За малые деньги кабинет руководителЯ предлагаем всем желающим.


"Матрас" по-сибирски

 

 

 

Часть 1

«ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС»,

         или долгий путь туда и обратно

 

 

 

 

Москва – Якутск (Самолет)

 

УАЗ-Буханка:

Паром через Лену

Пос.Бестях

Пос.Чурапча

Пос. Итык-Кюель

- паром через Алдан

- пос. Хандыга

- пос. Теплый Ключ

- хребет Сунтар-Хаята (перевалы)

- пос. Ючугей

- пос. Томтор

       Итого 980 км, из них 350 км горной части

 

Вездеход: (~100 км)

- оз. Лабынкыр

 

Лодки: (~145 км без учета разъездов по озеру)

- оз. Лабынкыр

- р. Лабынкыр

- р. Туора-Юрях

- р. Индигирка  

- Переправа (пересечение с колымской трассой)

 

УАЗ-Буханка:

- пос. Томтор

далее в обратном порядке до Якутска,

   1000 км,

 

Якутск - Москва  (Самолет)

Чтобы увидеть автотрек, кликните на карту:

 

 

…Есть как минимум два способа заброски в Томтор. Выбранный мною способ передвижения, возможно, и не нашел нежного отклика в сердцах команды, но оказался весьма экзотическим и познавательным…

 

Отправной точкой нашего восточного броска явился аэропорт Якутска, где мы проторчали на улице сутки в ожидании Влада.

У аэропорта есть две гостиницы, дешевая и дорогая. Но это для справки, а мы кантовались на ступеньках пристройки к аэропорту, пытаясь победить жарищу пивом... Соответственно, появилось и время посетить столицу Якутии.

Чтобы доехать непосредственно до города, нужно взять такси или сесть на местный рейсовый ПАЗик. В городе работает МТС и Мегафон.  С Билайном, по обыкновению, какие-то проблемы. Из машин рассекают в основном праворульные японки и корейки, редко встретишь нашу тачку. На удивление, встретили много выходцев с Кавказа. Впрочем, чему тут удивляться…

В городе стоит дотопать до старого центра,  посмотреть церковь, обелиск первопроходцу Бекетову, музей мерзлоты, фонтан, театр им. Пушкина в классическом старинном евростиле.

 

Город большой, современный, хотя  скучноватый для балованного жителя мегаполиса…  Постройки  разбросанные, низкоэтажные; старые и ветхие дома соседствуют с аляповатыми стеклянными сооружениями банков и аламазогигантов. Но в целом вполне цивильно, много магазинов, нормальные дороги. Молодежь, как и положено, прикинутая и с плеером в ушах. Горожане разговаривают между собой по-якутски,  однако при обращении к ним прекрасно отвечают на русском.  Приятно. И страшно даже думать, что ждет  огромный город, половина зданий которого построена на мерзлотных сваях, с изменением климата…

…За всю поездку я увидела только двух пьяных аборигенов J К нам никто нигде не цеплялся на дорогах, ничего не вымогал и не спрашивал.  В этом плане отчет команды Черноброва, который ездил девять лет назад за «чертом», показался странноватым… http://bookz.ru/authors/vadim-4ernobrov/cher_v16/1-cher_v16.html

А еще местные жители любят чай с молоком. И это правильно, потому что  местная водка - ужасна, лучше везти с собой спирт.  Кстати, спирт мы провезли в самолете без проблем ;) Жаль, маловато взяли.

 

…В центре, голодные как волки, мы зашли в кафешку, косящую под елки-палки, под названием «Ели-пили», однако еда оказалась отвратной, увы. К чести якутян, и макдональдсов у них тоже нет, не долетает оно… J… но все равно - скорее в лес, к дарам природы!!!

В результате самым «вкусным» местом оказалась скромная пирожковая на площади аэропорта, работающая круглосуточно, с очень милыми продавщицами и гостями в виде только что овободившихся заключенных. Там мы  трепались за жизнь, лопали пирожки и пили горячий чай из пластмассовых стаканчиков... Вот если бы Котомурий тоже пил токо чай, то не просрал бы новенький цифровик, который так и не доехал до Лабынкыра…

Я сочла это данью местным Духам – значит,  все у нас будет отлично!

 

 

День, да ночь – сутки прочь... кхе… Ж)) Но вот, наконец, мы загрузились в долгожданный "батон"… а дальнейший наш путь достоин воспевания морщинистым акыном, лениво перебирающим одну струну…

 

Наш проводник по якутским просторам - Влад Николаев 

 

 

* * *

 

…О чем тут можно спеть?

…О том, что мы  на колесах дважды пробороздили почти половину Якутии –  2000 км по раздолбанной дороге на раздолбанной «буханке» и очень устали 8))) О том, как собственными задницами испытали все прелести знаменитой Колымской трассы, и собственными глазами увидели этот необъятный мир… 

 

…О том, как смотрели не с высоты птичьего полета на жизнь  якутян, а заезжали в магазинчики, редкие заправки, в деревни и поселки, радующие самобытной культурой,

видели обычных людей, не подставленных под камеры и не обряженных в экзотические  шкуры. Кругом вовсю шел сенокос и сеностав, сбор ягод и грибов, и народ был поглощен обычной работой и жизнью….

Якуты  -  большая, исполненная самоуважения  нация. А их музыкальному языку могут позавидовать даже французы!  Северные певцы перепевают на свой язык все, что движется, начиная с  модерн токинг… Есть и собственные шедевры.   Не стереотипные завывания а-ля варган&бубен, как многие привыкли думать, а современные и мелодичные, очень красивые песни. Мы полдороги пронеслись под местные шлягеры, пока не накрылась магнитола... :)

Еще мне показалось, что нелюбовь якутов к  москвичам, о которой я наслышана с детства,  несколько преувеличена. Основания, может, и были, но я нигде не заметила неприязни. В Итык-Кюеле хозяин магазинчика,  ни слова не понимающий по-русски, узнав, что я из Москвы, лишился верного прибытка, подарив  на память видео-диск с местной звездой! И собственноручно вывел:

«На память от Александра Старостина».

А поет-то Варя Ларионова… Такие вот русские якуты! J 

Вот угадайте, что сказал Шолохов? :)

Диск, меж прочим, стоит 600 рупий – столица отдыхает…. В Хандыге  пакет сушек грызли за 120 рэ. В общем, цены суровые, как и края. Но цивилизация не дремлет – почти в каждом  поселке есть  тарелки, стоят вышки спутниковой связи, а местами – и мобильной. 

 

 

 

...Споем мы и о том, как  дважды преодолели безумно красивый своей мягкостью хребет Сунтар-Хаята, стояли очарованно на перевалах и прижимах, грызли орешки, пили пиво и таращились на зеленый быстрый Сунтар и далекие волны вершин, дикие и манящие … 

 

“…На Верхней Индигирке находятся самые высокие горы и самые крупные Ледники Северо-Востока, а Индигирка - самая буйная река из всех крупных рек Восточной Якутии и Чукотки. На юге района тянутся вверх горы Сунтар-Хаята, на севере каменными стенами стоят горные цепи Черского. Горы Сунтар-Хаята и цепи Черского соединены между собой высокогорным хребтом Сарычева (он же Тас-Кыстабыт). К западу от последнего раскинулось Яно-Оймяконское нагорье, а к востоку - сглаженные вершины Нерского плоскогорья.

Хребет Сунтар-Хаята служит водоразделом между Индигиркой и реками Охотского и Алданского бассейнов. Самая высокая вершина хребта - Мус-Хая - поднимается на 2959 м над уровнем моря. " *

 

 

 

 

 

…Как тащились по разбитым ухабам, унылым равнинам и красивым долинам,

  ночевали где-то в лесу в палатках, и  дремали прямо в «батоне» на холодном   перевале…

 

 

…Как в темноте переезжали коварно разлившуюся реку Кюбюму, с водой под самый бампер, ползли по неприличным деревянным полуразвалившимся мостам с торчащими гвоздями, и пролетали по приличным бетонным, свежепостроенным… «Колыму» ремонтят полным ходом; правда, иногда этот ремонт в буквальном смысле утекает в песок, а в некоторых местах федеральная трасса по-прежнему напоминает деревенскую колею...

 

 

...Мы ехали днем и ночью, встречая по пути такие же редкие ядренбатоны – настоящие королевы  Якутии (90% всего транспорта вне города – это УАЗ-39ХХ), под нами взрывалось  колесо (тут мне икается, потому что разорвалось оно аккурат подо мной на ходу), но все кончилось хорошо,  местные штурмана имеют крепкие нервы и без двух запасок в путь не выходят…

 

 

…Ступица, из-за которой мы чуть не опоздали на самолет, тоже запомнится надолго. Случайно заметили на заправке, что из пяти стальных шпилек три как корова языком слизнула, причем срезаны подряд.

Дальше ехать категорично нельзя, а время жмет. И началась колбасня с колесом…  Хорошо, у Влада была запасная ступица. О как.

Гайки выпрашивали у проходящих мимо редких машин, и свинчивали  откуда ни попадя… 

 

Как вообще Уазы выдерживают такие чудовищные нагрузки – осталось тайной. Но наше всеобщее уважение к отечественным внедорожникам после поездки выросло в несколько раз. Более ремонтопригодной и с потрясающей подвеской машины, да еще за такие умеренные деньги - придумать трудно.  Набитые чадами и домочадцами, собаками и шмотками, с багажником на крыше, полным тюков – эти грязные, латанные-перелатанные зверюги мчатся, подпрыгивая, по пустынной дороге жизни, единственной нитке, связывающей далекие города и поселки…

Нелишне  отметить, что группой больше семи человек в такой путь пускаться не стоит. Грузопассажирский вариант «буханки» имеет только семь мест, и даже лучше ехать вшестером, чтобы на запасное место класть покупаемую в дороге еду. А рассаживаться на две машины чревато задержками + выльется в копеечку.

 

…Мы  курили бамбук в нервном ожидании паромов… и дважды пересекли бескрайнюю хмурую Лену (ширина русла 9-12 км!) и покладистый Алдан…

 

 

…Мы ехали по добротной, сделанной еще заключенными, гравийной трассе за Алданом, и по офигенному бездорожью в приленской части, мотались в кучах песка, ямах и колдобинах, куковали в лесу, переезжали реки и сухие галечные русла…

 

…поклонились памятному Кресту жертвам ГулаГа (почти вся трасса лежит на костях заключенных), 

…повязали ленточки на священных местах

 

…погуляли в  полностью брошенном после развала СССР поселке, залезали в зияющие окна щитовых домиков и мертвых теплиц, 

 

…любовались на полудикие стада лошадей,

на привычные копны сена на заливных лугах, мерзлотную эрозию почвы, бескрайние лиственничные леса, пестрые закаты, куски наледей, рассветные горы в тумане …

 

В сумерках дорогу нам перелетали влажные совы, перебегали глупые зайцы, ошалелые бурундуки и взрывались веером  куропатки… В дождь местами дорога обваливалась и разбивалась опасными трещинами, и не дай Бог сдуру зарулить к такой драной обочине!... а в сухую погоду  от пылищи  приходилось включать фары…

 

 

…Восемь дней  заняла заброска и выброска под «ключ». Это, конечно, очень много;  но теперь каждый из нас не солжет, сказав, что истоптал  Якутию.  Даже без всякого сплава – настоящий краеведческий марш-бросок!  Собственно, такая заброска была запланирована, как часть большого путешествия по материку.

 

Чистое время дороги меньше, но надо приготовиться к тому, что за рекою Леной жизнь течет неторопливо. Паромы, кроме редких государственных (не успел по расписанию – опоздал!), ходят, когда захотят. Часто они ничего не хотят – хозяин где-то бегает, моторист слушает музон и нежится на солнце.  Хочешь поехать быстрее – плати за весь паром, но и в этом случае не факт, что повезут.  Потому что, как писалось выше, «седые паромщики», в отличие водил,  никуда не спешат и слово «коммерция» воспринимают специфически… J

А забросчик, прежде чем доехать до вас, успеет переделать по дороге массу вещей, потому что когда еще доведется пуститься в столь дальний путь!  Надо выделять аварийный день и на ремонт транспорта – обязательно. Кто бы не повез вас в глубь страны –  это будет такая же буханка, с теми же проблемами.

…Очень живо вспоминается, как машина встала в грязище, стрельнула выхлопом и не пожелала больше заводиться. И на нас навалилась в сумерках мертвая тишина. Время!!!

И тут Влад со свирепым видом  стал выкидывать из салона в болото… все CD-диски. Он раскрывал каждый, что-то бормотал себе под нос, закрывал и .. бац! коробочка со свистом летела в окно, как фанера над парижем.  Когда все диски были выкинуты, неведомый Дух, видимо, насытился, и буханка неожиданно завелась.

 

То,  что мы шли с наполовину работающими тормозами,  я узнала позже. Вот почему батон, скотина,  почти не тормозил! 8))) На обратном пути заглючила рулевая…

Но и это еще не все! Утром нас бодал в дверь не уступивший дорогу бык, а ночью бешеный встречный «козел»  срубил левое зеркало (похоже, мы ему тоже срубили, но никто даже не остановился – в Якутии все спешат, дороги ужасны,  а расстояния огромны…).  Обругав злодея, Влад рассказал нам печальную историю, которая  случилась недавней зимой.  Семейство на машине: супруги и двое детишек отправились перед Новым Годом в гости. Машина на безлюдной  дороге забарахлила и встала.  Несчастные мать с отцом несколько часов пытались остановить проезжающие редкие машины, чтобы спасти хотя бы детей… но никто не остановился! В итоге вся семья замерзла...  Потом, когда  милиция  осматривала машину, внутри был найден список, который вели родители, пока были живы.  Список номеров машин, которые не остановились… По другой легенде, это случилось пять лет назад на Вилюйском тракте. Замерзающий отец семейства вычертил палочкой на сугробах номера проехавших мимо…

Как бы то ни было,  нет дыма без огня!

…Вот почему ваша «буханка» может тормозить у каждой машины на обочине –  на это тоже нужно закладывать время. Как и на вечный ремонт дороги. Днем еще худо-бедно кучи и ямы объезжаешь, 

а в темноте  на  скорости отсыпка плохо видна. Последней сказочной ночью мы буквально взлетели  над кучей песка и гравия, не успев рассмотреть препятствие, но приземлились, к  счастью, на колеса… Народ внутри качался в забытьи, и проснулся только от мощного удара о землю… «ой, что это было?!..» Скорей, скорей!!

 

Неслись мы, помнится, как оглашенные куры,  но в Бестях все равно опоздали.

Последний транспорт через Лену уходит в одиннадцать вечера. А мы примчались на берег почти в двенадцать. И… надо же!!! в полной тьме горит огонек... там что-то еще стояло…!

Это ли не чудо, не Провидение, не ВЕЗУХА!?... J  Значит, приняла и отпустила нас Якутия, почти без потерь, хорошо мы себя вели, стало быть…

…Через двадцать минут здоровенный паром, взяв всего три машины,  лениво отвалил

– не успей мы на него, про отлет в Москву можно было  забыть…

Да-да, батону и его водиле поем мы песню!

 

Но вернемся, однако, в начало путешествия…
…Когда группа пересела на вездеход 52-ух лет от роду – слава «уазика» померкла в лучах новой славы,  нового изумления, и мозг отказывался верить, что мы на ЭТОМ доедем вообще куда-либо…

 

Немного переведем дух после трассы, опрокинем стопочку и продолжим повествование.. J

 

 

* - из повести Л.Попова «Верхняя Индигирка»

 

Читать дальше...

 

 

"Матрас" по-сибирски

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  База треков |  Творчество |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |