Лемва 2007


DISCLAIMER OF WARRANTY.
WE MAKE NO REPRESENTATIONS ABOUT THE SUITABILITY OF THIS THING FOR ANY PURPOSE. IT IS PROVIDED "AS IS" WITHOUT EXPRESS OR IMPLIED WARRANTY

Команда

Сроки похода

29 июля - отъезд из Москвы
31 июля - высадка на станции Инта, автомобильная заброска до реки Лемва (к устью притока Товратошор)
1 августа - прогулка на хребет Тисваиз
2 августа - стапель и начало сплава
14 августа - выход в реку Уса, прибытие в поселок Абезь
15 августа - выезд по ж/д от "поста Абезь" до ст. Инта, отправление из Инты в Москву
17 августа - прибытие в Москву.

Транспортные средства

Обстоятельства времени, места и образа действия

Поход изначально задумывался как "семейно-детский", шли не торопясь, с частыми дневками. "Ходовых" дней было всего девять, считая "неполноценный" день старта (частью потраченный на стапель), за день проходили от 15 до 29 км - по погоде и настроению. В приципе, если упираться, то весь маршрут от старта (устье руч. Товратошор) до Абези можно пройти дней так за шесть.

Вода в этом году была "средней", незадолго до нашего приезда на реку прошли дожди, несколько поднявшие ее уровень. К концу похода, когда погода устойчиво повернула на "дождливую", уровень воды ежедневно повышался.

Погода на протяжении похода была "переменной". Были и теплые дни (и даже откровенно жаркие в первые дни), и вполне холодные и ветренные с сильным дождем - по большей части к концу похода, но бывало и в середине. Погода меняется очень быстро, переход от теплой солнечной к ветренной дождливой может произойти в течении дня, максимум двух.

Жрачи не то, чтобы злобстоввали, но имелись - как потеплее, так вот они. Всех категорий - комар, мошка, иногда мокрец. К ночи ближе мошка уходит остается только комар, что гораздо проще. В среднем жрачи донимали умеренно, но пару раз набрасывались. Возникло предположение, что резкое увеличение количества, активности и злобности мошки посреди хорошей погоды - к резкому ее (погоды) ухудшению. По крайней мере - совпадало.

"Населенность" реки высокая. Очень много туристических групп разнообразной численности и состава из различных мест (Москва, Рязань, Нижний Новгород, Рыбинск - те, с кеми общались и знакомились, не считая тех, кому просто рукой махали, проплывая), а также в верхней и средней части - рыбаки, приезжающие на вездеходах, а в средней и нижней - на моторках из Епы и Абези.

Хороших стоянок на реке немного (в смысле - приходится поискать, "где захотел, там упал" - не получается), в основном за галечными косами, ближе к нижней части - можно искать и в подступающем к реке лесу. Иногда стоит продраться через стену ивняка, стоящую за галечной косой и посмотреть - там может оказаться очень симпатичная площадка для стоянки. Но в основом - местность подболоченная или покрытая кочкарником. Все удобные для стоянок места неоднократно "настоены" - кострища, следы предыдущих пребываний. Но состояние в основном приличное, не загаженное.

Населенный пункт на Лемве один - поселок Епа (километрах в 25-27 от впадения в Усу). Поселок довольно большой, населенный, есть пекарня, на магазин рассчитывать не стоит.

Река изобилует разбоями и островами, но в ту воду, что была у нас, на протяжении практически всего маршрута проходима без проблем. Прыгать в воду и сниматься с мели приходилось в считаных случаях (для Скаутов совсем редко, для ката почаще, но все равно нечасто). Течение быстрое, кроме редких глубоких ям и омутов. Даже ближе к устью, где река большая и широкая - вполн етащит, даже при противном ветре против заметной волны.

Река простая - типичная "единичка", на мой взгляд. На начальнмо участке есть несколько прижимов к нависающим деревьям на берегу и в паре мест - к скалам, но проходится легко и аккуратно, если экипаж минимально заботится о своей траектории движения и об нормально погрести.

Сама река и берега весьма живописные. Несмотяр на то, что практически сразу после старта река уходит от гор, часты красивые скальные выходы, которые ближе к устью сменяются высокими песчаными обрывами (многие из которых тоже были бы скальными, да камень мягкий, легко выветривается до песка). Характер реки и берегов по мере сплава меняется часто и быстро, есть на что посмотреть и вообще не скучно - если ставить целью "отдыхательный" сплав с любованием природой.

Впадение в Усу происходит напротив большого острова, можно идти южной протокой и после конца острова и деревни Старая Абезь пересечь Усу и пойти в Абезь, можно обогнуть край острова (высокий песчаный обрыв, отделенный узкой протокой от длинного плоского островка, от места впадения Лемвы визуально прохода не видно) и пойти северной протокой. Но лучше идти южной - мы полезли в северную и попали на обширные мели (карту надо было смотреть внимательнее, на километровке эти мели нарисованы), после чего натаскались столько, сколько за весь остальной поход не пришлось.

Заброска и выброска

Заброска от ст. Инта проблем не составляет - нужно толкьо договориться с любой фирмой, предоставляющей соответствующие услуги (в базе забросок весла.ру перечислены). У нас создалось впечатление, что цены на заброску назначаются довольно произвольно, исходя из состава и количества группы. Наверное, стоит обзвонить несколько "перевозчиков" и если получится, объединяться с другими группами - возможно, удастся сэкономить. Дорога от Инты до реки в общем приличная, самый плохой участок - сразу за Интой. "Урал" довез нас за 3 с небольшим часа. Можно проехаь и на УАЗике, да и более "гражданские" машины ("копейка", "Ока") на дороге встречались. К сожалению, выше устья Товратошора автомобильную заброску не предлагают - говорят, что там уже только на вездеходе. А жаль. Горная часть весьма живописна, и поднявшись километров на 20 выше - можно было бы погуляь по окрестным горам. Правда, сплавляться оттуда, возможно, пришлось бы "впроводку по пешему", но это беда небольшая.

Выброска производится по ж/д от остановки "пост Абезь" (примерно в 2-2.5 км от места причаливания в пос Абезь). На "посту Абезь" имеется:
- короткая платформа (на три вагона примерно)
- станционный дом, пустой и в основном закрытый, но с одной небольшой открытой комнатой типа "зал ожидания", что приятно - отапливаемой
- водоразборная колонка с электрическим приводом (повернешь выключатель - гудит, потом из шланга течет)
никакой кассы, расписания и прочих атрибутов ж/д станции - нет.

на "посту Абезь" останаливается пассажирский поезд "Воркута-Москва" (где-то в районе 21.00-21.30 по моск. времени) и так называемый "южный" поезд (по однми дня "Воркута-Адлер", по другим "Воркута - Новороссийск", по третьим может как-то еще) в районе 17.00. "Южный" проходит в обратную сторону (на Воркуту) в районе 3.00 часов (утра), во сколько проходит на Воркуту московский - не интересовались за ненадобностью. Эти поезда берутся местным населением с бою путем бегания вдоль поезда и стучания в вагоны - куда пустят. Повторюсь - кассы нет, билеты не купить, так что если билет не взят заранее, то как с проводником, открывшим вагон, договоришься, так и сядешь.

кроме того имеются два "местных" ("рабочих") поезда - "Сивая Маска - Печора" в районе 4.00 утра и "Воркута-Инта" в районе 10.00 утра. Поезд состоит из двух вагонов и тепловоза, в вагон набиваются все желающие, обилечиваются проводником. Мы уехали на поезде в 4 утра (подошел в 4.20) , и в 6.40 были в Инте. Инта станция большая, все проходящие поезда, включая скорые, останаливаются, так что уехать не проблема, были бы билеты (обычно находятся).

Дары природы и прочая живность

С рыбой вышло как-то не очень - в начале маршрута худо-бедно ловился некрупный хариус (на блесну и на муху, на муху чаще, блесны в реке легко оставляются - каменистое и "цеплючее" дно), а потом ничего уже не ловилось... Мы, конечно, рыбаки плохие, но все, встреченные на реке, включая местных, единодушно отмечали ее "безрыбность". То ли год такой, то ли река такая...

Грибов было, что называет "завались". Команда "хватит грибы собирать" прозвучала очень скоро - поскольку с употреблением собранного ну никак не справлялись.

Ягода есть, но как-то не очень. Морошечники попадаются, но "небогатые", к тому же морошка на момент нашего пребывания уже переспела и стала отходить. Черники при желании собрать можно, но желания не очень возникает :-) На "поесть" набирали легко, а на "заготовить" - что-то энтузиазма не случилось.

Часто попадаются кусты красной смородины. Везде заросли жимолости, но мы эту ягоду употреблять не привычные :-)

Прочая живность представлена куропатками, всякой мелкой птичьей живностью в разнообразии, оленями (редко), лосём, а также непонятным зверем землеройной системы (очень шустро бегает, моментально зарывается и копошится под поверхностью).


Ссылка на фотоотчет: http://www.veslo.ru/outalbumx.asp?kod=332