Республика Карелия. Река Чирка-Кемь.
14-23 Июля 1999 г.


В середине Июля 1999 года ,группа туристов "Угорелия" г.Москва на двух байдарках  "Таймень-2" прошла маршрут 4-к.с по реке Чирка-Кемь от посёлка Тикша до посёлка Боровой.

Коротко :
Река по праву считается одной из самых спортивных рек Карелии.Несомненно,что подобная оценка сложности ,применительно к этому маршруту,основанна на степени напряжения препятствий 3-4 к.с. на сравнительно коротком участке (~100км).В нашем случае,когда расход воды на участках сплава день отодня становился всё меньше,пороги ( мы судим по именным) приобретали редко учитываемые свойства,а именно - обилие крупных элементов в русле,хорошо "читаемых" с воды,ноделающих прямолинейное движение сложным.В связи с этим.отдавалось предпочтение сплаву на "отрицалке" с траверзом наиболее "замусоренных" участков.

Заброска:
Машина от станции Надвоицы до моста через реку за посёлком Тикша стоила нам 400рублей на четверых (~120км).Погран-контроль(если таковой ещё сохраняется)нас не беспокоил.
На стапелёвке у моста встретили группу на одной КНБ и одной "Таймень-2" ,из Питера,сплавляющихся с р.Муезерки ,что по их оценкам значительно украшает маршрут(По Муезерке они сплавлялись два дня).Попутно выражаем благодарность ребятам за дружеское отношение.помощь и песни.( Саша Башарин and comp).

Общая оценка:
Великолепные пейзажи.обилие сухих,хорошо проветриваемых стоянок,наличие сухого растопочного материала,красивейщие пороги и чистейшая вода,делают сплав по Чирка-Кеми незабываемым.

Лето:
Часто наблюдались "сухие грозы",однако ни одного лесного пожара мы не не видели.Грибов не было.Тем неимение черники и голубики изрядно. Морошку мы то же собирали на моренных озёрах,где к стати здорово бьёт щука.
Весь поход велась фото-видеосъёмка.В частности Никкуткоски пройден с оператором сидящим и снимающим спиной  к сплаву.
 

   На незафартученных (по стечению обстоятельств)" Таймень-2".
Нами пройдена вся река вся река за исключением Тахкокоски("Жернов") и Ракконекоски("Каменная нога") 4к.с.Первый проходили левым треком,но незафартученными делать там нечего; последний не пройден по причине травмы одного из участников.Последняя закончилась репозицией костных отломков на берегу(в группе два врача).Дальнейший сплав,к сожалению,представлял лишь сумму эвакуационных мероприятий.
    В посёлке Боровой,неплохая больница с рентген установкой и анастезисткой.Там нашему товарищу сменили транспортную шину на гипс.
К стати:
    Со слов хирурга Мамуки Георгеивича Кокая (отличный мужик !) в летний период уж 1-2 водников точно привозят с переломами с реки.

Пороги:
Именных порогов масса,но вряд ли они заслуживают серьёзных опасений.Для опытных экипажей река скорее интересна,чем страшна.Однако - просмотр
обязателен.река в прошлом использовалась для молевого сплава. ВНИМАНИЕ ТОПЛЯК!!

Хаудакоски - 4 к.с.(по нашим оценкам не выше 3-й).Слева ряжевая стенка просмотр,обнос,стоянка с права около 100метров.
Идётся( в нашем случае правым вариантом) без проблем.Мощный вал на  выходе.

Примерно через 3-4 км:
Кривой:
Разрушенный ряж справа ,просмотр обнос слева.Движение по основной струе.Мощные валы на выходе.Великолепные скальные стенки после порога.

 Через100метров:
 Тахкокоски- 4к.с.Вчпечатляющий короткий слив с дугообразной плиты.В центре  слив2 метра.Под ним кипит котёл.Возможен проход левым треком.Вероятна проводка  справа за скалой.

Далее16км - Тахколамбы.(плёс).Стоянки.

Ледмозёрские пороги несложны. 1-й просмотр справа, 2-й слева.

В устьях Няуги ,Хяме,Растос последовательно впадающих слева, хорошо ловится окунь и щука.Далее каскад именных порогов(Вигитус,Руах,Железные ворота, и т.д).Мы не просматривали.

Никкуткоски  4-к.с  Красивый порог.Просмтр ,обнос справа.

Елоха -3 к.с Короток несложен.

Через ~350 метров:
Ракконекоски. 4 к.с. С воды прост на входе (!)Просмотр обязателен!! Обилие элементов ,в нашем случае 3 серьёзные бочки в единственно возможном правом варианте.Сигнальщик! Страховка!
Справа стоянка.просмотр ,обнос

Сосновые В нашем случае мелководные,мы частично выполняли проводку на бечеве.
Острова Шалсари- очень красиво!!! Говорят можно в них заблудится. Движение по правому абрису.
Далее несколько порогов 2-3 к.с. Наиболее интересны Олений ~ 1км -движение по основной струе  с частым траверсированием .Просмотр с права. Горшок 3 к.с. Зигзагообразный.Короток ,мощен,умеренно выраженный правый прижим.
После 7 км.плёса.На левом берегу поселок Боровой,почти невидимый с воды(несколько толи бараков толи сараев).Вставать нужно не доходя до них.
До станции примерно 1.5км.

Отъезд:
Поезд из Борового до Петрозаводска (С.Питербурга) уходит в 16.06.Прямого сообщения с Москвой нет.Билеты желательно взять в 10.00 утра.До Петрозаводска поезд идёт долго.(больше 12 часов) С 4-х часовой стоянкой в Ледмозере(магазин,почта).В Петрозаводске  в 08-20. Ближайший Мурманск-Москва в 13-40(он ходит только до Сентября).

Резюме:

Сплав по Чирка-кеми в полном объёме возможен и достаточно безопасен при наличии индивидуальных средств защиты,фартуков и юбок.
Не рекомендуем пренебрегать просмотром выставлением сигнальщиков.страховки с судов и "живцом".
Считаем использование в качестве информационного источника " На байдарках по Карелии" Г-на Шилова наиболее доступным и полным.

                      УДАЧНОГО ,ВАМ СПЛАВА,КОЛЛЕГИ!

Справочная служба республики Угорелия :
 trianon3@mtu-net.ru