Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Александр  Михалев ака Старый Бармалей.

 

Хождение по заторам

 

 

Написанию данного опуса меня подтолкнула полемика, прошедшая на сайте http://wwsafety.ru о преодолении на сплаве ледяных заторов пешим порядком. Хоть я и выразился в категоричной форме, что это смертельно опасно, но всегда найдутся люди преодолевающие затор пешком. Это то же самое, что твердить мотоциклистам, что ездить надо в шлеме, эффект тот же. Знаем, что опасно, но нас минет чаша сия, всегда проносило, авось и сейчас повезет. Так, по крайней мере, хоть кто-нибудь из них, прочитав это, примет необходимые меры безопасности и вдруг да спасет свою или чужую жизнь.

И так, черт вас понес переползти, вместе с судном, через очередной затор. Если вы будете соблюдать хотя б минимально необходимые правила  поведения на реке во время ледохода, то это значительно снизит риск оказаться в аварийной ситуации. Начнем «от печки». Как на реке появляются заторы? Если вы поломаете пару лет голову над этой загадкой, то придете к вполне очевидному выводу – что-то мешает льду плыть по реке. Еще несколько месяцев раздумий обязательно натолкнут вас на мысль, что это могут быть какие-либо препятствия – естественного (мели, камни, завалы, острова и т.д.) или искусственного (опоры мостов, насыпи… утонувшие трактора) характера. В общем, впереди затор. Какого он типа и можно ли его преодолеть? Вот в чем вопрос! Классификатора ледяных заторов мне найти не удалось и посему, я не без оснований сомневаюсь, есть ли такой вообще. Попробуем систематизировать личные, многолетние наблюдения за этим кратковременным чудом природы. Встретившиеся мне заторы можно условно разделить на три вида: а) состоящие из ледяных торосов, т.е. льдин поставленных на попа, б) состоящие из довольно крупных льдин, имеющих в поперечнике десятки метров, в) состоящие из мелкоколотых льдинок и шуги (мокрого снега плавно перекристаллизующегося в лед). Последние, как правило, забивают промежутки между более крупными льдинами и в «одиночку» почти не встречаются, ключевое слово «почти». Кроме этого, затор по своей протяженности может менять характер льдин из которых он состоит. Как его преодолеть? Заторошенный затор практически непреодолим. Мало того, что трудно найти маломальскую опору  для ноги, острые края льдин (особенно на свежих сколах) режут шкуру судна как нож. Даже просто плыть по соседству с льдиной крайне опасно. Так, много лет назад, на Саранской шивере р. Вижай, проплывающая рядом небольшая льдинка лишь слегка коснулась борта моей лодки и разрезала в ней дыру сантиметров в пять. Повезло, берег был метрах в пятнадцати и мы успели, в два байдарочных весла, на него выброситься. Перетащить же надувное и груженое судно через торосы, не повредив его, вообще маловероятно. Так же мало преодолим затор или его участок, состоящий из мелкого льда. Тащить судно невозможно, не на что встать. Грести чрезвычайно тяжело и малоэффективно. Мелкий лед и шуга держат надувное судно как приклеенное. Это связано с тем, что окончания баллонов катамарана имеет очень малый угол наклона к поверхности воды и вместо того, чтоб раздвигать льдинки он их притапливает. В результате судно как бы сидит на снего-ледовой подушке, и перемещаться хочет только вместе с ней. В 2002г во время преодоления затора на р. Вильва наш «Буратино-2» попал на участок состоящий из льдин крупного размера с промежутками между ними до десяти метров забитыми мелким льдом. Если по льдинам катамаран перемещали волоком, то данные промежутки преодолевались следующим способом. Катамаран сталкивался с льдины. Второй гребец занимал штатное место. Первый гребец (я) переносил вес тела на баллон, упирался ногами в край льдины и отталкивался изо всех сил. Как правило, момента инерции хватало для преодоления промежутка между льдинами в две длины корпуса, т.е. метров 7-8. Однако, во время очередного «прыжка» край льдины обломился и  кат встал посреди полыньи забитой шугой. Я оказался за бортом, держась за кормовую ручку. Под слоем шуги, сантиметров в тридцать, было сильное течение затаскивающее меня под катамаран. Самостоятельно выбраться из ледяного плена я не мог и чтоб не тратить сил понапрасну, просто держался за баллон и звал на помощь. Надо заметить, мы шли несколькими судами, и в одиночку в затор я б не пошел. В общем, помощь была оказана своевременно, и единственно о чем я пожалел во время «спасения», что нет на моей одежде хорошей ручки чуть пониже спины, для удобства вытаскивания. Из вышесказанного следует, что преодолевать можно только заторы, состоящие из крупных льдин и лежащих почти горизонтально.

А теперь несколько советов о хождении по реке во время ледохода. Первое – всегда старайтесь идти, как минимум, двумя судами. В крайнем случае притулитесь к чужой команде, ну не прогонят же. Второе – не идите посредине реки, старайтесь держаться выпуклого берега. Там скорость течения ниже, глубина меньше, залесенность берега, как правило, больше. Т.е. там безопаснее и в случае чего – шмыг на берег. В третьих – внимательно наблюдайте, что у вас за кормой. Затор впереди обнаружить гораздо проще, чем тот, что догоняет вас сзади. И крайне опасно оказаться зажатым между заторами! Немедленно выбрасывайтесь на берег или уходите в защищенное место, за остров, мыс, косу, в приток, береговой кустарник, притопленный лес и т.д. Лучший способ преодоления затора – посидеть на бережку, попить чайку, глядишь и затор сошел. Чуть хуже – обнести по берегу, ну и совсем поганый – переться через него пехом.

Теперь о ходьбе по самому затору. Самое главное правило – всегда держитесь за силовой элемент судна! Или за раму, или за ручку. Приткнулись к льдине, слезли с баллона, одна (как минимум) рука держится за кат. Это непреложно и обсуждению не подлежит. Хотите покурить, потянуться… помахать руками, марш обратно на судно и там машите. Судно перемещать только волоком, а не переносить с места на место. Так вы снизите удельное давление на лед, и не будет концентраций напряжения. Двигаться старайтесь по льдинам максимального размера, при этом находящиеся у берега. Очень часто такие просто лежат на берегу или мелководье. Опять же старайтесь идти вдоль выпуклого берега. В случае, если затор пошел прямо под вами, ни в коем случае не поддаваться панике. Всем членам экипажа немедленно занять рабочие места. Сориентироваться в пространстве – куда вас несет, нет ли поблизости укромных мест, куда можно спрятаться, в каком состоянии льдина, на которой вы находитесь. Если она разваливаться не собирается, подтащить катамаран к кромке льдины, держась за судно обеими руками(!), столкнуть на воду, запрыгивая на ходу и двигаться в безопасное место. Не старайтесь развивать большую скорость в надежде побыстрее смыться. Двигаться надо вместе с потоком, чтоб иметь небольшую скорость относительно плывущего льда. Помните об острых краях льдин! Попав в подобную ситуацию на той же Вильве, мы заняли места, согласно штатному расписанию, оценили положение льдины в потоке, не налетит ли она на препятствие, не ударится ли с соседней льдиной, ни разломится под нами? Потом наметили пути выхода из потока в безопасное место (заливчик), и только после этого слезли с ката и спихнули его на воду. Если льдина под вами начала разваливаться, ни в коем случае не покидайте судно. Ждите, пока кат самостоятельно не окажется в воде. Это то же рискованно, но более безопасно чем, если вы с него слезете.

И еще немного о личном снаряжении. Если вы планируете преодолевать заторы (да просто идете весной по реке во время ледохода), то на вас должен быть сухой гидрокостюм. В неопрене там делать нечего. Спасательный жилет из пены или пробки так же оставьте дома. В виду их малого объема, в заторе, они вам не помогут. Надувной спас не менее 20литров, вот что «доктор прописал», лучше 25-30. Материал обшивки спаса – капроновый авизент или на худой конец Кордура 1000. Прочие тряпки об лед быстренько превратятся в лохмотья. Неопреновые перчатки обязательно, в крайнем случае, оденьте тонкие вязанные и сверху хирургические резиновые, иначе при попадании в ледяную воду у вас мгновенно окоченеют руки, и вы потеряете работоспособность.

И помните – жизнь человеку дается только раз и ее надо прожить!

 

Июль, 2007г.

г. Пермь


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |