Реклама: Winlinebet мобильная версия на Профутбол и ставки на хоккей.


КОЛАСЙОКИ – ТУЛЕМАЙОКИ

2 мая – 9 мая 2000 года

           Состав группы

    Жуковская двойка 1        Виноградов Михаил – руководитель
    («Дуэт» Цветкова)           Лубневский Иван
    Жуковская двойка 2        Холодкевич Олег
    («Дуэт» Цветкова)           Холодкевич Светлана
    Катамаран двойка           Якубенко Геннадий
                                                 Якубенко Павел
                                                 Сергей Ирина
    Поддувной каяк                Сергей Наталия

Дневник похода

Дневник вела : Холодкевич Светлана;
Дополнения ( выделенные курсивом и фигурными скобками ) : Виноградов Михаил;
Фотографии :   Виноградов Михаил;    Mail:     watermim@mail.ru
Карта.
02.05.2000
В 2 часа дня встретились на Финляндском вокзале.
        Как обычно, распили на платформе шампанское с провожающими. Тягур, не пущенный женой в поход, распрощался с нами на вокзале. Светлов даже и до вокзала не дошел. Ожидалось, что эти товарищи составят экипаж третьей Жуковской двойки, но утром стало окончательно ясно, что нам придется срочно переделить раскладку и отправляться без них.
        Поезд №249 на Костамукшу отчалил в 14:30. Из восьми участников поездом добирались семь. Гена ехал с охоты и должен был встретиться с нами уже на реке. В поезде к нам сразу же пристроился некто Сергей из Лоймолы. По традиции, разбившись на пары, всю дорогу проиграли в дурака с небольшими перерывами на остановки и перекусы.
        Сразу за Кузнечным у нас проверили пропуска.
        В Сортавале Мишка с Ваней и с Шилом пошли договариваться с машинистом. Хотелось остановить поезд км в 10 после Лоймолы, чтобы не идти до реки пешком по болотам. Вообще, масса снега за окном после Питерской жары в апреле наводила на размышления, стоит ли ехать дальше или поискать более теплых мест для отдыха.
        Машинист остался доволен предложенной ему сделкой {хотя наверно можно было обойтись и без шила}, и по прибытии в Лоймолу в 23:50 Ваня побежал в локомотив, чтобы вовремя затормозить. Проводнику пришлось дать 50 руб., чтобы не высаживал нас согласно билетам в Лоймоле и дал выйти на перегоне. Ване при активной помощи машинистов удалось выбрать среди болот отличную ровную поляну на 200 м севернее 379/380 км столба слева от железки{на поляне фундамент от разрушенного дома}. Выгрузка заняла не больше двух минут. Мужчины повыкидывали на насыпь лодки и рюкзаки, после чего поймали нас с Натальей и Иришкой. Установка палаток также не потребовала много времени, и через полчаса все уже спали.

03.05.2000

        Олег поднялся около 6 и стал разводить костер. Часам к 7 поднялись уже все. После завтрака собрали лодки и надули кат. В начале одиннадцатого пошли к дороге оставить Гене указатель, где нас искать. Приготовили пластиковую бутылку с запиской. Метрах в 200 от нашей стоянки начинается лесная дорога, которая выводит через болота к проезжей трассе. По пути прошли несколько рядов противотанковых укреплений, наших или финских – не очень понятно, но наиболее вероятно, все-таки Маннергеймовых.
        Вышли к дороге. С одной стороны озеро, из которого вытекает Коласйоки, с другой стороны – болото, оставленное ее разливом. (Машинист в поезде сказал Ване, что 4 дня назад здесь еще все было залито водой, а по следам воды на деревьях можно предположить, что вода упала ~70 см.) На мосту привязали бутылку с запиской для Гены и пошли посмотреть братскую могилу.
        Могила, судя по всему, финская. Хотя никто из нас карельского языка от финского не отличает, но наши люди не могли построить сидение, сложить очаг, повесить ящичек с книгой посещений, да еще заготовить дрова и щепочки для растопки. {хочется верить что и наши где нибудь так могут}
        Когда спускались от могилы к дороге, как раз подъехал Гена. Преодолевать на обратном пути болото с помощью катамаранных весел оказалось несколько легче, чем без них, хотя Гена с Пашкой предпочли перейти вброд.
        На погоду пока жаловаться не приходится. Ночью был легкий морозец, но утром было довольно тепло. В обед даже выглянуло солнышко, правда не надолго. Ветрено, так что погода может быстро измениться в любом направлении.
        В обед Олег не уследил за костром. Начала гореть трава, что нередко случается в весенних походах. В результате погибли все капроновые мешочки от жориков – остались одни завязочки. Дальше пришлось идти с полиэтиленовыми пакетами. Только Гениным мискам было предоставлено политическое убежище в Натальином тряпочном мешке, которому единственному удалось пережить пожар.
        В районе 14:30 поставили лодки под погрузку и стали шнуровать катамаран. Но тут возникли неожиданные проблемы со сборкой каяка. В результате на воду вышли только в 17:00.
        Пока грузились на насыпи видела змею. Почти наступила, но зверь агрессии не проявил. Отскочил на метр и с удивлением посмотрел, кто здесь шляется так неосторожно, не глядя по ноги.
        Пока Гена мучился с каяком все успели хорошо замерзнуть, потому как все шмотки были уже в лодках, а самой теплой одеждой оказались спасжилеты. К тому же пришлось некоторое время посидеть в лодке, пока ж/д кран собирал с насыпи в районе погрузки старые рельсы.
        Наконец удалось начать движение. Но уже через 200 м после начала маршрута наткнулись на бобровую плотину, шум от которой был слышен еще на месте погрузки. Плотину пришлось обнести. Дальше началось движение, фактически, просто по лесу. Русло, как таковое, просто отсутствует..

        

Верховья Колосйоки

        Часа через два вышли к озеру. По карте река к этому озеру вообще не подходит, но это возможно только летом. На поиски русла потратили минут 30, пока обошли все озеро и поняли, что там реки все-таки нет. Еще через час гребли по кустам вышли в другое озеро с островом, также обозначенное на карте. Нашли место, откуда должна была начинаться река. Мишка с Ваней остались дожидаться каяка и ката, а мы с Олегом вошли в русло за островом в поисках стоянки.
        Кату этот перегон между озерами дался тяжелее всех. Там в русле реки плавучие острова из дерна. Пройти между ними не удается даже на лодке. Со стороны вообще невозможно понять, что там река, а не поле с отдельными лужами. На лодках удалось пройти по кустам по берегам реки, а катамаран пришлось по всем островкам перетаскивать на себе.
        Хорошую стоянку нашли на левом берегу реки сразу за выходом из озера на высоком скалистом холме. Развели костер. Остальная группа добралась до нашей стоянки только к 9 часам. Пару раз попытался пойти дождь, но тент его отпугнул. Пошел он по-настоящему только ночью.
        За весь день сплава прошли 6 бобровых домиков и несколько «покосов» {места где в метров 50-100 нет ни одного не поваленного бобрами дерева}. Видели бобра живьем в ~15 м перед носом лодки. На «кис-кис» он отозвался, но при приближении к нему предпочел спрятаться в домик.
        Вечером поздравили Павлика с недавно прошедшим днем рождения. По этому случаю надули кучу шариков. С гитарой в этом походе просто беда – не строит, всячески отказывается играть. Перед походом хотели купить новую, но не успели. Приходится договариваться с этой.

04.05.2000

        Дежурят дети. Подъем им объявлен в 7:00. Но эксперимент с таким дежурством оказался не совсем удачным. Разведение костра и приготовление каши заняли у детей больше двух часов. На помощь им пришла Наталия. Каши в итоге было сварено литров шесть. Пришлось угостить рыбу, хотя Пашка сделал все, чтобы рыбе досталось поменьше.
        После завтрака еще около часа заняли сборы и погрузка. На воду вышли в 11:15.Минут через 10-15 начали обнос завала. Река сильно петляет. После второго озера русло стало хорошо заметно. По пути масса завалов, часть из которых можно обойти по окружающим разливам, часть приходится проводить или обносить.{ На самом деле сделали 2 коротких обноса. Первый почти сразу после выхода, по затопленному лесу. А второй метров через 50-70 после первого переката. Количество проводок и обносов сильно зависит от уровня воды. Первый перекат длиной 100-150м заканчивается бревном поперёк реки, при нашей воде удалось через него перепрыгнуть.}
        Примерно через 3 км началась серия несложных перекатов с поворотами. В одном из них на гряде камней застряли мы с Олегом, но удалось высадиться и столкнуть лодку. На следующей гряде завис каяк, но Наталье тоже удалось сняться без посторонней помощи и даже без выхода.
        В 12:45 прошли под деревянным автомобильным мостом. Перед мостом небольшой слив. Высота моста требует пригнуться к деке. Кату пришлось стряхнуть Иришку на раму. Сразу за мостом завал, который лодкам удалось обойти по заводям, а катамаран перетащили верхом. Дальше течение уже не пропадает. Русло выраженное, извилистое.
        В 14:15 двумя лодками вышли в озеро. На озере сильный, к счастью попутный, ветер. Русло нашли быстро, но поскольку оно оказалось за островом, долго (~ 30 мин.) ждали, когда нас нагонят Наталия и кат.
        Метров через 200 после выхода из озера начался широкий плес. За ним короткая (~50 м)  шивера и порог Мельничный.

        

Порог "Мельничный"

Остановились на правом берегу перед шиверой. Посмотрели порог. Слив мощный без камней и бревен. На выходе поджимает к левому берегу, где можно повстречаться бортом с камнем. Проходить можно по центру струи или ближе к правому берегу. Прошли без проблем. Сразу за порогом на левом берегу встали на обед.
        В 16:30 вышли на воду. В 16:45 прошли подряд 2-й и 3-й пороги. Не просматривали и не задерживались. 2-й порог представляет собой короткий чистый слив. 3-й порог начинается через 100 м после 2-го шиверой. На сливе красивая бочка через всю реку. К сожалению, заснять не удалось. Сразу за порогами небольшой перекат и за ним плесы.
        В 17:10 прошли еще один небольшой порог (можно назвать 3,5). Дальше идут плесы с несколькими простыми перекатами по 50-100 м. По берегам продолжаются разливы, хотя берег стал повыше.
        В 18:30 прошли 4-й порог. Порог расположен на выходе из небольшого озера (или разлива) и хорошо виден с воды. По описанию Горн за ним через 2 км. Но еще около часа мы шли по плесам.{ В качестве описания имеется ввиду последний по дате из трёх имеющихся в Санкт-Петербургском турклубе отчётов по этому маршруту. Нумерация порогов на Колосйоки также по этому отчёту. }

        

Порог "Горн"

После "Горна"

        Горн прошли в 19:30, предварительно просмотрев с правого берега. Кат дошел до середины порога и встал на страховку. Пока шли лодки, с ката удрала Иришка. Кат дошел порог без нее, но оказалось что до конца порога дойти пешком нельзя из-за второй протоки. Пришлось возвращаться за ребеночком.
        Сразу за порогом стали искать стоянку. Выбрать можно было из несколько скалистых холмов посреди болот. Стоянки все не очень удобные, но сносные.
        После ужина Мишка пошел посмотреть, как начинается 1-й каньон. 5-й порог опасности не представлял {Он был за ближайшим поворотом.}. До каньона решили идти без остановок.{ Километра 2-2.5 до заходной шиверы}

05.05.2000

        Дежурят Мишка с Ваней. В 10:55 вышли на воду. В 11:10 уже прошли 5-й порог. За ним короткий несложный перекат ~100 м и снова плесы.{ На перекате с обоих берегов скальные выходы, на левом берегу сосновый лес. После переката на реке два острова с взрослым сосновм лесом. Это место хороший ориентир – после плеса 800-1000м, за левым поворотом начинается заходная шивера Водопадного каньона. }
         В 11:30 подошли к порогу {заходной шивере}. На левом повороте перед порогом какой-то добрый человек вывесил белую майку, а через 100 м по левому берегу висит какой-то железнодорожный знак. Зачалились перед порогом с правого берега. Порог представляет собой очень мощный слив высотой  около 1м и шиверу с массой обливников в русле ~300 м. Сразу за шиверой две суводи с левого и правого берегов и остров, далее через 50м вход в 1-й каньон. Перед каньоном зачалились на правом берегу за островом. В описании порог обозначен как входная шивера каньона, но на деле он представляет большую опасность, чем все предыдущие пороги. { Порог желательно просмотреть и организовать нижнею страховку.}

Середин заходной шиверы

        У входа в каньон были в 12:00. Начали просмотр по правому берегу. Тропа обноса не просто плохая, ее нет совсем. Приходится лезть по бурелому камням и мелкому ельнику. Кроме того, местами на склонах лежит снег, по которому резиновые кеды летят со свистом. { Хорошая тропа обноса всего каньона проходит по левому берегу, но спускаться на воду после основных сливов там сложнее. }

        

Начало каньона. Первый и второй слив.

        Каньон начинается короткой ~50 м шиверкой, за которой водопад ~4 м. Еще через 70 м второй водопад ~3 м. За ними гряда камней, пройти которую на лодке с правого берега не представляется возможным, поскольку проход есть только под левым берегом,{ при нашем уровне воды } а успеть траверснуть туда на груженой лодке вряд ли удастся. Решили спускать лодки за этой грядой { по ручью с правого берега }. Отнесли вещи к месту спуска.

        

Вид на водопадный  участок от воды и со скал, от места спуска байд.

        





            Каньон ниже места страховки после первого слива.                Каньон ниже водопадов.

        Катамаран, посмотрев на все это, решил попытаться пройти водопады, хотя этот спуск Гена оценил как «6». Олег на лодке ушел на левый берег с «морковкой», при помощи которой сразу за первым сливом через реку перекинули основную веревку, чтобы при неудачном прохождении водопада ловить кат. Мишка со второй «морковкой» встал ниже второго

        

Катамаран во втором сливе.                                                    Весло где-то здесь ?

падуна. Ваня для съемок камерой встал между падунами Рядом со мной Наталия приготовилась снимать на фото прохождение 1-го падуна. Все это заняло часа два времени. К 15:00 прохождение было удачно завершено, если не считать потерянного Павликом во втором сливе весла, которое Гене удалось отыскать в пене под падуном { в улове под скалой у левого берега }. Катамаран зачалили под скалой между вторым падуном и каменистой грядой. Поднесли к месту погрузки оставшиеся вещи и лодки и встали на обед.
        Мишка на «входной шивере» зацепил острый камень и продрался вдоль всей лодки, причем не по набору. Оказалось ~70 см сквозного разреза. Олег тоже сделал надрез ~7 см. Так что лодкам потребовалось хирургическое вмешательство. Мне также пришлось подклеить гидрашку, пробитую где-то в буреломе. С погодой нам повезло, и во время прохождения падунов и поклейки лодок светило солнце.

        

Идём дальше

         К 17:00 по очень крутому склону, передавая по цепочке, спустили лодки на воду.
         Примерно 400 м каньона просматривается с места спуска лодок. Мы с Олегом ушли первыми. В конце видимых 400 м река делится на два рукава. Левый упирается в завал и делится еще пополам. В правом рукаве несколько камней в повороте, потом 100 м шивера и выход в небольшое озерцо (или разлив). На развилке все лодки зачалились. Я сходила посмотреть протоки. В озеро вышли уже в 17:15. Каньон пройден!
        Сразу за каньоном начались плесы. Видели совсем близко взлетевшего аиста, на берегу видели еще белого зайца.
        В 18:10 прошли 6-й порог. Из лодок не выходили. Слив чистый. Весь порог легко просматривается с воды. За порогом прошли еще несколько коротких перекатов, потом еще пару км плесов. В 18:30 прошли 7-й порог. Перед порогом небольшой островок, который летом может оказаться частью правого берега. Заходить в порог можно с любой стороны островка, но слева порог виден практически до конца. Мишку с Ваней пропустили вперед, чтобы они могли заснять проход на камеру. Наталия прошла, перескочив камень на выходе верхом. Ката ждать не стали. Для него это вообще не препятствие.
        За порогом – гребля. Оказалось больше, чем по карте до второго каньона {обозначенного на карте в просмотренном отчёте}. Прошли несколько перекатов (шивер). На выходе из последнего Олег поторопился и навалил лодку на одиноко стоящий камень. Наталия попыталась столкнуть нас каяком, но мы сидели крепко. Ваня снимал все это безобразие на камеру, Олег ругался, что мужики нам не помогают, я только упиралась веслом, чтобы нас не положило окончательно – очень не хотелось в заплыв. Минут 15-20 мы так висели посреди реки. Потом пришел кат. («Конец простой – пришел тягач…») Олега забрали на раму. Выходя, он столкнул лодку, и я ее зачалила.
        Прошли еще минут 15 по плесам. Вода в лодке прибывала, к тому же запустили через очко при высадке Олега. Пришлось притормозить и отлить у нас и у Наталии. Идти стало легче. Через 3-4 поворота начался второй каньон. Короткая шивера заканчивается левым поворотом с прижимом в карман в скале { порог «карманный» и следующий порог видимо и составляют второй каньон }. В кармане несколько острых камней. Все прошли нормально. Только мы с Олегом немножко не вписались в поворот, и на последних камнях нам откусило хвост (вырвало ~7 см шкуры на корме, заметили уже на стоянке).

Карманы по такой воде уже не опасны.

        Через 70 м быстротока еще слив на правом повороте через гряду камней с узким чистым проходом вдоль правого берега и за ним шивера еще ~70-100 м. На выходе из шиверы встретили москвичей катамаран-4 и питерскую группу на Тайменях и каяках.
        Встали на левом берегу. Остальные группы встали на правом, но туда приходит дорога из деревни, и иногда бывают местные. Питерский каякер сказал, что здесь при Петре I был медеплавильный завод, и на нашем берегу есть рудник в 1,5 км от берега, а на их берегу – развалины завода в 1 км от берега. Рудник был связан с заводом узкоколейкой, от которой по обоим берегам сохранилась насыпь. После ужина все ввосьмером погрузились на катамаран и поехали на экскурсию на завод.
        Место нашли легко. Там сохранились стены четырех корпусов непонятного назначения с интересной арматурой и подземными коммуникациями. Интересно было бы иметь экскурсовода, который бы рассказал, как это все работает.
Вечером долго сидели у костра, пели песни, обсуждали старые походы. Олег достал в честь окончания прохождения Коласйоки бутылку припасенного Капитанского рома.

06.05.2000

        Встали около 9 часов. После завтрака пошли искать рудник. Прошли по насыпи 2-2,5 км, переправившись через пару ручьев. Точнее ручей был один, но пересекать его пришлось в двух местах. В итоге ушедшие вперед Олег и Ваня вышли к лесоповалу. Рудник так и не нашли. Вернулись в лагерь.
        На воду вышли в 12:10. Прошли подряд два небольших озерка. На выходе из второго озера в 12:35 прошли небольшой перекат. В 12:45 вышли в Тулмозеро. К 13:00 дошли до моста в деревне. Дождались Наталию, которая сказала, что кат видела перед мостом. Обогнули два мыса справа: большой и маленький.
        В 13:45 остановились справа от истока Тулемайоки, развели костер, вывесили на повороте спасжилеты в качестве маяка и стали ждать катамаран. Часа через полтора стали уже беспокоиться, что могло случиться, но решили, что Гена может ждать открытия магазина после перерыва. Ввиду отсутствия котлов и, соответственно, возможности приготовить обед начали жевать неучтенку. В 15:30 решили в Гениных железных мисках согреть воду для кофе. Попили кофе.
        В 16:00 Ваня увидел выходящий из-за большого мыса кат, движущийся в нашем направлении. Олег пошел снимать вывешенные спасики. Но оказалось, что это московская четверка и наших они нигде не видели, хотя подошли к мосту примерно на час позже, чем по нашим расчетам должен был быть Гена.
        Москвичи ушли вниз по реке, а мужики пошли по берегу за мыс искать кат, который могло ветром прижать под берег, поскольку поднялась хорошая волна. Нам с Наталией ничего не оставалась делать, как поддерживать костер и смотреть на озеро. Наталия, конечно, переживала больше любого из нас. Второй раз она идет с нами в поход и второй раз теряет своего ребенка. Следующий раз надо теряться так, чтобы Наталия с Иришкой все-таки оставались вместе. Хотя Мишка считает, что порочную практику потеряшек надо вообще прекращать.
        Через час вернулся Ваня. Мишка и Олег пошли дальше в деревню, надеясь узнать что-нибудь о катамаране.
        Погода меняется постоянно: солнце и штиль сменяются дождем и штормом. Решили дать земле в очередной раз подсохнуть и уже ставить лагерь. Часов в 6 подошли Мишка и Олег. Мы как раз в это время стали натягивать тент. Про катамаран в деревне ничего узнать не удалось. Остается предположить, что он вышел из узкой части озера левой протокой и потерялся в островах. До вечера решили ждать на месте, а утром отправить Мишку на поиски в озеро, а нас с Наталией в деревню за продуктами и узнать расписание автобусов.
        В Ваниной миске удалось согреть чая и даже сварить пару пакетиков супа. Достали сухари и колбасу. Такой ужин занял часа два. Чтобы как-то потянуть время, достали карты. Наталия часов в 10 ушла спать, а мы просидели почти до 12.

07.05.2000

        Встали, как договорились с вечера, в 7:30. Согрели чая. Доели колбасу и Мишкин сыр. Мы с Наталией в сопровождении Олега ушли в деревню. Мишка вскоре после нашего ухода вышел на озеро. Ваня остался в лагере.
        Вернулись около 11. Мишка еще был на воде. Из деревни Колатсельга автобус ходит один раз в день в 8:00 на Петрозаводск. Олегу удалось договориться с каким-то мужиком, чтобы он вечером зашел к нам в лагерь и, может быть, подвез часть людей и шмотки до Питкяранты или Салми.
        В 12 вернулся Мишка. На озере никого не нашел. Решили пообедать и идти вниз по реке. В12:30 неожиданно появился Гена. Оказалось, что они проскочили мимо нас в дальний конец озера, а возвращаться могли только ночью из-за ветра. В русло вошли уже после нуля, и наши спасики во тьме не увидели. Встали они примерно в 10 км ниже по реке. Их приютили и накормили москвичи. Москвичи же указали Гене наши координаты.
        Гена пошел назад к детям по дороге, а мы в 14:00 вышли на воду. Сразу от озера начинается быстроток. Река делится на три рукава. Лучше идти левым или центральным. Правый приводит в кусты. Метров через 300 плеса начинается очень мощная шивера длиной ~700 м с валами более метра высотой (для тех, кто в курсе: 700 м 2-ых валов Лосево).
        Мишка прошел первым, за ним мы с Олегом. Наталия на полпути налетела на камень и при попытке сняться ушла вниз кверху килем. На выходе из шиверы ей удалось сесть на каяк верхом. На чалку и отливку каяка потратили минут 5-7. Наталия, чуть не плача от досады на такое падение, погрузилась в каяк и продолжила путь.
        В 14:30 прошли мост, под которым начинается вторая похожая шивера покороче ~500 м. Но валы во второй шивере побольше, а также имеется очень не маленькая бочка посередине, которую, правда, все успешно миновали. Если бы воды было немного меньше, пришлось бы еще лавировать между камнями, а так можно было идти практически по струе.
        В 14:47 прошли впадение Лоймолы. Сразу за впадением недлинная ~100 м мощная шивера, за ней ~500 м плес и еще одна   мощная шивера ~300 м. Все это прошли без проблем тем же порядком, хотя после впадения Лоймолы воды стало в два раза больше, и, соответственно, увеличился размер валов. Лодки всячески изгибались и скрипели, но выдержали. Из последней шиверы вышли в 15:00. Еще через четверть часа гребли по плесам увидели на берегу детей и катамаран. Напротив стоянки очень красивые скалы у левого берега.
        На последнем плесе видели зайца у самой воды, уже пегого, начавшего линять. Гена по пути к нам тоже видел зайца прямо на дороге. Даже поднял было кирпич в надежде добыть мяса на ужин, но промахнулся.
        На стоянке москвичей перекусили и в 16:30 продолжили движение по Тулемайоки. Километров 6 прошли по плесам. В 17:30 за поворотом услышали шум падающей воды. Перестроились: пропустили Мишку вперед, за нами встала Наталия. В последующие 40 минут времени расслабиться не было. Подряд прошли четыре мощные шиверы, которые отделены одна от другой плесами ~300 м. Каждая из шивер имеет несколько поворотов. Просматривали, насколько было возможно (т. е. до поворота) с воды. Первые две шиверы не длинные (~300 м и 200 м), третья длинной до 1 км. Четвертая шивера ~500 м, и на выходе мощная струя бьет в скалистый островок, от которого желательно успеть увернуться. У нас это удалось всем. В шиверах несколько мощных бочек, но мы их обошли, так как уже замерзли и лишний раз погружаться с головой не хотелось. Несколько раз нас все же накрыло валами (~1,5м). Иришку раскачало на валах и выкинуло с ката, но Гена успел схватить ее за шиворот, так что до воды она не долетела. Из последней шиверы вышли в 18:10. Я изо всех сил уговаривала реку, чтобы за поворотом не оказалось порога. Хотелось хоть немного отогреть руки. С рекой договориться удалось. Следующий небольшой перекат возник только в 18:25, за ним плес ~300 м и еще один перекат, но по сравнению с пройденными шиверами, их можно считать ровной водой.
        В 18:40 прошли еще один порог с мощной шиверой. В 18:50 прошли остатки разрушенного моста (остатки деревянных опор по обоим берегам). За мостом небольшой быстроток. В 19:00 ? еще один короткий порог в стиле предыдущих. За порогом на правом берегу увидели стоянку москвичей. Остановились подождать катамаран и погреться у костра.
        Снова вышли на воду в 19:50. В 20:10 прошли небольшой перекат. Остановились на берегу правого притока в 20:40. Перекатов до стоянки больше не встречали.

08.05.2000

        Подъем в 6:30. Нужно нагонять потерянное время. На воду вышли в 9:00. Идем по сплошным плесам. В 9:45 прошли еще один правый приток. В 10:12 прошли еще один приток справа с остатками деревянного моста в устье. В 10:30 прошли плавучий пирс и вагончик по правому берегу. В 10:45 услышали мощный шум падающей воды. Дождались Мишку с Ваней и Наталию. В 11:00 зачалились перед плотиной на левом берегу. Перед плотиной в 200 м небольшой перекат. Плотина представляет собой стенку ~2-3 м высотой. Вода падает со стенки, далее естественный порог с падением еще метров 10. Обнос лодок по дороге ~150-200м на левом берегу занял ровно час. К этому времени к плотине подошел катамаран. На его обнос потратили еще 20 мин. В 12:20, засняв плотину с воды, продолжили путь.

        

Первая и вторая ГЭС на Тулемайоки.

        В 12:35 вошли в небольшую шиверу на правом повороте. Сразу за поворотом услышали шум падающей воды и увидели постройки плотины. (Внимание! До поворота плотины не слышно!!!) Между выходом из шиверы и плотиной ~300 м гладкой воды. Слева от плотины порог, который Гена квалифицировал как непроходимый. Лодки стали зачаливать по очереди и разгружать справа от плотины непосредственно у энергоблока. Спустили лодки по крутой тропе в сток электростанции. Я первый раз в жизни побывала на энергоблоке. Сверху плотина представляет собой впечатляющее зрелище.
        На воду вышли в 13:30. Через полчаса гладкой гребли вошли в порог Колхозный (14:00). Общая длина порога ~800 м. Порог  начинается шиверой с двумя поворотами (всего ~300 м), потом идет несколько мощных валов (>2 м) и и две большие бочки подряд ближе к левому берегу. На последних ~200 м река делится на две протоки: в правой мощная шивера без камней в струе, слева масса обливников, струя менее мощная и заканчивается протока отмелью. Левая протока имеет еще дополнительное ответвление налево через бетонную трубу – остаток моста или плотины. { На сомом деле вода наполняет систему искусственных прудов для каких-то хозяйственных нужд  .}
        Мишка с Ваней шли первыми. Бочки они прошли по правому краю. Мы с Олегом их с воды не увидели, приняв за такие же валы, как перед ними. Олег только успел выругаться, когда лодка на мгновение зависла на валу в 2 м над бочкой прямо по центру, и в следующий момент мы оба погрузились с головой. Лодку повело вправо с креном на левый борт, но нам удалось ее удержать, а скорости хватило, чтобы не застрять в бочке. Я еще не успела вдохнуть после первой бочки, как нас поглотила вторая, но уже менее мощная, из которой тоже удалось выскочить на ровном киле.
        Наталия в силу плохого зрения не стремилась уследить за водой, а шла в хвост за нами с Олегом. Первая бочка развернула ее лагом, и следующая уже положила. Мы были в выходной шивере, когда увидели, что она плывет уже к верху килем и могли только проорать Мишке, который уже вышел из порога. К выходной шивере Наталии удалось «оседлать» каяк, но ее потянуло в левую протоку на камни. Пытаясь сопротивляться воде, снова перевернулась и оставила весло торчать в камнях. На отмели перевернула каяк и залезла в него, после чего Олег лодкой его зачалил. Пока поднимались навстречу Наталии, поймали смытые с нее Пашкины ботинки, чем хоть немного ее порадовали, хотя этот киль был боевой и такой досады как предыдущий не вызвал. Жалко было только весло.
        Подошел кат. Разгрузился и пошел в порог доставать весло. Весло у реки в итоги отнять удалось, но только по частям. Струей  30 мм дюралевую трубу разорвало пополам. Спас работы окончили только в 15:00.
Наталии дали мое весло (короткое), мне – Ванино, и мы пошли к автомобильному мосту, где планировали собраться. Через 300 м после порога прошли небольшой перекат. В 15:30, пройдя небольшую шиверу под бетонным автомобильным мостом в Салми, зачалились у пирса на правом берегу.
        Собрали суда и перекусили. К 18:00 пришли на станцию Салми, до которой от места сборки оказалось ~1,5 км. Купили билеты в вагон Питкяранта-Питер, который перецепляют к Петрозаводскому поезду в Лодейном Поле. В 18:50 погрузились в сидячий вагон, имея 4 места на восьмерых. В вагоне оказались практически одни водники: кроме нас еще одна московская и две питерские группы с Лоймолы. Несмотря на тесноту, удалось даже поужинать растворимым пюре с тушенкой. Около 21 Гена с Павликом и Наталия с Иришкой вышли – их встречали на машине и везли в Самбатуксу. Мы остались вчетвером.
        В Лодейном Поле наш подкидыш ждет петрозаводского поезда больше 3 часов. Мы вышли прогуляться, после чего легли спать.
В Питер поезд прибыл в 8:30 09.05.2000.
 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |