Отчет
о походе по р. Южная Шуя в июне 200г.
на  «Таймень-3»

Экипаж:
1.Денис Алимов (aka Daddy) – капитан и АВТОР.
2.Ольга Алимова – матрос
3.Станислав Алимов – юнга.

Осенью 1999г. папа(Daddy) купил книгу А.Л. Шилова  "На байдарках по Карелии" и замкнуло его на Ю.Шуе. До этого момента  все семья тихо ползала на "Т-3" по Вуоксе  на веслах и под парусом и не знала что такое «неопрен», «спасжилет», «шлем», «чалка», «улово», «вал», «обнос» и прочая....
К Новому году папа уговорил семью стать ЭКИПАЖЕМ. Купили неопрен. Как подарок на Новый год)))) К весне купили жилеты и шлемы. Как подарок на 8 марта.
И началось.

День первый.
Поезд прибыл на ст. Найстенярви около трех часов ночи. Платформа там отсутствует, но до воды, действительно, не более 100м.
Берег немного заболочен, но есть отличная полянка для сбора лодок. Находится она сразу за ж. д. путями, в сторону берега, справа - территория лесной базы.
 
Мы быстро поставили палатку и решили "додавить" пока не надоест.
Утром пошел дождь. Но было тепло и дискомфорта никто не испытывал.
Пообедали, не вылезая из палатки - газ, все-таки, великая вещь!
Дождь перестал часам к 15-00. Быстро собрали лодку, упаковали палатку и
 оставшееся барахло. Дальше у меня с матросом вышел спор: одевать или нет неопрен.
Надо ли это сегодня и т.д. Одевать не стали.
 
Вышли в 16-30. Вокруг все как в лоции А.Л.Шилова - "остатки лесозаготовки", живописные берега и прочий карельский набор....Однако, строго по карте, через 4 км - п. «Найстенкоски". Начинается он небольшой(180-200м) шиверой с торчащими камнями и обливняками.  Слева остается островок, далее поток усиливается и, после сужения до 10-12 м. проходит между опорами (до 4м.) моста. Идти надо по середине струи, но перед мостом и сразу после него - каменюки, нечитаемые с наплыва. Далее выходная шивера - 200м, надо держаться правого берега.   На верткой "двойке" или каяке от всего этого можно увернуться. Но мы налетели на обливняк  метров за 50 до моста. Лодку развернуло и поволокло лагом к опорам. Крики , мат и т.д.))))
Одним словом, мы быстро выскочили в воду и, схватив лодку за обвязку, поволокли ее к берегу. Глубина - чуть более метра. Температура - около 10 градусов. Ребенка нашего мы загодя высадили и он, тихо сидя около моста, смотрел на наше "кино". "Таймень" мы провели между опорами  на    чальных концах. После чего погрузились и, войдя в струю, помчались по выходной шивере.
Первый день однозначно не удался - через минуту, набрав ходу, "Таймень" вылетел на здоровенный обливняк , подняв матроса к солнцу. Пришлось опять выскакивать и снимать судно с камня.
  Сразу после выходной шиверы справа есть прекрасный пляж с кострищем и сухой поляной. Там мы и заночевали.
Итоги дня: дыра вдоль кильсона, мокрый экипаж, потеря одного запасного дня в графике. Но было и хорошее - в дальнейшем, при любой погоде ни у кого не возникало
сомнений одевать или не одевать неопрен.

День второй.
Он был посвящен эмоциям и ремонту.
Незадолго до выхода, когда все вроде устаканилось произошел почти анекдот.
С пустой палатки (полусфера 2х2.20) уже стянули тент и вынули крепежные колышки из грунта. Вдруг налетает порыв ветра и  плавно, как воздушный шар, поднимает полусферу метров так на 10 и начинает нести ее по небу в сторону леса….Вдруг палатка лениво останавливается и, описывая полукруг планирует обратно…прямо на ветки ближайшей сосны. А ветки у нее начинаю расти очень, очень высоко…..Но обошлось, и  полусфера валится на землю в метрах 10 от своего старта.
Смеялись мы уже потом, когда вспоминали))))
 Собрались только к 14-00 .
Километра 4 ниже появился несложный перекат, прошли без осмотра.
5 км ниже, после левого поворота течение заметно ускоряется и Тарасйоки разделяется на два рукава - идти надо левым. Слышен характерный шум - небольшая двойка.
Осмотр нужен из-за обилия нехороших камней. Для осмотра лодку можно зачалить перед разделением река на рукава, на мыске посредине основного русла. Осмотр после чалки по правому берегу левого рукава. В прошлом это было какое-то рукотворное  сооружение для лесоспалава. Заход во входную шиверу ближе к левому берегу, далее, небольшой слив и валы до 0.5 м. В слив входить строго по середине основной струи, быстро набрав скорость. Далее, через метро 500, будет мост. Проход под пролетами около левого берега. Для осмотра чалиться лучше справа, в тихом заливчике. Между пролетами висит бревно, надо нагибать голову. А на выходе, сразу слева - топляк, нужно резко уводить нос вправо. Выходная шивера довольно мерзкая, в изобилии острые камни, ниже моста метров 300, р.Тарасйоки впадает в Ю.Шую.
Короче, на выходе, мы пропороли шкуру второй раз.
После выхода в Ю.Шую, справа будет виден ж.д. мост через нее. Свернув влево, через 2 км, слышен шум Малого Кеняйкоски. Название из лоции Шилова и подтверждается местными рыболовами. В дальнейшем мы слышали еще одно название - Медвежий(?).Там мы и заночевали. Чалиться надо загодя, к левому берегу. Наверху полянка и много комаров.
 

День третий.
  Опять эмоции, опять ремонт. Матрос взбунтовался и не захотел идти в порог. Обнесли. Кстати, на выходе нас таки покидало. Вода была действительно высокая и выходная   шивера М.Кеняйкоски чем-то напомнила Лосево после ж.д. моста.
Через 3 км показался разрушенный  мост. Идти надо строго по центру, остатки опор утыканы гвоздями и скобами. Очень неприятно. А через 2 км услышали характерный шум - небольшая шивера , проход без осмотра ближе к левому берегу. Далее через 3 км после левого поворота - перекат . Прошли без осмотра. Затем 10 км плес до о.Шуясалми.
Очень живописные места. Если бы не комары - просто рай земной. Стоянка была видна издали, на подходе. Справа уютный заливчик с березками, сама стоянка на мыске, там сухо и есть стол:-)) Там мы и заночевали.

День четвертый.
  Ужасный ливень, с громом и молниями. Начался рано утром и шел почти весь день. Устроили дневку, потеряв еще один(последний) запасной день из графика.
 
День пятый.
Отличная погода!
Обогнув мыс Ю.Шуя делает левый поворот, и слева виден разлив о.Шуясалми. Спустя 3 км, после устья р.Тихая, впадающей слева, слышен шум переката. Проходим без осмотра, течение слабое. Еще 2км ниже начинается перекат - п. «Олененок". Далее следует резкий левый поворот. Чалились слева для осмотра. Очень приятный порожек, надо хорошо вертеться, но все читается при осмотре и с наплыва. Воды было много и "Т-3" прошла "Олененок" без проблем. Но предполагаю, что в июле и позже халявы не будет.
Через километр - мощный слив "Ступенька". Прошли без осмотра , по центру основной струи. Далее плес до Хаутоварских мостов.  Надо быть внимательными при прохождении между остатками опор старого моста. Ниже, через 5 км слышен шум переката, проходим без осмотра и сразу п."Цапфовский"(Саапсакоски - сиговый. А.Л.Шилов  "На байдарках по Карелии") Прошли без осмотра, придерживаясь основной струи. Все читается с наплыва.
Сразу после порога - живописный островок, справа впадает р.Пюхяйоки. Место крайне приятное и располагающее к созерцанию. Наверное, можно и рыбу половить.
Через 2 км, после левого поворота начинается п. «Сизовский" Перед порогом округлый омут, надо заранее перегребать влево и чалиться для осмотра. Осмотр обязателен. Порог отличный, как в учебнике. Заходить надо строго по центру языка, прямо на вал. Отклонение вправо чревато переворотом, т.к. есть сильный свал струи с плит правого берега, а дальше улово .
Мы прошли его следующим образом. Сдав назад, метров за 50 перед входом в язык развернулись и разогнали "крокодила " до максимально возможной скорости. Идя строго по струе, влетели на вал и, пробив бочки, понеслись по выходной шивере. "Т-3" устойчивая и тяжелая лодка, нам не пришлось откренивать. Но на более легких судах
нужно серьезно следить за положением лодки в струе. Впрочем, все нюансы видны при осмотре - отличный, правильный порог!
Юнга впервые радостно заорал - "Здорово!!!!" и засмеялся после того, как при пробивке бочки оказался по грудь в воде....А что может быть приятнее  детского смеха  для усталых и мокрых родителей ? (Только глоток перцовки)))))
3 км ниже показался п. «Островской". Сил уже не было, и мы заночевали на острове. Дрова были, место сухое. Что еще нужно?
 
День шестой.
Сомнения одолевали меня с утра и "Островской " решили обнести. Остаточный страх перед распоротой шкурой все еще мешал нам расслабиться  и вызывал нервный смех при виде всяких нехороших камней. Далее 15 км (по карте) плес до плотины Игнойло ГЭС. Обнос справа, чалиться надо перед мостом, а то - засосет, да и вообще немного неприятно дефилировать перед открытыми заслонками плотины ...
А вот потом - интересно. Обнеся плотину, мы паковали лодку почти у самого водосброса. Вдоль берега выйти в струю нет никакой возможности - каменюки так и ждут))) .
 Мы сделали так: разогнав лодку под острым углом против течения, максимально возможно выбрались в середину струи, далее последовал резкий
разворот с заносом кормы, носом вниз и мы влетели в выходную шиверу. Это такое мерзкое хаотическое волнение между торчащих острых граней. Скорость относительно воды мы держали маленькую и не зря. Пару раз нас стукнуло о что-то ,
но благополучно мягко сняло. А если бы летели со всей дури - точно бы порвались.
2 км спустя начались перекаты  Б.Кеняйкоски. Тут мы даже думать не стали, а тихонько вдоль левого берега пошли на веслах пока нас ощутимо не начало тащить. Мы зачалились, высадили юнгу. После этого провели лодку на чальных концах до маленького заливчика, перед основным сливом. Спасибо товарищам Адмиралу, Алексу Корчмару и прочим  любезно рассказавшим об этом пороге с точки зрения прохождения его на байдарке. Да, действительно лажа((((. Шкуру однозначно порвет на входе в слив и скорость будет потеряна. Обнос был небольшой - метров 40. Дальше, по быстротоку мы вылетели в выходную шиверу с неслабыми валами и благополучно пошли дальше по широкому плесу.
Через полкилометра обнаружили отличный, хорошо обдуваемый островок с напиленными дровами (спасибо кому-то). Место отличное!
Там и остановились

День седьмой.
Встали рано. Шли по плесу минут сорок.
Перед п. «Валойне" (его легко заметить по сужению берегов и ускорению течения) остановились на перекус. Осмотр обязателен. Там все читается и ничего страшного нет. Почти сразу за "Валойне ", между левым берегом и островком - п. «Сарикоски"
Его мы пролетели сходу, по основной струе. Это было что-то! Лодка нырнула носом вниз, матрос был в воде по плечи, и тут же
 вылетел к солнцу! Лодку ощутимо изогнуло, и мы понеслись дальше. Порог несложный, но ощущения!!
Через 3км услышали шум п. «Кумиу". Хороший порог. Длинный. Кривой. Два часа осмотра и тягостных раздумий об инерции "Т-3" и силе струи привели к длительному обносу. Так было спокойнее. Один товарищ сказал: "Обнос всегда короче по времени , чем ремонт или переворот" Через 3 часа показался мост перед д. Улеляга , а там и до пос. Соддер рукой подать! Мост проходить надо осторожно, по центру. Обилие всякого острого дерьма впечатляет. В Соддере наплавной мост оказался в стадии ремонта. Обнос справа. Магазин, пиво - все присутствует)).
Впечатления: голодные и грязные дети, все пьяные, даже собаки((((( Детям дали конфет , а собаке - "Краковской")))) Заночевали на длинном и узком , как палец, мысе "Каменьнаволок" . Это час хода по Шотозеру .Место обдуваемое, комаров мало, дров много. Вообще, очень необычное место. Что-то такое там чувствуешь непонятное...

День восьмой.
Встали рано. Штормило жутко. Утихло часам к 15-00. Вышли. Через час шторм возобновился с новой силой . Ветер был в корму и мы летели к д. Салменица как на крыльях. Все бы хорошо, но ветер усилился, и волны стали перекатываться через корму к носу. А это уже плохо. Одним словом, через час интенсивной гребли мы вылетели на песчаный пляж. Вернее нас выкинуло. Это было похоже на высадку десанта. А потом грянул ливень.
Там и заночевали.

День девятый (последний)
Команда взбунтовалась. Требовали горячего душа и прочих благ. Сникерсов и фруктов. К вечеру мы были в Петрозаводске, в доме отдыха "Белые Ключи". Там была горячая вода и сауна с бассейном.
Что еще надо?
Мы прожили там два дня. Билеты были куплены заранее, мы потратили оставшиеся деньги и отбыли домой.
Так мы закончили наш одиночный и первый речной поход. Готовились мы к нему почти полгода.
 Спасибо А.Л. Шилову за книгу "На байдарках по Карелии" и конференции на http://www.veslo.ru (Клуб Хронических Водников)

А не пройденную часть от Вагатозера до д. Матросы мы хотим пройти в 20001г.



 
   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |