:


Отчет о водном походе 4 к.с. по маршруту Большой Нимныр – Алдан (Южная Якутия) + путешествие в заповедник «Ленские столбы» совершенном с 17.06. по 07.07.2012 г.

Содержание
  • 1. Общие сведения о районе путешествия
    • 1.1. Географическое положение
    • 1.2. Климат
    • 1.3. Животный мир
    • 1.4. Растительный мир
  • 2. Социо-культурные сведения
    • 2.1. Население
    • 2.2. Транспорт
    • 2.3. Интересные объекты Якутска и его окрестностей
  • 3. Участники похода
  • 4. График движения
  • 5. Дневник похода
  • 6. Смета похода
  • 7. Выводы и рекомендации
1. Общие сведения о районе путешествия:

1.1. Географическое положение.

Общая площадь территории Якутии составляет 3103,2 тыс. км².

Якутия расположена в северо-восточной части Сибири. Граничит на востоке с Чукотским автономным округом, Магаданской областью, на юго-востоке — с Хабаровским краем, на юге — с Амурской областью и Забайкальским краем, на юго-западе — с Иркутской областью, на западе — с Красноярским краем, на севере её естественные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Общая протяжённость морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км.

Более 40 % территории Якутии находится за Северным полярным кругом. Протяжённость республики в с севера на юг — 2500 км, с запада на восток — 2000 км. Самая западная точка — на границе с Красноярским краем (105° в. д.), восточная — на границе с Чукотским автономным округом (165° в. д.), южная — на Становом хребте, на границе с Амурской областью (55°30' с. ш.), северная материковая — на мысе Нордвик (74° с. ш.) и северная островная — на острове Генриетты (77° с. ш.).

Нитка маршрута проходит в Южной Якутии. Весь маршрут находится в таежной зоне на Алданском нагорье.

1.2. Климат

Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Апрель и октябрь в Якутии — зимние месяцы. Максимальная амплитуда средних температур самого холодного месяца — января и самого теплого — июля составляет 70−75 °C. По абсолютной величине минимальной температуры (в восточных горных системах — котловинах, впадинах и других понижениях до −70 °C) и по суммарной продолжительности периода с отрицательной температурой (от 6,5 до 9 месяцев в год) республика не имеет аналогов в Северном полушарии.

1.3. Животный мир.

Якутия входит в таёжно-тундровую зоогеографическую зону с необыкновенно богатой фауной. Здесь обитают: на островной территории — морж, нерпа, тюлень, белый медведь; на континентальной территории — лось, северный олень, кабарга, снежный баран, изюбрь, бурый медведь, волк, а также животные с ценным мехом — рыжая лисица, песец, соболь, горностай, колонок, американская норка и др. Охота на этих зверей всегда имела большое промысловое значение для коренных народов Якутии, а меха начиная с XVII века в больших количествах вывозились в европейскую часть России: сначала в форме ясака, потом — в форме государственных поставок.

В морских, речных и озёрных водоёмах республики насчитывается около 50 видов рыб, преобладающими из которых являются лососёвые и сиговые. На территории Якутии гнездятся более 250 видов птиц. Среди них такие редкие, как розовая чайка, белый и чёрный журавль, кроншнеп-малютка и кречет, занесённые в Международную Красную книгу. В 1993 году Якутия стала членом Всемирного фонда охраны дикой природы (WWF), в рамках которого работает Международная научно-исследовательская станция «Лена-Норденшельд», ведущая биологический мониторинг в одном из наиболее интересных регионов Арктики — дельте реки Лены.

1.4. Растительный мир.

Почти вся континентальная территория Якутии представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты, которая только на крайнем юго-западе переходит в зону её прерывистого распространения. Средняя мощность мёрзлого слоя достигает 300−400 м, а в бассейне реки Вилюй — 1500 м: это максимальное промерзание горных пород на земном шаре. В горах Восточной Якутии 485 ледников общей площадью 413 км² и с запасом пресной воды около 2 тыс. км³.

В тайге преобладает даурская лиственница (85 % лесной площади), также повсеместно распространены сосна, кедровый стланик, ель, берёза, осина, в южных районах — кедр сибирский, в горных — душистый тополь и чозения.

2. Социо-культурные сведения:

2.1. Население.

Население Якутии составляет 949 753 чел. (2009). Удельный вес городского населения — 64,3 % (2002), плотность населения — 0,3 чел./км². Таким образом, плотность населения в Якутии является одной из самых низких среди субъектов Российской Федерации.
Динамика численности населения (в тыс. чел.).

Год

Население

1959 487
1978 842
1989 1049
2002 949
2010 958,3

Национальный состав по результатам переписей населения 1939—2010 годов:

Национальность

1939[11]

1959[12]

1970[13]

1979[14]

1989[15]

2002[16]

2010[17]

Якуты

233 273 (56,5 %)

226 053 (46,4 %)

285 749 (43,0 %)

313 917 (36,9 %)

365 236 (33,4 %)

432 290 (45,5 %)

466 492 (49,9 %)

Русские

146 741 (35,5 %)

215 328 (44,2 %)

314 308 (47,3 %)

429 588 (50,4 %)

550 263 (50,3 %)

390 671 (41,1 %)

353 649 (37,8 %)

Эвенки

10 432 (2,5 %)

9505 (2,0 %)

9097 (1,4 %)

11 584 (1,4 %)

14 428 (1,3 %)

18 232 (1,9 %)

21 008 (2,2 %)

Украинцы

4229 (1,0 %)

12 182 (2,5 %)

20 253 (3,0 %)

46 326 (5,4 %)

77 114 (7,0 %)

34 633 (3,65 %)

20 341 (2,2 %)

Эвены

3133 (0,8 %)

3537 (0,7 %)

6471 (1,0 %)

5763 (0,7 %)

8668 (0,8 %)

11 657 (1,2 %)

15 071 (1,6 %)

Татары

4420 (1,1 %)

5172 (1,1 %)

7678 (1,2 %)

10 976 (1,3 %)

17 478 (1,6 %)

10 768 (1,1 %)

8122 (0,9 %)

2.2. Транспорт.

Бо́льшая часть грузопотока приходится на водный транспорт. В период навигации основными транспортными артериями становятся реки (Лена, с притоками Вилюй и Алдан, Яна, Индигирка, Колыма). В северные районы республики грузы доставляются Северным морским путём.

Развивается автомобильная сеть республики. 25 октября 2008 года официально открыта для круглогодичного движения на всём своём протяжении автодорога федерального значения «Колыма» (Якутск — Магадан). В 2007 году автодорога «Вилюй» (Якутск — Вилюйск — Мирный — Ленск — Усть-Кут — Тулун) включена в список федеральных дорог. Однако фактически такой дороги не существует: участок Ленск — Усть-Кут является зимником, по которому автомобильное сообщение возможно около трёх месяцев в году. В перспективе планируется выход автодороги «Амга» (Якутск — Амга — Усть-Мая) к порту Аян в Хабаровском крае. Также планирутеся строительство круглогодично действующих трасс «Яна» (Хандыга — Батагай — Усть-Куйга) и «Анабар» (Мирный — Удачный — Оленёк — Юрюнг-Хая). В то же время автодорога федерального значения «Лена», которая связывает Якутск с общероссийской автомобильной сетью, требует очень серьёзного ремонта.

Развит воздушный транспорт. В республике действует 23 аэропорта.

Действует участок Амуро-Якутской железнодорожной магистрали Беркакит — Алдан — Томмот. Продолжается строительство участка до посёлка Нижний Бестях (официально открыт в сентябре 2011 года, рабочая загрузка еще не начата), рассматривается возможность строительства совмещённого автомобильного железнодорожного моста через Лену с выходом железной дороги на Якутск, а также продолжения строительства железной дороги на Мому — Магадан. В юго-восточной Якутии также близко к завершению строительство тупиковой железнодорожной линии Улак — Эльга, соединяющей БАМ с Эльгинским угольным месторождением.

2.3. Интересные объекты

Музеи Якутска: Музей мамонта, «Сокровищница», «Царство вечной мерзлоты», Эвенкийский этнокомплекс семьи Атласовых, Музей археологии, Объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Е. М. Ярославского.

Ле́нские столбы́ — геологическое образование и одноимённый природный парк в России, на берегу реки Лены. Находится в Хангаласском улусе Якутии в 104 км от города Покровска. Ленские столбы представляют собой тянущийся на многие километры комплекс вертикально вытянутых скал, причудливо громоздящихся вдоль берега Лены, глубокой долиной прорезающей Приленское плато. Наибольшей плотности столбы достигают между селениями Петровское и Тит-Ары.

3. Участники похода

Ф.И.О.

Год рождения

Туристический опыт

Кривошапко Андрей

1980

Прут (3к.с.), Черемош (3к.с.), Красненькая-Кутсайоки-Тумча (4к.с.), Большая Лаба (3(5) к.с.), Утулик (4 к.с.), Малтан-Бахапча-Колыма (4 к.с.), Хальмер-Ю-Силовая-Яха (4 к.с.)

Дорошенко Павел

1981

Прут(3 к.с.), Красненькая-Кутсайоки-Тумча (4 к.с.), Большая Лаба (3(5) к.с.), Утулик (4 к.с.), Теберда-Большой Зеленчук-Аксаут-Кубань (4 к.с.), Кубань-Большая Лаба-Маруха (4 к.с.), Малтан-Бахапча-Колыма (4 к.с.), Чуя-Катунь (5 к.с.)

Шеховцов Александр

1980

Прут (3к.с.), Черемош (3к.с.), Красненькая-Кутсайоки-Тумча (4к.с.), Большая Лаба (3(5) к.с.), Утулик (4 к.с.), Малтан-Бахапча-Колыма (4 к.с.)

Косоголов Павел

1980

Малтан-Бахапча-Колыма (4 к.с.), Хальмер-Ю-Силовая-Яха (4 к.с.)

Матрук Григорий

1981

Хальмер-Ю-Силовая-Яха (4 к.с.)

Прейгер Евгений

1981

Новичок

4. График движения.

17.06. – 19.06 – Перелет Киев-Москва-Владивосток-Якутск
19.06. – 20.06. – Автомобильная заброска
21.06. – Строительство катамаранов
22.06. – 28.06. – Сплав по Большому Нимныру и Алдану.
29.06. – Дневка возле с. Хатыстыр
30.06. – Дорога в Якутск
01.07. – 07.07. – Посещение музеев и поездка на Ленские столбы


5. Дневник похода.

17.06.

Вылет из Киева в 11.20. Летим рейсом Аэрофлота в Москву. В этот раз нам предстоит длинная цепочка перелетов Москва – Владивосток – Якутск. Чудеса логистики, но так оказывается дешевле. Мало того, остается возможность погулять по Владивостоку, так как между рейсами целый день.

В аэропорту оказалось, что правила приема багажа изменились. Теперь нельзя взвесить весь багаж оптом, а должно быть четко 23 кг на каждого пассажира и 10 кг ручной клади. Перекладываем вещи, чтобы вложиться в нормы, но предсказуемо оказывается два дополнительных места багажа, за которые нам пришлось доплатить по 50$ (когда мы летели обратно, то в Якутске платили по 50 Евро, вот такая несогласованность).

В Москве короткое ожидание в аэропорту и посадка на рейс во Владивосток.

18.06.

Прилетам во Владивосток в 8.35 по местному времени. Аэропорт находится в 40 км от города. Действует автобусное сообщение, так что добраться проблем нет. Едем по новой дороге, местами еще идет строительство. Дорога двухрядная и с отбойниками, почти настоящий автобан, но автобус ползет ужасающе медленно. Наконец-то въезжаем в город, но и тут нет никакого облегчения – пробки не хуже киевских. В середине пути даже мелькнула мысль выйти из автобуса и пойти пешком, но мы стоически терпели и дотерпели до конечной – площадь возле жд вокзала.

Гуляем по Владивостоку. Такое впечатление, что город готовится к празднику (потом оказалось, что вскоре должен был пройти саммит АТЭС) – все строится или перестраивается. Практически открыт мост через бухту (местные говорят, что мост нужен только власти, чтобы проехать из аэропорта на Русский остров, а горожанам им пользоваться совершенно неудобно), на набережной строятся отели, а сам город одна большая стройплощадка.

Гуляем по городу, по набережной. Такое впечатление будто попал в Крым на ЮБК, даже кажется что соседняя сопка очень похожа на Аюдаг. Все впечатление портят огромные танкеры, которые проходят в нескольких километрах от берега – теперь уже больше похоже на Одессу.

Купаемся в океане, потом отдаем должное камчатскому крабу и прочим морским деликатесам в ресторане на набережной, еще немного гуляем, а потом едем обратно в аэропорт (правда половина группы была более выносливой, чем руководитель - гуляла дольше и даже посетила музей подводной лодки). Смена часовых поясов, которая фактически меняет день с ночью, дает о себе знать – очень хочется спать. Мы мучаемся, стараясь уснуть на неудобных креслах в аэропорту, но получается плохо. Наконец объявляют наш рейс, грузимся и тут же засыпаем.

19.06.

Прилетаем в Якутск в 0.25. Видим красивое новое здание аэропорта, но выгружают нас в какой-то сарай – аэропорт еще не открыт. Нас встречает Паша Дорошенко, который прилетел утром. Он уже купил продукты (спасибо ему большое!) и почти полностью освоился в городе. Получаем багаж и идем искать такси, которое заказали еще из Украины (+79142757576). Такси есть, водитель якут, зовут Дима, но вот машина… Совершенно не такая как мы договаривались.

Я просил, чтобы была полноприводная Тойота Хайс с багажником на крыше и подготовленная к езде по бездорожью, а дали нам Тойту Хайс, но без багажника и полного привода, мало того, еще и с разбитой в хлам ходовой. Мы, ругаясь про себя, грузимся в эту микромашинку, если учесть, что рюкзаков огромное количество, то это почти чудо. С подозрением спрашиваем водилу: «Доедем ли?» Он что-то непонятно бурчит в ответ. Позже мы поняли, что ехать этой машиной было ошибкой.

Едем на переправу через Лену. Дело в том, что Якутск с аэропортом находятся на левом берегу реки, а федеральная трасса «Лена» по которой нам предстояло ехать на юг, на правом берегу. Моста через реку, естественно нет. Паромная переправа работает только с 6.00 до 22.00. Хотя, на мой взгляд, это абсолютная глупость, так как улице светло и можно было бы обслужить ту огромную очередь из грузовиков, которая выстраивается в ожидании 6-ти утра. Хорошо хоть паромов несколько штук…

Сама переправа тоже очень забавное место – множество кафе и палаток продающих все что угодно, тусовок водителей, которые общаются про все на свете в ожидании и так далее. Встречаем нашего земляка с Донбасса – Игоря. Пьем пиво и общаемся. Наконец наступает 6 утра и мы заезжаем на паром.

Переправа длится полтора часа, причем паром переправляется не прямо напротив на правый берег, а плывет еще около 10 км вверх по течению в поселок Нижний Бестях в котором стыкуются две федеральных трассы «Лена» Якутск – Невер и «Колыма» Якутск – Магадан. Наконец, мы переправляемся и можем смело двигаться на юг. Нам предстоит проехать около 650 км до пункта назначения (в верховья р. Большой Нимныр).

Сразу за поселком асфальт заканчивается и начинается суровая таежная дорога, не смотря на то что она называется федеральная трасса. Мы настолько устали после перелетов и бессонной ночи на переправе, что засыпаем в машине, хотя трясет очень сильно. Просыпаемся уже в Качикацах, проехали 100 км. Остановка, чай, завтрак и опять землячка, которая держит кафе «Как дома» и тоже из Донецка.

Опять дорога и какое-то время не спится. Водитель рассказывает, что в Качикацах тоже есть переправа, причем там русло уже и переправляться быстрее, а еще по той стороне вся дорога до Якутска асфальтирована. На наш вопрос: «Почему мы не переправились там?» ответ был: «Переправа не работает – берег размыло». Через какое-то время пробиваем поддон и на дорогу начинает капать масло. Дима совершенно без эмоций заклеивает чем-то дырку (чуть ли не жвачкой) и мы едем дальше. Все больше раздражает разбитая ходовая автомобиля, в следствии чего скорость 30-40 км/ч. Еще один фактор который не дает спокойно жить и дышать. Это дорожная пыль, которой покрыто все вокруг от машин и людей до придорожных елей. Нет не так – ПЫЛЬ!!!

Едем до Улуу и снова остановка. Уже едем пять часов, а проехали всего 265 км. Дорога из плохой превратилась в просто ужасную. Пожалуй, участок от Улуу до Верхней Амги самый отвратительный во всей дороге. Нагнали огромное количество строительной техники, но она работает как-то вяло. Не зря этой дороге дали первое место из самых опасных дорог мира. Особенно плохо будет, если пойдут проливные дожди, есть вероятность, что дорожное полотно превратится в болото и транспорт может просто утонуть.

В п. Верхняя Амга обедаем в кафе Таежный. Чебуреки размером с тарелку. Дорога от моста манит асфальтом, а местами есть даже отбойники - просто автомагистраль, но Дима разбивает наш энтузиазм говоря, что это счастье на 20 км. Потом снова грунтовка – стиральная доска.

В Томмоте начинается асфальт и тянется целых 100 км, так что почти похоже на цивилизацию. Целый день мы уже в пути и заканчивается он где-то между Алданом и пос. Большим Нимныром. Спим около трех часов прямо в машине. Сущий ад.

20.06.

Продолжаем путь где-то в 3.00. Проезжаем п. Большой Нимныр и начинаем искать съезд в верховья. Все усложняется тем, что карты у меня старые генштабовские, а пару лет назад тут построили железную дорогу, через которую далеко не везде есть переезды. Съезжаем, вроде бы в подходящем месте, но потом оказывается, что это всего лишь дорога для обслуживания железной дороги. Возвращаемся на трассу. Решаем не искушать судьбу и едем к дороге на пос. Канкунский. Эта дорога хорошо видна на Гугл-картах и мы лелеем надежду, что она не очень сильно отличается от трассы, а самое главное ее преимущество, что через 40 км она пересекает реку Короть, которая является притоком Большого Нимныра.

Вначале дорога кажется более-менее нормального качества, оказывается что ее построили в 1991 году и с тех пор не обслуживали, но мы уже много раз ездили по всяким разным таежным дорогам и думали что и на этот раз проедем. Все оказалось не так просто. Через пять километров мы проехали переезд черед железную дорогу, потом переезд через нефтепровод, про который никто даже не знал, что он существует, а потом приехали к мосту через какой-то ручей. Мост оказался в ужасном состоянии, естественно деревянный, но все же преодолимый.

В этот момент я уже не раз пожалел, что мы не сменили машину еще в Якутске и наш драндулет не умеет преодолевать даже полуметровые броды. Оставалось молиться, чтобы остальные мосты были получше. Второй мост оказался еще хуже первого – в полотне зияли дыры, в которые было видно воду. Пришлось показывать водителю куда ехать, чтобы он колесом не угодил в прореху. Следующим препятствием стала яма в полотне в половину дороги, но мы справились и с ней – просто забросали камнями.

Наконец на 18-м километре дороги мы приехали к реке, через которую не было моста. Это было фиаско. Машина не могла преодолеть брод, а пешком идти еще 22 км мы просто не успевали по ходовым дням, так как Паше Дорошенко к 02.07. нужно было быть на работе. Уезжать обратно в п. Большой Нимныр не хотелось, так как мы теряли 60 км маршрута и интересное верхнее ущелье с 2-мя порогами 5 к.с. Долго думали, что делать и тут Дима вспомнил, что в далеком 1991 году он тут ездил и вроде бы в километре должно быть стойбище оленеводов, которые на оленях могут довезти нас до места.

Тут же нашлись добровольцы, которые вызвались искать оленеводов (Дорошенко и Прейгер), остальные члены команды остались ждать результата. На улице припустил дождь и в наших душах поселилось уныние - было обидно начинать поход с неудачи. Тут наше внимание привлек рокот мотора – к берегу подъехал Митсубиси Паджеро. Из-за руля выскочил человек средних лет и начал осматривать реку на предмет брода.

Я решил, что он наше спасение и отправился на переговоры. Человек сразу повел себя странно, он явно не хотел нам помогать и находил любые причины будь то малая вместимость автомобиля или чрезмерная его загрузка, а так же отсутствие времени. На все мои доводы, что мы заплатим, что часть группы может пойти пешком, что он наша последняя надежда, человек только морщился. Потом сказал, что покажет нам брод, переехал реку, махнул нам рукой и был таков. Вот такая таежная взаимопомощь… Якут Дима язвительно заметил, что это наш соотечественник, на что мы ответили, что это его соотечественник, а с такими случаями в Украине мы не сталкивались никогда – многие даже бесплатно помогали.

Оставалась надежда на оленеводов. Она рассыпалась через полчаса, когда вернулись наши добровольцы. Оказалось, что никакого стойбища нет и ребята промокли до нитки из-за проливного дождя. Оставалось вернуться на трассу и искать какой-то нормальный автомобиль. Все приуныли и наше горе транспортное средство двинулось обратно время от времени останавливаясь, так как у него отпадала запаска прикрученная снизу.

В районе первого моста случилось чудо и мы встретили микроавтобус, который стоял посреди дороги. Его не было еще три часа назад (вторая машина за полдня на разрушенной дороге, чем не чудо?). Я подошел и увидел двух спящих людей внутри. Меня удивила их реакция, когда я постучал в окно. Это было крайнее удивление и вопрос: «Где мы?» Когда я объяснил где они, то ответ был такой: «Ни хрена себе мы дали, как можно было сюда заехать – ведь у нас машина низкая». Это была правда – машина действительно была низкая.

Снова была неудача – люди невменяемые и ехать дальше отказывались, впрочем, совершенно справедливо, так как их машина брод тоже не преодолела бы. Мы двинулись обратно и Паша Косоголов сказал, что может быть хватит попыток прорваться, а то ангел-хранитель уже устал, ведь если считать сначала (плохая машина, не туда съехали, нет моста, водитель Паджеро и странный бус), то было уже пять попыток не пустить нас в верховья. Может не зря? Я еще капризничал и хотел искать грузовик на трассе, чтобы заброситься, но тут случился шестой знак. Мы подъезжали к нефтепроводу и нам навстречу ехал большой красивый внедорожник. Я уже потирал руки в предвкушении простого решения, но судьба была неумолима - в 30 метрах от нас этот автомобиль свернул с дороги и поехал вдоль нефтепровода.

Облом. После этого я поверил, что уже достаточно и мы двинулись в поселок. Ехать нам предстояло около 50 км обратно на север. Это время измученная команда потратила, чтобы поспать.

Дима выгрузил нас напротив поселка и уехал, наверное, ругаясь на нас за такую заброску. Мы же поставили лагерь, приготовили ужин и легли спать. Ночью пошел дождь, который не хотел прекращаться утром и этим изрядно портил нам настроение. 

21.06.

Строимся. Рамы для катамаранов как всегда в этом климате делаются из лиственницы. Команда время от времени бегает в поселок в магазин, пользуясь последней возможностью что-нибудь купить, так как следующий магазин будет только через 250 км ниже по течению. Погода портится, временами идет дождь. Холодно. Мы дома смотрели прогноз погоды – было +30С в Алдане, а тут больше, чем +15С не поднимается, а вечером падает до +8С. Оказалось, что все ждали жары, а тут холод. К вечеру заканчиваем строительство и с чувством выполненного долга ложимся спать.


22.06.

С утра снова дождь. Ужинаем под тентом, морщась, натягиваем гидрокостюмы и, наконец, выходим. Через пару километров после автомобильного моста проходим железнодорожный мост и постепенно входим в нижнее ущелье. То краткое описание, которое нам удалось найти, гласит, что ущелье тянется на 50 км и содержит около 70 препятствий. На деле примерно так и оказалось. Пороги идут один за другим, постепенно набирая силу и мощь. В нашем случае уровень воды был выше среднего и сплав был достаточно спортивным. Пороги затяжные по 200-300 метров, иногда до 500 м. Образованы они огромными каменными осыпями с размером камней от 2 на 2 метра и более. Выделить какие-то именные пороги у нас толком не получилось, так как не было нормальной лоции, а просматривать каждый порог не было ни времени, ни желания, тем более, если бы появилось что-нибудь по настоящему серьезное, то можно было бы аварийно зачалиться. Впрочем, всегда возможны неожиданности на воде, примером тому памятная табличка за одним из более серьезных порогов (ориентир отвесная правая стенка, чуть ли не единственная на маршруте, правда, видимая уже практически при заходе в порог). Порог мы оценили в 4 к.с.

В ущелье, на наш взгляд, хороша тактика страховки с воды, так чтобы экипажи шли от сильного к более слабому, так как страховка с берега в виду неочевидности ключевых мест, неактуальна.

За этот день мы прошли 27 км под проливным дождем. Иногда он, правда, прерывался и просто моросил, как осенью. Словом тайга встретила нас непогодой. В условиях все поднимающейся воды, хариус ловился слабо и не системно. Правда и ловили мы его так же…

Остановились на ночевку на песочном пляже прямо под вековыми лиственницами, кору которых содрал особенно сильный ледоход. На маршруте мы еще часто будем видеть работу весеннего льда и удивляться насколько может быть высоким уровень воды.

На ужин дождь утих и мы спокойно заснули. Температура упала до +6С.

23.06.

Утром дождь припускает с новой силой. Мы вяло собираемся и выходим к 12.00. Холодно, сыро и противно. Продолжается вчерашняя история, только пороги все усложняются. Больше становится мест которым смело можно давать 4 к.с. Река расслабиться не дает совершенно. Пороги через каждые 100-200 метров. Иногда останавливаемся фотографировать, но получается плохо из-за дождя и трясущихся от холода рук (небольшое преувеличение, но только небольшое). Через 20-23 км ущелье заканчивается (примерно в том месте где на карте указана вездеходная дорога). Начинается 15 км. плес до последних нескольких порогов (обозначены на карте штришками) и единственного выделенного нами порога «Крайний».

Идем, высматривая геологическую базу, обозначенную на карте или хотя бы какие-то развалины. Ничего нет и в помине. Плес расслабляет. Дождь закончился и на душе хорошо. Река несет довольно быстро, а вода все пребывает. Температура, впрочем совсем, не летняя 10С – 12С – в гидрокостюмах очень комфортно.

Проходим устье Хардагаса. В устье хорошая ночевка, но мы не сделали дневную норму и по этому идем дальше. Перед «Крайним» есть еще несколько ступенек порогов все увеличивающейся сложности. Сам «Крайний» находится на плавном левом повороте и с воды хорошо видно, что дальше что-то посерьезнее (больше уклон и сужение реки). Впрочем, технически особенно сложного ничего не оказалось. Просто мощная бочка между двумя крупными булыганами. Порог мы оценили в нашу воду 4+…5-. (Потом нас пугали таежники, что Большой Нимныр регулярно топит туристов раз в два-три года и особенно часто это происходит в «Крайнем»)

Все экипажи прошли без килей. Была страховка с воды и с берега.  

Становимся на стоянку в 300 метрах ниже «Крайнего» в устье Томмота. На правом берегу Томмота есть плохенькая избушка, которую с воды не видно. На вытоптанной полянке возле нее, мы с удовольствием разместили две палатки. Ребята наловили немного рыбы, так что удалось сделать уху.

Вечером снова напускает мелкий дождик и мы решаем, что солнца тут не бывает.

24.06.

Выходим в 11.30. Только погрузились на катамараны снова идет дождь. Пороги закончились, но река бежит с хорошей скоростью. Идем быстро, но все время в дожде. Видели оленя, который нас совершенно не боялся. Местами попадаются красивые останцы, напоминающие крепостные стены и башни. Медитативный сплав. Правда, когда пришло время искать стоянку, то оказалось что стоянок нет. То есть совсем нет. Есть только склоны и все.

Идем в тумане. Часто останавливаемся, так как нам кажется, что вот там есть более или менее ровная стоянка, но ожидания обмануты – только огромный курумник, слегка прикрытый травой. Вода все пребывает и пребывает, а дождь не останавливается. Думаем, что придется спать на катамаранах, но тут на очередной горке вроде бы есть пара полочек.

Оказывается, что полочки то есть, но там сплошные камни, так что спать на этом нельзя. Тут Паша Дорошенко придумывает гениальную идею. Он идет в тайгу и приносит охапку мха в полметра толщиной. Мы спасены – можно сделать матрац из мха. Так и происходит – сегодня спим, как на диване. Ребята находят ревень и варят из него чай и компот. Забавно, но я никогда до этого не знал, что такое растение можно употреблять в пищу. Еще на этой поляне было много дикого лука.

Ночью снова идет дождь и утром с трудом удается вылезти из палатки, кажется что весь мир состоит из дождя.

   

25.06. 

Все утро дождь. Сборы под дождем. Выходим слегка злые, раздраженные и уже немного подзаболевшие. Холодно, как в ноябре в Украине. Через 10 км Нимныр впадает в Алдан. На левом берегу избушка в которой живет Алексей. Оказалось, что очень общительный и душевный человек. Рассказал нам про то, что внизу возле пос. Тобук, построили нефтепровод и ленок теперь не поднимается выше, про то что железная дорога плоха тем, что уменьшается количество дичи и т.д. Порадовал нас таежными байками про лосей и оленей. Видно было, что ему скучно тут одному, но что делать работа такая. Он казался просто смотрителем чьего-то домика. Еще мы спрашивали Алексея где можно купить оленины, на что он сказал, что если у кого и будет, то угостят просто так – в тайге не принято продавать за деньги. Потом посоветовал остановиться в брошенном поселке Перекатный. Там на лето приезжает его друг, то вот у него может быть.

Идем вниз по Алдану. Алдан большая мощная река, хотя еще сохраняющая стремительное течение. Воды еще больше, чем в Нимныре. Оказалось, что уровень воды, как весной, но за неделю до того мы приехали было +35С и малая вода. Вот такие вот капризы природы.

В трех километрах ниже устья Нимныра на левом берегу прекрасный домик с баней. Все чистенько и культурно. Нам очень хотелось остаться, но дневная норма сплава была еще не выполнена и хмуро смотрящая из под лба команда погрузилась на суда и отправилась дальше.

Видели медвежонка на пляже. Он был такой забавный, но все понимали, что где-то рядом большая и сердитая мама.

Сегодня прошли 40 км и стали на высоком правом берегу.

26.06.

Вода все пребывает, видимо в верховьях продолжаются проливные дожди. Утром проснулись, а река скрыта туманом, как будто мы стоим на краю обрыва где-то в горах и видим облака сверху.

Выходим и снова начинается дождь, причем это уже не затяжной осенний дождь, а почти тропический ливень. Он настолько сильно поливает все вокруг, то не видно и на 10 метров вперед. К счастью этот апокалипсис продолжается недолго.

Через несколько километров от стоянки подплываем к пристани бывшего поселка Перекатный, если можно так назвать пару покосившихся сараев и пару моторных лодок. Парковка происходит под проливным дождем и остальные катамараны не понимают, что это уже поселок их проносит дальше. Остаемся мы с Пашей Дорошенко. До поселка идти 4 км по довольно хорошо разъезженной дороге. В двух километрах, нам встречается заброшенная шахта по добыче горного хрусталя. Узкоколейка, отвалы породы, заваленная штольня – все почти как в «Пикнике на обочине». Немного лазим по этим руинам и идем дальше. Собираем по дороге обломки хрусталя разного качества и величины, но непременно шестигранной формы, как карандаши. Забавно, что теперь эти кристаллы, только гораздо лучшего качества, выращивают в лабораториях, а не добывают в шахтах. 

Поселок оказался очень интересным. Часть домов, видимо используется жителями Алдана и Томмота, как летние дачи. Часть заброшена и разрушена. Была школа, котельная – все в руинах, а вот фельдшерский пункт и сберкасса с еще советской символикой (находились в одном здании) сохранились и на дверях висит огромный замок.

Все дома нас поразили тем, что выглядят как новые. Даже руины выглядят как стройка. Бревна чем-то пропитаны таким, что не гниют и не теряют естественный цвет дерева. Нам даже показалось, что поселок оставлен недавно, хотя реально это произошло лет двадцать или даже больше тому назад.

Нужного нам человека с возможной олениной не оказалось дома. То есть дом был, вполне жилой, собаки бегают, музыка из преемника орет, а самого его нет. Мы его с Пашей прождали полчаса и двинулись ни с чем в обратный путь. Пришли на пляж, погрузились и стали догонять наших ребят. Оказалось, что ушли они не далеко – остановились в устье Чомполо в 4 км ниже по течению возле отличного домика.

Обедаем и наблюдаем, как мимо нас проплывают моторные лодки охотников и рыбаков. Река тут вообще уже похожа на трассу – воды много и транспорта тоже, хотя до жилья еще 60 км. Люди выезжают на мощных моторных лодках на охоту и рыбалку, тем более, что домики (правда, разного качества) построены в устье почти каждого более-менее значительного притока.  

Встречаем группу «матрасников». Трое мужиков из Новосибирска плывут на огромном катамаране, с установленной на нем палаткой, причем идут они не просто по течению, а их везет гид на моторной лодке. Разговорились. Оказалось, что гид родом из Днепродзержинска, но уже 17 лет живет в Нерюнгри. Вот такой вот странный отдых.

Вечером снова опускается сильный туман. Мы даже боимся, что можем потерять друг друга и время от времени перекрикиваемся. Останавливаемся на ночевку в устье Умулуна. Опять припускает дождь.

27.06.

Вода поднялась на полметра. Течение еще больше усилилось, мало того еще и попутный ветер. У кого-то в голове возникает гениальная идея – поставить парус. Для этого дела сгодился тент от дождя. Получилось довольно забавно и в то же время практично. Мы соединяем все три катамарана вместе и идем по течению под парусом. В пиковые моменты скорость достигает 12 км/ч. Так с шутками, прибаутками идет до обеда и решаем делать перекус на воде, раз уж ветер попутный и течение несет.  Все получилось очень даже хорошо.

На одном из правых поворотов реки, замечаем большую наледь, которая подходит прямо к реке. Причаливаем и забавляемся как дети – катаемся с горки, играем в снежки купаемся под душем из талой воды. Все люди, вероятно до самой смерти, остаются в душе детьми.

За 12 км до пос. Тобук проходит нефтепровод. Огромное количество техники. Вся тайга разворочена и ведутся еще непонятные строительные работы. Цивилизация, одним словом. Грустное это зрелище…

Становимся в 2 км от нефтепровода на правом берегу напротив огромных скальных выходов. Они мне почему-то напомнили фильмы про Колорадо.

28.06.

Первый день пасмурно, но дождь не идет. Идем не напрягаясь и даже впав в некое подобие медитации. Осматриваем красоты и незаметно приплываем к пос. Тобук. Оказалось, что это просто дачи. Магазина нет, сообщения с внешним миром тоже. То есть, если очень срочно нужно будет, то может кто-то из дачников и отвезет, а какого либо другого способа уехать нет.

Удивило наличие островерхих домиков, очень сильно напоминающих карпатскую архитектуру. Может быть их хозяева из тех мест и скучают по родине? Проплываем и любуемся, а еще вспоминаем наши студенческие походы в Карпаты. Хорошо.

Уже возле пос. Хатыстыр нас догоняют эвенки и спрашивают, не мы ли это из Украины и искали оленину. Оказалось, что слух уже прошел по всей реке, что идут тут такие из Украины и хотят оленины. Забавно. Оказалось, что оленины у эвенков нет, но есть только что убитый лось. Произвели обмен прямо на воде. Они нам несколько килограмм мяса и печени, а мы им спиннинг (удочку) и блесну.

В предвкушении вечернего пира, останавливаемся в 1 км выше поселка. Сушим вещи – первый раз за неделю солнце.

Через пару часов снова пришли эвенки (одного зовут Петро, другого Далистан) принесли мороженого ленка, а мы им отдали катушку от спиннинга. Разговорились. Оказалось, что Хатыстыр эвенкийское, а не якутское село. Живет около 3000 человек, многие работают где-то не в селе – на просеке для газопровода, в городах, еще где-то, а домой приезжают только время от времени. Часто кормит тайга – мясо, рыба. Вот, говорят, сохатого завалили – положим в морозилку, будем потом понемногу есть. Потом, говорят, мол вы не переживайте мы не пьем, а то есть такие – придут и сидят пока им не нальют, так вы их гоните. Вот такая суровая правда жизни – кто не пьет, тот нормально живет.

Вскоре эвенки ушли, а мы стали пировать – жареная печень на решетке, шашлыки из сохатого, паштет из печени. Словом перепробовали все, что можно из мяса. Естественно сбегали в поселок за пивом и попутно договорились, чтобы Пашу Дорошенко завтра забрала машина хлебовозка, идущая до Алдана. Ему 01.07. улетать, а еще нужно добраться до Якутска.

Поселок вызывает удивление. Все дома деревянные, но в то же время окна пластиковые, а крыши часто из металлочерепицы. В каждом дворе стоит баня, а через один двор – припаркованы огромные японские внедорожники, непременно с правым рулем.  В селе есть школа, больница, небольшой стадион с футбольным и волейбольным полем, библиотека с интернетом, пекарня, которая печет замечательные булочки и хлеб (везет их в г. Алдан, что удивило нас всех), а также множество магазинов (около 15 штук!). Еще мы насчитали три или четыре судна на воздушной подушке. Вот это цивилизация, не чета пропитым селам центральной России. Воистину, кто не пьет, тот живет хорошо.

Еще повсеместно гуляют маленькие якутские лошадки, причем не видно, чтобы их кто-то пас. Может быть они сами находят дорогу домой?

Мы вернулись на поляну, выпили пива, наелись мяса и легли спать.

29.06.

Отправили Пашу в хлебовозке и начали узнавать, как выбираться самим. Оказалось, что регулярного сообщения с миром поселок не имеет, то есть уехать на каком-то автобусе нельзя, зато доска объявлений пестрит надписями типа «Увезу в Якутск 29.06. Возьму одного» и так далее, но нашу проблему выезда это не решало. Нужно было найти микроавтобус, который увез бы пятерых туристов и вещи. В селе такого не оказалось, правда, местные нам здорово помогли и дали телефон человека из Алдана, который готов был нас отвезти (Евгений +79241670434). У него был УАЗ «Буханка» в довольно хорошем состоянии. Выброска в Якутск обошлась нам в 15000 р. Мобильной связи в селе нет, по этому звоним из местной сельской администрации (называется «Наслег»).

Сушим катамараны, пакуемся и продолжаем пировать. Саша приготовил замечательную уху из голов ленка, а саму рыбу пожарил. Матрасничаем, пьем пиво и травим байки.

30.06. 

Выезд в 11.00. Все собрано и упаковано в машину. Ехать после несчастной Тойты Хайс одно удовольствие. Женя не тормозит на выбоинах и едет уверенно 70-80 км в час, а на самых печальных участках 50 км/ч. Дорога до Нижнего Куранаха плохая грунтовочка. Из Куранаха в Алдан ходят маршрутки и вообще это вполне уже цивилизация – несколько пятиэтажек, магазины и мобильная связь (МТС кажется). Дальше идет асфальт до Томмота. В Томмоте перекусываем в придорожном кафе и едем дальше.

Довольно быстро доезжаем до Качикацев (мы добрались туда около 22.00, т.е. дорога в 450 км. заняла около 11 часов). Переправа уже работает и мы за 45 минут переправляемся на тот берег. Еще остается 120 км до Якутска, но уже по асфальту.

Приезжаем в Якутск и понимаем, что не знаем где поселиться. Женя везет нас на автовокзал. Саша находит там объявление о сдаче квартиры и мы селимся на ул. Рыдзинского. Что интересно, квартира нам обходится всего 1000 р. в день. На пятерых.

Наслаждаемся горячей водой и ложимся спать.

01.07.

Гуляем по Якутску. Город очень впечатляет огромным количеством новых зданий. Сейчас все строится под лозунгом «Успеть к открытию олимпиады!» Дело в том, что оказывается один раз в четыре года, тут проходит детская олимпиада «Дети Азии». Вот как раз в 2012 она и проходит. Открытие намечено на 05.07.

Посещаем краеведческий музей им. Ярославского и с удивлением узнаем, что весь цвет общества в конце ХІХ века отбывал ссылку в Якутске. Словом, очень забавно складывается судьба у людей. Музей оставил очень хорошее впечатление – интересные экспонаты и сама экспозиция.

Гуляем по деревянному кварталу в центре Якутска. Заходим в антикварную лавку – очень много сувениров ручной работы. Кому-то умному пришла идея в голову восстановить дома из дерева, так как они были построены в позапрошлом веке. В целом очень забавно видеть, например, отделение банка в деревянном доме. В этом же самом квартале находится паб «Дикая утка», там очень вкусное живое пиво, так что рекомендую.
Фотографируем все подряд и почему-то радостно за Якутию. Видно, что тут вкладывают деньги в город, а не так как, например, в Магадане или Воркуте – все потихоньку разваливается. Хотя, конечно, дороги здесь, как и везде на севере просто ужас. Радуют очень вежливые водители, что совсем не часто встретишь в азиатских странах.

Обязательно рекомендуем зайти на рынок, в рыбный и мясной отдел. Вся рыба Якутии продается здесь. В этот день, мы правда купили рыбу в магазине (ряпушку и омуля), но на рынке еще лучше.

За день находились так, что даже пиво вечером пилось не так легко, хотя и было оно с вкусной рыбой.

02.07.

Ищем возможность, как попасть на Ленские столбы. Оказалось, что это довольно большая проблема. Можно, конечно, просто купить себе путевку на теплоходе, который ходит из порта, но как-то это не спортивно и довольно дорого. С питанием на одного человека выходит около 10000 р. И что самое главное на столбах теплоход будет несколько часов, а остальное время пьянка в каюте -  не интересно.

Обходив все турагентства, речной порт и посоветовавшись с местными, выбираем оптимальный вариант – нанять машину до пос. Еланка, а оттуда уже нанять лодку и проплыть оставшиеся 40 км. Оказалось, что расход топлива у моторной лодки гораздо больше, чем у автомобиля (около 40 л/100 км), так что нанять лодку стоит намного дороже, чем машину.

Едем на 5 км Вилюйского шоссе в «Царство вечной мерзлоты» - это выставка ледяных скульптур в тоннелях, прорытых в горе, где минус сохраняется весь год. Вечная мерзлота – замечательный холодильник. Внутри очень красиво – скульптуры подсвечены разноцветными фонарями и кажется, что попал в сказку про Снежную Королеву. Скульптуры на очень разную тематику от якутских народных сказок до копии президентского кабинета, а еще нас впечатлила ледяная горка с которой можно спуститься.

Рядом с «Царством» находится эвенкийский этнокомплекс семьи Атласовых. Правда, в нашем случае, тут проходила реконструкция, но мы все равно погуляли немного. Тут же недалеко есть отличный ресторан с национальной кухней «Чочур Муран». Ресторан имеет три этажа и является одновременно музеем, где выставлены предметы быта коренных народов, различные трофеи охотников и рыбаков, а так же всевозможные предметы старины. Кормят вкусно и экспонаты отличные – рекомендуем.

03.07.

Утром выезжаем в пос. Еланку (хотя заранее мы об этом еще не знали, водитель обещал довезти нас до какой-то базы, откуда ходят лодки в заповедник). Машину нанимаем прямо возле автовокзала.

Дорога по г. Мохсоголоха асфальт (около 120 км.), а дальше идет плохенькая грунтовочка. Водитель привозит нас на базу, а там оказывается, что до столбов еще 80 км. Мы возмущены и он вынужден везти нас в Еланку. Еланка оказалась дачным поселком, причем какое-то время назад все уехали, а теперь опять возвращаются. Машина довозит нас до кафе «Быйан». Возле этого кафе центр цивилизации – пристань лодок, оставляют машины, стоят палатки для желающих переночевать и так далее. Владелица кафе Оксана очень милая и приятная женщина, она помогла нам найти лодку, которая отвезет нас до самого заповедника. Лодка принадлежит Максиму (+79143000065). Он живет в селе Тиит-Аары. Это на 20 км выше по течению, но приезжает забирать туристов.

Обедаем, а потом грузимся в лодку. Весело (под песни якутских исполнителей, которые орут из динамиков лодки) и задорно плывем вверх по течению. До столбов около 40 км. Это расстояние мы преодолеваем минут за 40.
Сам заповедник это более-менее ровная поляна между вздымающихся вокруг стен Ленских столбов, на которой пристроились три домика. Два из трех это домики администрации, а один сдается в аренду, если кто хочет пожить. В домиках администрации живут гиды (такие себе пионервожатые)  и начальник лагеря (суровая женщина лет сорока пяти). Еще имеется место проведения шаманского обряда и обустроенная тропа по которой можно подняться на вершину прибрежных скал.

На нашу просьбу пожить рядом с домиками в палатке все реагируют странно, типа не положено, хотя потом разрешают, но по 160 р. с носа за день проживания. Нас вполне устраивает эта небольшая цена и мы разбиваем лагерь.

Любуемся видами, гуляем. Вечером я ложусь спать, а ребята идут налаживать контакты с пионервожатыми. Готовят вместе блинчики со сгущенкой и ужинают. Даже никакого алкоголя.   

04.07.

Гуляем, играем в преферанс и матрасничаем. Григорий готовит плов. Словом, отдыхаем, как только можем. Вечером Паша решил половить рыбы и оказалось, что здесь она даже ловиться. Принес две большие щуки. Так что мы еще отведали замечательной ухи и жареной рыбы.

Вода еще больше поднялась. Прямо половодье какое-то. Так еще пару метров и домики смоет. Местные говорят, что в такую воду рыба ловится плохо, а вот когда вода малая, то без рыбы рыбаки не возвращаются. Вот такая сибирская река Лена.

05.07.

Доедаем и доигрываем пулю, потом собираемся. В 16.00 за нами приплывает Максим и отвозит обратно в Еланку. Там нас уже ждет Оксана, которой нужно в Якутск и она нас тоже отвезет. Приезжаем в квартиру очень уставшие. Уже хочется домой.

06.07.

Продолжаем посещать музеи. Идем в музей Мамонта, смотрим замороженную тушу носорога, которой уже 30000 лет. Очень впечатляет. В этом же здании находится музей археологии. Заходим и туда за одно. Тоже очень интересно, оказывается на территории Якутии живут пять коренных народов – якуты, эвены, эвенки, долганы и юкагиры. Все они отличаются друг от друга и являются представителями разных волн миграций племен.

Нам удается попасть в музей-сокровищницу. Это режимный объект в котором хранится огромное количество драгоценностей и произведений искусства якутских мастеров. Ходим с открытыми ртами. Тут и резьба на бивнях мамонта, и огромные алмазы, и картины камнерезов, и всевозможные исторические произведения искусства. Одним словом будете в Якутске – обязательно зайдите.

Продолжаем гулять по Якутску, а вечером уставшие идем в китайский ресторан, а часть группы посещает концерт фолк-музыки. Культурная программа полным ходом.

Приезжаем в квартиру и собираемся. Скоро вылет.

07.07.

Вылетаем с вновь открытого терминала аэропорта. Пока мы были в тайге, успели доделать новое вполне современное здание. Вот только персонал еще путается что к чему. Билеты нам оформляли полтора часа -  не знали как поступить с таким количеством пересадок. Нас потом ловили во Владивостоке и в Москве, что-то постоянно переделывали.                  

Слава Богу, все закончилось успешно и мы счастливые и довольные вернулись домой.



6. Смета похода

Авиабилет Киев-Москва-Владивосток-Якутск – 715$ (На одного участника)
Продукты – около 100$ (На одного участника)
Аренда автомобиля Якутск – верховья Нимныра – пос. Б. Нимныр – 645$ (всего)
Аренда автомобиля пос. Хатыстыр – Якутск – 500$ (всего)
Аренда квартиры в Якутске 35$ (сутки)
Аренда автомобиля до пос. Еланка 165$ (всего)
Аренда лодки до Ленских столбов и обратно – 20$ (На одного участника)

7. Выводы и рекомендации.

Поход будет интересен тем, кто хочет совместить динамичный сплав с медитативными участками. Безусловно, интересно побывать в верховьях и посетить вернее ущелье. Главное не повторять наших ошибок с заброской. В будущем, когда железная дорога будет работать, возможно, будет иметь смысл ехать на поезде до Алдана, а там уже искать машину. Еще есть вариант прилететь в Нерюнгри и сэкономить время на автомобильной заброске, но рейсы в Нерюнгри не регулярны и часто гораздо дороже, чем в Якутск.
Хотя факторы о которых мы не знали, например, наличие нефтепровода слегка нивелируют радость от общения с дикой природой, все равно еще остается определенная автономность района, что не может не радовать.
Из плюсов можно добавить небольшое количество кровососущих, незахоженность туристами, доброжелательное отношение местных жителей.
Из минусов, длинная выброска по Алдану, составляющая половину маршрута, короткий (около 70 км), хотя и динамичный, участок спортивного сплава (минус за то что короткий, а не за сами пороги).      



Адрес для тех у кого возникли вопросы: Snusmumrick@i.ua                                    Кривошапко А.В.

Фоторепортаж

pic pic
Фото 1. Аэропорт Владивосток Фото 2. Жд вокзал
pic pic
Фото 3. Старый Город Фото 4. Набережная
pic pic
Фото 5. Набережная Фото 6. Краб
pic pic
Фото 7. Мост через пролив Фото 8. Переправа ночью
pic pic
Фото 9. На пароме Фото 10. Великая Лена
pic pic
Фото 11. Мысли о вечном Фото 12. На правом берегу
pic pic
Фото 13. Начало пути по трассе Фото 14. Дорога
pic pic
Фото 15. Чудо Фото 16. Пыль и жара
pic pic
Фото 17. Пробили поддон Фото 18. Кафе по дороге
pic pic
Фото 19. Верхняя Амга Фото 20. Огромные чебуреки
pic pic
Фото 21. Чудо-дорога Фото 22. Дорога на Канкунский
pic pic
Фото 23. Мост 1 Фото 24. Мост 2
pic pic
Фото 25. Погнули диск Фото 26. Непреодолимое препятствие
pic pic
Фото 27. пос. Большой Нимныр Фото 28. р. Большой Нимныр с моста
pic pic
Фото 29. Завтрак перед началом сплава Фото 30. Бравая команда
pic pic
Фото 31. Наконец-то на воде Фото 32. Первые шиверки
pic pic
Фото 33. Порог в ущелье Фото 34. Первая 4-ка
pic pic
Фото 35. Прошли без просмотра Фото 36. Остановились и поклонились
pic pic
Фото 37. Уютный лагерь Фото 38. Очередной порог
pic pic
Фото 39. Очередной порог Фото 40. Новички на сплаве
pic pic
Фото 41. Хороший порог Фото 42. Типичные берега в ущелье
pic pic
Фото 43. Лилии Фото 44. Тайга
pic pic
Фото 45. Пороги Фото 46. Пороги
pic pic
Фото 47. Пороги Фото 48. Пороги
pic pic
Фото 49. После дождя Фото 50. Плес перед пор. Крайний
pic pic
Фото 51. пор. Крайний Фото 52. пор. Крайний
pic pic
Фото 53. пор. Крайний Фото 54. пор. Крайний
pic pic
Фото 55. стоянка в устье Томмота Фото 56. Разложились
pic pic
Фото 57. Следы ледохода Фото 58. Цветы
pic pic
Фото 59. Тайга Фото 60. Вечереет
pic pic
Фото 61. Закат Фото 62. Закат
pic pic
Фото 63. Стоянка на косогоре Фото 64. Красота
pic pic
Фото 65. На матрасе Фото 66. Сердце
pic pic
Фото 67. Ручей возле скалы Фото 68. Рыбак
pic pic
Фото 69. В тумане Фото 70. Туман крепчал
pic pic
Фото 71. Так не долго и потеряться Фото 72. Типичная погода
pic pic
Фото 73. Останцы Фото 74. Устье Нимныра
pic pic
Фото 75. Домик в устье Фото 76. Хозяин домика
pic pic
Фото 77. Баня снаружи Фото 78. Перекус за столом
pic pic
Фото 79. Баня внутри/td> Фото 80. Охотники
pic pic
Фото 81. Алдан Фото 82. Алдан
pic pic
Фото 83. Заготовки Фото 84. устье Чомполо
pic pic
Фото 85. домик в устье Чомполо Фото 86. Ирисы
pic pic
Фото 87. Заброшенная шахта Фото 88. Заброшенная шахта
pic pic
Фото 89. Заброшенная шахта Фото 90. Ставим парус
pic pic
Фото 91. Попутный ветер Фото 92. Зима не сдает позиции
pic pic
Фото 93. Водопой Фото 94. В снежки летом
pic pic
Фото 95. Точный прицел Фото 96. Талая вода
pic pic
Фото 97. Привет Фото 98. Горка
pic pic
Фото 99. Трасса нефтепровода Фото 100. Ужас цивилизации
pic pic
Фото 101. Скалы Фото 102. Ночь
pic pic
Фото 103. Лодка на воздушной подушке Фото 104. Тобук
pic pic
Фото 105. Скалы Фото 106. Пир
pic pic
Фото 107. Эвенки Фото 108. Жарим стейк
pic pic
Фото 109. Готово Фото 110. Вечерний Алдан
pic pic
Фото 111. Дом в Хатыстыре Фото 112. Баня
pic pic
Фото 113. Школа Фото 114. Якутская лошадка
pic pic
Фото 115. Администрация Фото 116. Быт
pic pic
Фото 117. Больница Фото 118. Шашлыки готовятся
pic pic
Фото 119. Бутерброд с печенью лося Фото 120. Пекарня
pic pic
Фото 121. Голец Фото 122. Шашлыки
pic pic
Фото 123. Налаживаем контакты Фото 124. Уезжаем
pic pic
Фото 125. Наследие советской эпохи Фото 126. Алдан в Томмоте
pic pic
Фото 127. пос. Томмот Фото 128. Кризис названий
pic pic
Фото 129. Федеральная трасса Лена Фото 130. Еле проехали
pic pic
Фото 131. Переправа в Качикацах Фото 132. На пароме
pic pic
Фото 133. Якутск Фото 134. Якутск
pic pic
Фото 135. Фонтан Фото 136. Мы
pic pic
Фото 137. Ритуальный комплекс Фото 138. Табличка
pic pic
Фото 139. Скелет кита Фото 140. Якутск плаза
pic pic
Фото 141. Антикварная лавка Фото 142. Мясные ряды
pic pic
Фото 143. Город контрастов Фото 144. Снова деревянный магазин
pic pic
Фото 145. Алмазэнергобанк Фото 146. Монумент
pic pic
Фото 147. Царство вечной мерзлоты Фото 148. В царстве
pic pic
Фото 149. Саша на троне Фото 150. Как в детстве
pic pic
Фото 151. Лабиринт Фото 152. Внутри
pic pic
Фото 153. Чочур Муран Фото 154. Лена выше Якутска
pic pic
Фото 155. Кафе в Еланке Фото 156. Наконец-то на столбы
pic pic
Фото 157. Ленские столбы Фото 158. Ленские столбы
pic pic
Фото 159. Ленские столбы Фото 160. Демьян Бедный на столбах
pic pic
Фото 161. Святое место на столбах Фото 162. Вид на Лену со столбов
pic pic
Фото 163. Вид на Лену со столбов Фото 164. Вид на Лену со столбов
pic pic
Фото 165. Контакты с местными Фото 166. Рыбак
pic pic
Фото 167. На память Фото 168. Домики в заповеднике
pic pic
Фото 169. Уплываем Фото 170. Новый терминал

   TopList    .
 |   |   |   |   |   |  () |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |  -  |   |  ! |   |   |   |   |   |   |   |