Андрей Чупикин
(сохранен дизайн автора)


Нугуш-96

Этот поход стал жемчужиной нашей Башкирской серии. К сожалению, это был последний раз, когда нам удалось вытянуть в поход Димона. После прошлогоднего похода по Зилиму он больше слышать не мог о каяке, и мы поплыли впятером на катамаране. В нем участвовали, Олег, Димон, Алла, Оля и я. При этом, Аллу нам пришлось усадить на специально оборудованном сидении между баллонов.

1 Мая. Среда. 1 День.

Прибыли в Белорецк около полуночи. Как известно, вокзал в Белорецке находится весьма далеко от города, и до автостанции надо было ехать автобусом. Затем надо было пересесть на другой автобус до Верхнего Авзяна. Дальше надо было искать попутку. Перспектива прыганья по автобусам при неизвестном расписании была малопривлекательна, и мы решили поискать попутку сразу на вокзале. К сожалению, ничего крупного, типа УАЗика, способного вместить пятерых человек с барахлом не нашлось. Удалось зафрахтовать "Ниву" и "Четверку". Обошлось это весьма недешево, но перспектива убить весь день в автобусах была очень нежелательна. До Каги машины мчались в ночи по хорошему и совершенно пустынному шоссе. Впрочем, наша "Нива" заметно отставала из-за особенностей своей подвески. За Кагой мы повернули на запад - на Стерлитомакский тракт. Сразу же начались кучи щебня и прочие непременные атрибуты ремонтируемой дороги. Впрочем, до Верхнего Авзяна дорога была относительно приличной. Село оказалось на редкость большим и найти в темноте выезд в нужном направлении удалось не сразу. Дальше пошел "девственный" грунтовый Стерлитомакский тракт. Если бы не "Нива", владелец "четверки" тут же повернул бы назад после первого взгляда на эту дорогу. Хорошо еще, что довольно сильный ночной заморозок сковал её совершенно раскисшую поверхность. Впрочем, на ней остались смерзшиеся следы проехавших днем машин в виде гребней высотой до десяти сантиметров. Дорога долго петляла в темноте по горам. Местами на спусках попадались целые не замерзшие ручьи и наледи. вокруг них. Где-то на полпути в свет наших фар попал заяц, но в отличие от своих косых собратьев, тут же, благоразумно, ретировался в кусты, не пытаясь соревноваться в скорости с автомобилем. Через некоторое время нам повстречалась единственная за всю поездку машина. Это был молоковоз. Мы остановились прямо посреди дороги и расспросили водителя молоковоза одальнейшем пути. Ехали, к счастью, правильно. Когда начало светать, около четырех утра, мы въехали в деревню Бретяк. Спуск по деревенской улице к реке был настолько разбит, что водитель "четверки" спускаться не рискнул, да и "Нива" спустилась с трудом. Извлечение из грязи застрявшей "четверки" в наши планы не входило, и мы без лишних препирательств отнесли вещи вниз на себе. В конце спуска дорога резко поворачивала налево, а справа был удобный подход к реке с небольшой площадкой за сараем. Мы устроились там и начали собирать катамаран. Было достаточно холодно. В тени сарая лежал внушительный сугроб. А по реке еще шла шуга, скапливаясь в тихих уловах у берега. В большой куче мусора, принесенного половодьем мы, очень кстати, нашли несколько горбылей для рамы катамарана и доску для Аллиного сидения между баллонов. У нас были три дюралевых поперечины, чтобы можно было уплыть на них при отсутствии жердей для катамарана, таким образом, мы полностью собрали раму, на которой прошли весь Нугуш. Пока шла сборка катамарана, деревня начала потихоньку просыпаться. Впрочем, туристы здесь, видимо, не редкость, и на нас не обращали внимания. Чуть выше сарая через реку был переброшен подвесной мостик. Два троса внизу с досточками, шириной в ступню и два троса - перила повыше. Двое или трое местных мужиков перешли реку по этому мостику и направились к сараю на том берегу. За ними увязался местный пес. Однако он не рискнул перебежать по шаткому мостику, и лихо переплыл реку. Когда он выскочил на тот берег, его задние лапы едва двигались от холода и он начал прыгать и носиться, чтобы согреться. В это время, мужики что-то взяли из сарая и пошли назад. Бедной псине пришлось тоже плыть обратно. Впрочем, похоже, она проделывает это по несколько раз в день без вреда для здоровья. Наконец, около восьми утра, мы собрали катамаран, погрузились и поплыли. Вскоре за околицей деревни мы причалили к правому берегу, чтобы перекусить. Неподалеку виднелся деревянный мост, по которому Стерлитамакский тракт пересекает Нугуш. Пока мы завтракали, туда приехал грузовик с группой туристов. При наличии транспорта высокой проходимости, такой вариант заброски, безусловно, лучше. В верховьях Нугуш достаточно узок. Несмотря на высокую воду были заметны перекаты, впрочем не причинявшие особых хлопот. Местами на берегу попадались поставленные на дыбы половодьем льдины толщиной до полуметра. На кустах у поверхности воды висел лед. Примерно через час мы залезли на горку на правом берегу, откуда открывался красивый вид на реку. Где-то посреди дня на единственном, попавшемся в этот день плесе нам попался ледовый затор. Пару дней назад, кому-то пришлось здесь туго. По всем обломкам ледяного поля примерно метров на пятьсот тянулся след катамарана, напоминавший гигантскую лыжню. Впрочем, ледяное поле уже сильно подтаяло и было разломано течением. У левого берега был проход, лишь в двух местах загороженный льдинами. Кроме нас там пробирались еще две группы. Общими усилиями удалось отжать первую льдину от берега и провести суда по воде. Вторая льдина была намного больше и крепче. Пришлось им обносить байдарки по берегу. Мы с Димоном решили протащить катамаран по льду метров пятнадцать. Лед сильно подтаял. Идти пришлось очень осторожно, постоянно держась за катамаран. Край льдины все-таки обломился, но мы успели прыгнуть накатамаран. Потом долго выталкивали метровый кусок льдины из под катамарана. Под вечер нам попалось еще одно ледяное поле, не перекрывавшее реку. Впрочем, к этому времени река заметно поднялась и шуга больше не попадалась. Найти место для стоянки оказалось не так-то просто. Берега были сплошь в снегу. Наконец удалось найти небольшую оттаявшую площадку на правом берегу где-то в районе Бикташево. Мимо нас прошли несколько групп на байдарках. В том числе был какой-то художник из Уфы. Несмотря на большое количество снега, было достаточно тепло. Вскоре пройденное нами ледяное поле проплыло мимо и застряло за поворотом на перекате в остатках ледяной переправы.

2 Мая. Четверг. 2 День.

За ночь вода поднялась примерно на полметра унеся и льдину и переправу. Весь день плыли на юг в высоких берегах. Сверху сбегали бурные ручьи. Несколько раз причаливали передохнуть. Собирали красную глину для Аллы. Один раз забрались на высокий правый берег, где был хороший вид на реку. Было видно, как в пойме реки собираются мощные ручьи, впадающие в реку. На стоянку встали на поле правого берега где-то выше Галиакберово. Тоже пришлось поискать оттаявшее место под палатки среди снега.

3 Мая. Пятница. 3 День.

Река поднялась еще больше. Она стала шире и полноводнее. Временами катамаран стало покачивать на небольших волнах. Появились бабочки - крапивницы. Они ползали по катамарану, подставляя солнцу открытые крылья, от чего он стал напоминать авианосец. По берегам стали попадаться скалы. По расщелинам скал сбегали бурные потоки. Вскоре мы подошли к порогу. Обещанные описанием плиты на левом берегу из-за большой воды были едва заметны, и нисколько не мешали плаванию по реке. Примерно через километр за левым поворотом открылся широкий, прекрасно просматривающийся участок реки с несколькими мелкими группами стоячих волн. На берегу справа ходили байдарочники. Мы решили что это шивера перед порогом и можно причалить за ней, что мы и сделали. Дальше за поворотом тянулся длиннющий и совершенно гладкий плес, из чего мы заключили, что это и был порог. На разлившейся метров на пятьдесят реке были разбросаны несколько групп стоячих волн сантиметров по тридцать, а у берегов кое-где торчали несколько камней. Впрочем, все это преспокойно обходилось. Все обещанные препятствия были глубоко под водой. Захотевшим прокатиться по волнам байдарочникам пришлось повозится, чтобы не промахнуться мимо валов.

После плеса за порогом река стала заметно быстрее. На поворотах стали попадаться отбойные струи с валами до метра. Впрочем они занимали меньше половины реки и легко обходились, если не хотелось мокнуть. Нас обогнала байдарка. После порога ребята откровенно расслабились и загорали. За ближайшим поворотом мы застали их выливающими воду из байдарки после отбойной струи. Заночевали опять на поле правого берега. Только проталина в этот раз была намного больше и поднимать катамаран пришлось не так высоко по причине сильного подъема воды в реке.

4 Мая. Суббота. 4 День.

Сегодня, как и вчера река быстро текла в высоких берегах. На поворотах попадались большие стоячие волны. Мы забрались на высокий правый берег напротив устья реки Кужа.

Оттуда открывался прекрасный вид на Нугуш и вздувшуюся от половодья Кужу. На подходе к селу Кашеля справа попался оттаявший бережок покрытый свежей изумрудной травкой. Он резко контрастировал с высоким левым берегом еще покрытым толстым слоем снега. Вскоре за селом на правом берегу нам попалась хорошая оттаявшая полянка, где мы и встали. Правда к берегу пришлось пробираться через затопленные деревья. Над поляной на некотором удалении возвышалась скала, напоминавшая голову Кинг-Конга с растущей на макушке сосной. Олег, Алла, Оля и Димон забрались туда. Засняли несколько видов реки и слепили снеговика, увенчанного найденным там же лосиным рогом.

5 Мая. Воскресение. 5 День.

В этот день наш путь пролегал по одному из красивейших мест Нугуша. Это большая почти двадцатикилометровая излучина на юг, напоминающая на карте дубовый лист из-за многочисленных излучин меньшего размера. На одной из первых излучин её начало и конец разделялись только узенькой скалистой перемычкой. Причалить вначале излучины не удалось из-за сильного течения и отвесной скальной стенки. За излучиной основная струя отошла к левому берегу и берег стал положе. С некоторыми сложностями мы причалили и забрались наверх в самом узком месте перемычки. Её ширина здесь не превышала ширины реки. Олег, Димон и Алла по скалистому гребню поднялись вверх на скалы, господствующие над излучиной. Оттуда она была видна как на ладони. Дальше река стремительно текла среди величественных скал. На поворотах по-прежнему попадались отбойные валы, иногда до полутора метров. Увлекшись катанием по волнам в одном из таких мест, мы неожиданно влетели в притаившуюся среди валов бочку. К счастью, скорость катамарана была достаточно велика, и он пробил бочку, потеряв примерно половину скорости. Засмотревшегося на скалы Олега, отбросило на середину катамарана. Но, в общем, благодаря большому запасу плавучести катамарана, все ограничилось обильным холодным душем. Вскоре, когда излучина закончилась, мы причалили к полю на правом берегу, где и встали на ночевку. Сначала мы устроились в нижней части поля, но там оказалось слишком сыро, и мы перебрались повыше к лесу. Там нас правда, атаковал небольшой десант клещей с кустов, нов общем, устроились неплохо. На краю поля в кустах нашли мощный источник, бьющий из земли. Вода была почище, чем в реке, но все равно мутноватая, следовательно это был не родник, а выход ручья, проходящего по карстовыми пустотам. Вечером, со стороны Нугушского водохранилища поднялась небольшая тучка с дождем, но до нас не дошла, вылившись по дороге. Олег и Димон испекли оладьи. В общем, получился неплохой вечер.

6 Мая. Понедельник. 6 День.

С утра плыли не спеша, приглядываясь ко всем ручьям на правом берегу, чтобы не пропустить ручей Куперля со знаменитым карстовым мостом. Примерно через час попался очень мощный ручей, бьющий из расщелины в скале и несущийся вниз по камням. У места его впадения в Нугуш была установлена красивая деревянная табличка с его названием. К сожалению, вечером его никто не смог вспомнить. Помню только, что оно было созвучно названию города Стерлитомак. Наконец мы подошли к левому повороту где, согласно карте, должен был впадать ручей Куперля. Чуть не доходя до поворота мы увидели за кустами узкую долину ручья среди скал. Скоро впал и сам ручей. Сомневаясь тот ли это ручей , мы причалили, и Олег пошел посмотреть долину ручья. Скоро он вернулся и сказал, что каньон ручья заканчивается водопадом, но ничего похожего на карстовый мост там нет. Мы решили посмотреть ручей получше так-как "мост" мог быть выше или рухнуть за это время. Олег остался у катамарана, отдав мне свой фотоаппарат. Метров через тридцать за кустами мы увидели высоченную скальную стену с узкой (метра полтора - два) расщелиной из которой и вытекал ручей. Впрочем крошечный ручей не занимал всю ширину прохода, и через него легко прошли по камням даже одевшие кеды девчонки. За расщелиной долина ручья несколько расширилась. Вправо можно было даже подняться вверх по каменистому склону. Переходя с берега на берег ручья мы поднялись по каньону метров на сто. В конце мы уперлись в скальную стенку. с которой тихим водопадиком стекал ручей. мы начали фотографироваться. Пока я возился с Олеговым фотоаппаратом (вообще с этим "Любителем-166" может управляться только такой педант, как Олег, впрочем и он тратит на снимок не многим меньше времени, чем Алла на набросок) вокруг началась какая-то суета. Я не сразу понял в чем дело. Лишь глянув на стенку, я увидел, что ручей увеличился раз в пять, превратившись в приличный водопад. Девчонки стремительно ретировались из под холодного душа. Видимо на верху прорвало ледяную запруду и расход воды в ручье резко возрос. Забраться вверх, чтобы посмотреть что случилось можно было только перед выходом из каньона, что мы и сделали. Впрочем, сначала мы забрались на скалу над рекой и полюбовались видом оттуда. Потом прошли вдоль каньона к верховьям ручья. Мы засняли водопад сверху, но никакого объяснения внезапному увеличению ручья не нашли. Выше он превращался в обычный лесной ручей. Мы начали спускаться к катамарану. На выходе из каньона нас ждала маленькая неприятность. В узком проходе, где девчонки до этого легко пробежали по камушкам, было по колено воды. Пришлось пробираться вброд. Олег уже успел сбегать за нами к водопаду, и очень удивился, не обнаружив нас там. Со скал мы заметили чуть ниже в конце поворота долину еще одного ручья, и решили заглянуть туда. Причалить на быстром течении к высокому берегу оказалось не так-то просто, но усилия того стоили. По огромным валунам несся вниз бешенный поток размером с Яузу.

Поднявшись по лесу вдоль потока к скалам мы, наконец, увидели карстовый мост. Река извергалась большим многоступенчатым водопадом из левого (большого) пролета моста. Справа был пролет поменьше. Забраться на мост без снаряжения было проблематично, но мы забрались к маленькому пролету. Пройдя через него, мы поднялись вверх по долине речки. Там она тоже вскоре превратилась в обычную лесную речку. После Куперли мы плыли еще примерно час и встали на зеленом лугу слева. За ним высилась небольшая горка треугольной формы.

7 Мая. Вторник. 7 День.

Утром нас затерроризировали бабочки. Они садились на нас и не желали улетать. Одна траурница вознамерилась плыть вместе с нами на катамаране, но потом передумала. Через некоторое время стал сказываться подпор воды от водохранилища. На берегах появились полосы высотой метра два, отмечающие пределы колебания уровня воды. Течение остановилось и пришлось налечь на весла. Как на зло появился встречный ветер. Впрочем, он был не слишком силен.

Перед устьем Урюка начались красивые скалы. На одной из них кто-то высек барельеф Ленина. Наконец, перед нами открылось Нугушское водохранилище. Там было много льда. Впрочем, льдины изрядно подтаяли и при первом ударе рассыпались на сотни призматических кристаллов.

Пришлось применить катамаран в качестве ледокола. Долго плыть во льдах было утомительно, пришлось причаливать. Вдоль берега, по красивой парковой дубраве тянулась дорога к поселку Нугуш. Мы собрали вещи и пошли по ней. Примерно через полчаса миновали какой-то дом отдыха. Там мы передохнули на стоявших у берега чурбанах. Еще минут через сорок мы добрались до поселка. Автобус, конечно, уже ушел. Попутку найти тоже не удалось. Пришлось заночевать на берегу водохранилища рядом с поселком. Там было много выброшенных на берег палок для костра. Довольно долго искали в поселке воду, пока не нашли большой источник в его южной части.

8 Мая. Среда. 8 День.

В шесть часов утра мы без проблем погрузились в автобус и уехали в Мелеуз. Там мы чуть-чуть доплатили водителю, и он сделал небольшой крюк к железнодорожному вокзалу. Впрочем, там можно дойти и пешком. Часа через три мы сели в прицепной вагон до Москвы.
 
 

В этом походе нам почти идеально повезло с погодой и с водой. За время похода растаял почти весь снег вокруг реки. Безусловно, это был один из лучших наших походов.

Карта похода