

Из Ульяновска до Пятигорска и обратно добирались поездом. От Пятигорска до места стапеля и от антистапеля до Пятигорска был заказан автобус Исудзу-Богдан в компании ООО «Пятигорск Экспресс». Телефон компании +8(879-3)37-16-48. Оплата километража по 19 рублей за километр. Километраж они чуток завышали(по сравнению с данными GPS навигации), но в пределах допустимого. Надо сказать что найти автобус было достаточно сложно т.к. частников с автобусами достаточно не много и без того они сильно загружены. В нашем случае сотрудничество с этой компанией было слегка подороже, но никаких более проблем не возникло. Все было вовремя, все наши просьбы были приняты и выполнены на должном уровне.

Внимание. Начало маршрута Чертов Мост — это автомобильный мост в ПЯТИ километрах выше далух. На нашей карте GPS эта дорога обозначена как тропа. И находится он в ста метрах перед небольшим туннелем по дороге в дацута. Именно этим мостом заканчивается непроходимое Дигорское Ущелье, очень живописное и очень непроходимое.

Завершать маршрут имеет смысл не доходя до ререк. Ниже д. Старый Урух ррух разбивается на два основных русла и втекает в лес. Причем правый более проходим чем левый, но там сплошные завалы и приходится катамараны вести в проводку. Нами принято решение не проходить лес, а сняться за 1.5км. перед лесом с ЛЕВОГО берега. Правый берег это уже Северная Осетия и проезд туда автобуса осложнен пропускным автомобильным пунктом, где практически всегда длинные очереди. Но можно и с правого берега, по нему идет асфальтированная дорога до дтавд-Дурта и немного дальше по берегу, но не рекомендуется.

Расстояния.

От Пятигорска по трассе Пятигорск-Нальчик-Владикавказ до д. Старый Урух 125 км. От Старого Уруха идет асфальтовая дорога в горы пересекая р. Урух в д. Дзагерпарз. По ней еще примерно 60 км. до Чертового Моста через р. Урух и начала сплава.

По реке сплав 54 км. до заросшего лесом русла реки ниже Старого Уруха.

От места окончания сплава, там где Урух входит в лес ниже Старого Уруха до трассы Пятигорск-Владикавказ по дороге 10 километров. Дорога грунтовая, но вполне хорошая. Автобус на доехал до места последней стоянки 600 м. по причине небольшой канавы и пластикого переднего бампера.

Прибытие на место старта.

3.05.08 Погода в Пятигорске солнечная. В горах пасмурно, но тепло. В футболке и шортах прохладно, но терпимо.

В 12.40 мы прибыли в Пятигорск, 20 мин. на погрузку. Едем практически не останавливаясь, только купить минералки, точность навигации обеспечивает навигатор Garmin GPSmap 60CSx. Примерно в 16.00 прибываем к Чертовому Мосту. Перетаскиваем рюкзаки и суда вниз по марене к реке, ставим лагерь к 18.00.

Дневка. Стапельренировка.

4.05.08 Погода пасмурная. Сидим в туче. Но достаточно тепло, сыровато но не холодно.

Завершение Дигорского ущулья

По плану сбор судов и тренировка. Утром начали сбор судов. После обеда все сходили на осмотр Дигорского ущелья. Красиво. Поели. После еды приступили к тренировкам. Задача заключалась в пересечении струи и чалке. Это основные элементы для рек подобной сложности.


Отработка траверса и чалки.

Первый ходовой день.

5.05.08 Погода пасмурная. Сидим в туче. Но достаточно тепло, сыровато но не холодно.

Тучка.

От дождя спасает обширный тент 5Х6 произведенный фирмой «Ориент» в городе Ульяновске и подаренный нашему клубу именно для таких случаев. Идем друг за другом с небольшим отрывом от первого катамарана. Река имеет фон препятствий уровня второй категории с возможностью завалов. Много не просматриваемых поворотов с отвесными берегами. По этому чтоб не попасть в возможный завал надо следить и планировать чалки перед поворотами заранее.

Пробой третьего катамарана. Поймали на меляке кусок проволоки. 2 часа на ремонт. Проходим два старых моста. Проходим еще примерно километр и встаем не выполнив графика. Дождь продолжается, прерываясь на время.

Второй ходовой день.

6.05.08 Погода пасмурная. Сидим в туче. Но достаточно тепло, сыровато но не холодно.

Начинаем движение. Доходим до Архарисарского порога, проходим первую ступень. Делаем разведку. Проходит первый экипаж, нет чистоты прохождения. Сделана перегруппировка экипажей. Второй экипаж выходит из порога с ошибкой и не может причалить сразу на правый берег, чалится на левый. Проходит третий экипаж также не справившись с выходным маневром и влетает в карман у правого берега, приходится его от туда вытаскивать. Общий сбор на 150 метров ниже порога. Примерно 1.7км. от порога проходим еще один мост. Перед тем как встать на ночлег проходим «Гнилое место», примерно в километре от пройденного моста. Это место строения неких гидросооружений. Много меляка и арматуры в русле. Нужно быть внимательным. Еще проходим километр и встаем на берегу в кустах напротив очень высокого отвесного правого берега.

Третий ходовой день.

7.05.08 Погода пасмурная в начале дня. В конце дня погода просто шикарная.

Встаем, неспешно собирается и отчаливаем. Идем ровным темпом. Много прижимов и шивер. Недалеко от довый Урух происходит оверкиль второго экипажа по причине прижима. Минут 10 кат идет в перевернутом состоянии. Вытаскиваем на мель. К счастью ничего не уплыло. 30 минут на восстановление и продолжаем. Далее идем до моста на трассе Пятигорск-Нальчик-Владикавказ перед д. Старый Урух. На мосту обнаруживается что первый кат получил мелкую пробоину и начал спускать. Спешно доходим до видимых в вдалеке кустов. Пробоина не обнаружена сразу. А кусты оказываются кусочком рая на земле. Встаем там. На небе ни облачка, Большой Кавказский Хребет виден во всей красе, все что произрастает на этом ОСТРОВЕ цветет. СУПЕР-ШИКАРНО. Сушимся, клеемся, просто балдеем. Жесткая установка — В РАЮ НЕ МУСОРИТЬ!

Кусочек рая.

Четвертый ходовой день.

8.05.08 Погода просто шикарная, жара.

Очень долго собираемся, хорошая погода просто убила всякую дисциплину. Отчаливаем уже за обед. Идем в спокойном ритме отыскивая наиболее удобные проходы в множестве русел и протоков, много меляка. Пропадает второй экипаж, как сквозь землю провалился. Многочасовые поиски не приносят результатов. Оказывается они по какой-то протоке вышли в лидеры и прорубаются через лес по правому руслу в ререк. Попытки их догнать по левому руслу привели в то, что уперлись в лес. После небольшого метания приняли решение дать команду по мобильному телефону «лесной» команде выбираться из леса назад до первой попавшейся дороги. Оставшиеся два экипажа волоком отошли от леса не более километра и встали на ночлег. Предварительно договорились с транспортной компанией об изменении места выброски группы. Разбор судов.

Выброска.

9.05.08 Погода хорошая, выглядывает солнышко, но в шортах холодновато.

Встали рано. Поели, собрали рюкзаки. Созвонились с водителем. Принято решение встретить автобус на трассе. Идти по д. Старый Урух не безопасно, опасность представляют местные собачки, которые очень не любят незнакомые запахи. Проще проехать деревню на попутке, благо машин там много. Из разговоров с продавщицей на остановке на трассе выяснилось, что погода аномально холодная и дождливая. Из того же разговора следовало что туристов-водников мало, но в сезон много других туристов и обстановка спокойная. Пришел автобус. Грузимся. Забираем отколовшийся экипаж. С этим возникают небольшие сложности. Проехать в д. Ставд-Дурта по асфальту можно только через пропускной пункт, выстаив очередь. Платим за неразрешенный разворот 100р. и разворачиваемся. Пробираемся в указанную деревню окольными путями по дороге сразу за мостом через ррух, в этом нам охотно помогают местные жители. Забираем второй экипаж, возвращаемся на трассу теми же окольными путями.

Заключение.

Река очень интересная. В спортивном плане просто идеальный вариант для прочувствования настоящих горных рек слаженными экипажами без опыта прохождения маршрутов насыщенных препятствиями, но имеющих опыт водных походов второй категории и опыт прохождения локальных порогов.

Климат вполне благоприятный. Даже дождливые дни не отличаются холодом, по ощущению было теплее чем на Малке в прошлом году.

Обстановка в регионе не отличается от других регионов. Впечатление от общения с местным населением только положительные.

По вопросам можно обращаться к руководителю похода Егорову Е.В. по адресу eev1980(а)rambler.ru


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |